Зона особого внимания vocal Full view

Зона особого внимания

 

Добро пожаловать в мир микширования мониторов для вокалиста. Существует множество видов профессиональных артистов, авторов-исполнителей и поющих знаменитостей, но при работе с исполнителем, который поет исключительно хорошо, грамотный подход к звуку помогает им быть лучшими на сцене.

Когда он (или она) в комфортной звуковой зоне, ощутимая связь с каждым членом аудитории производит мурашки на коже и мокрые глаза. Таких Артистов легко распознать по тому, как они держат микрофон в руке.

Микрофон

Для вокалистов микрофон — это ручка на двери всей звуковой системы, «матерь творения» профессионального аудио. Молодые певцы могут не иметь предпочтений к конкретному микрофону но, в конце концов, привязываются к конкретной модели. Всё остальное оборудование легко заменить, но именно ЭТОТ микрофон в ладони обеспечивает ему ежедневное постоянство и уверенность, что спето будет правильно.

С молодыми певцами можно пробовать разные вокальные микрофоны, но после использования одной модели в течение многих лет, его звук, баланс и вес кажутся им знакомыми, просто как удобная пара обуви. Замена микрофона для взрослых певцов — это огромный вызов, который никогда не должен происходить в день выступления.

Хотя проводные микрофоны обеспечивают лучшее соотношение цена/производительность, сегодня певцы часто требуют беспроводные системы для свободы передвижения по сцене. Улучшенное компандирование помогает беспроводному звуку приблизиться к проводному, а цифровые беспроводные системы обеспечивают бесшумное аудио без компандирования ценой небольшой, в три миллисекунды, задержки.

В результате, выбор вокального микрофона часто означает выбор всей беспроводной системы. С выпуском компанией Shure широкого ассортимента стандартных вокальных капсюлей, многие производители микрофонов предлагают и свои капсюли, которые подходят к ручным передатчикам Shure. Lectrosonics, в свою очередь выпустил ручной передатчик, который работает со всеми Shure-совместимыми капсюлями, а также с капсюлями Sennheiser и Neumann (при помощи адаптера), и с собственным конденсаторным капсюлем ННС.

HH_disassembled

Динамические микрофоны имеют преимущества на громких площадках, являются более прочными и не требуют фантомного питания, но опытные певцы предпочитают конденсаторные микрофоны из-за их прозрачного и точного звука. Конденсаторные микрофоны являются подробными и четкими, но, как правило, активно собирают ближайшие звуки, поэтому некоторое расстояние между певцом и группой помогает на громких сценах.

Микрофоны с жесткой суперкардиоидной или даже гиперкардиоидной направленностью лучше изолируют голос певца на громкой сцене. Проводные конденсаторные микрофоны должны использоваться с обрезным фильтром и кнопкой «pad», так как эффект приближения у них выражен довольно сильно, и на громких нотах голос может быть слишком громким для капсюля.

Не рекомендуется использовать микрофон артиста до его появления на сцене. Используйте запасной, когда вам нужно проверить его/её канал, тогда вы не передадите микробы в его микрофон (и наоборот). Если его канал кажется немного тихим, когда вы говорите в него, это потому что нормальный певец производит больший уровень, чем большинство людей. И вероятно, не нужно рассказывать вам, что нельзя курить в любом месте возле сцены, пока певец её не покинул.

В то время как частотная характеристика может быть поправлена эквалайзером, полярная характеристика и шум от рук не могут быть скорректированы в электронном виде, что делает их важными особенностями при правильном выборе микрофона, который должен помочь их пению.

Эволюция канального процессинга

Компрессия вокала необходима для поп-вокалистов, и вчерашние аналоговые foh-инженеры всегда применяли вокальные компрессоры, начиная от недорогих Drawmer и dbx до винтажных и бутиковых ламповых или оптических компрессоров.

Певцы ненавидят компрессию, но инженеры используют её для создания «студийного звука», применимо к поп-музыке означающего снижение естественного динамического диапазона до чего-то, что может комфортно «сидеть в миксе», пока певец переходит от шепота к крику, а группа переходит от акустических баллад к быстрым рок-номерам. Без компрессии даже Тони Беннетт сильно удивил бы своих поклонников.

Помимо компрессора, вставка графического эквалайзера в разрыв вокального канала — это старый трюк, который позволяет быстро выбрать частоту, минуя консольный 4-полосный эквалайзер. Предприимчивые инженеры даже вставили один канал стереофонического графического эквалайзера в разрыв канала и использовали другой канал для боковой цепи детектора компрессора для контроля резких пассажей певца в верхнем регистре.

Однако выделение одной частоты в sidechain компрессора по-прежнему сжимало весь сигнал. Движение к открытому звучанию конденсаторных вокальных микрофонов и сложности компрессора по уменьшению переходных шипящих спровоцировали создание отдельного де-эсера, помогающего держать естественным звучание живого вокала.

Внешний де-эсер обеспечивал единый настраиваемый диапазон динамической эквализации, сосредоточенной на снижении «шипящей области» высоких частот: от 4кГц до 10кГц. Вскоре стала популярной идея динамической эквализации и для других частот, и 4-полосный процессор BSS DPR-901 стал стандартным вокальным процессором в рэках в 1990-е годы.

BSS-DPR901II

Гастрольные foh-инженеры также использовали многофункциональные студийные процессоры премиум-класса, так называемые «channel strip», которые сочетали в себе: микрофонный предусилитель, компрессор, де-эсер и/или эквалайзер. Существуют также различные плагины, и современная цифровая звуковая среда позволяет собрать channel strip из разнообразных плагинов эмуляции.

wav-c6Многие инженеры называют Waves C6 «незаменимым» плагином, даже заменяющим канальный вокальный эквалайзер. С6 — это шестиканальный компрессор с «параграфическим» пользовательским интерфейсом. Он объединяет четыре канала многополосной компрессии с двумя дополнительными плавающими группами, которые могут быть использованы для де-эсинга шипящих и удаления взрывных согласных. Многополосная компрессия — это также стандартная встроенная обработка на многих цифровых премиум-консолях.

Мониторы

Певцы часто имеют репертуар с большим диапазоном и фразами, заканчивающимися на акцентированных нотах. Когда певцы перемещаются из нижнего в верхний регистр, их голоса реагируют по-разному, и звуковая система должна обеспечить плавный переход. Длинные ноты, к которым добавляется вибрато, производят много обертонов. Певцы предпочитают, чтобы АЧХ их мониторов была с немного поднятых верхом, это помогает им контролировать переход в другой регистр и вибрато.

FOH-инженеры могут бесконечно подстраивать, крутить и полировать голос певца в миксе для зала, но у мониторных инженеров меньше вариантов. Компрессия вокала обычно не используется в мониторах певца, так как ему становится тяжелее петь. Поэтому, когда певец берет громкую ноту, то сценические мониторы её точно воспроизводят, хотя в foh-миксе компрессор отбрасывает голос назад на 3-10 дБ.

Результат состоит в том, что певец слышит, как звук выпрыгивает из сценических мониторов на громкой ноте, в то время как она сворачивается в зале. Певец слышит мягкий резонанс из зала, в то время, как «сухая», некомпрессированная громкая нота движется по сцене, хоть и с собственной реверберацией, но с меньшим количеством акустических отражений.

Хорошие певцы с этим мирятся. Великие певцы учатся обманывать компрессор при помощи микрофонной техники. Они знают, что громкие ноты foh-компрессор будет сжимать, поэтому они на этот момент отодвигают микрофон дальше от рта, используя закон обратных квадратов, чтобы уменьшить силу своего голоса в микрофоне, немного увеличивают расстояние до него.
Когда микрофон отъезжает на громкой ноте, певец избегает влияния компрессора и вокал, с его точки зрения, разрушается гораздо меньше. Молодые певцы испытывают трудности в понимании этого; опытные делают это инстинктивно.

Отражения вокального звука в зале — жизненно важная часть того, что слышат певцы на сцене, как с применением напольных мониторов, так и прострелов (side fills). Поэтому важно, чтобы foh-инженер держал в миксе вокал и его реверберацию выше, чем остальную группу. Звук возвращается на сцену, отражаясь не только от пола и потолка, он также отражается от боковых и задней стен зала.

Массивы с точечным источником теряют направленность в нижних октавах и часто имеют боковые лепестки диаграммы направленности на средних частотах, поэтому на этих частотах лидер-вокал часто довольно громко присутствует на сцене. Сокращение этих частот в вокале в напольных мониторах для певца и прострелах держит его звучание естественным на сцене. Аккуратно задерживая вокальные мониторы и прострелы относительно главной системы, можно добиться, что звук будет восприниматься, как единое целое.

Линейные массивы обладают лучшей картиной контроля на нижних частотах, чем массивы из точечных источников, но это работает только с массивами достаточной длины. Женщины обычно не поют ниже 250 Гц (В3), у теноров нижняя нота на октаву ниже. Это означает, что мужчина-певец в зале с 6-ю боксами линейного массива на сторону будут чувствовать значительное влияние эффекта приближения от своего микрофона на сцене (а его акустическая гитара будет ловить фидбек на 160 Гц).

Персональные мониторы

Многим вокалистам не нравятся персональные мониторы (ин-эйры). Что-то, засунутое в их уши блокирует звук на площадке, ранее достигавший их ушей напрямую, а также разрушает бинауральный эффект объемного звучания. Это утомительно — носить наушники в течение длительного периода времени, потому что они звучат неестественно для мозга, который настроен слышать бинаурально.

Вокалистам также требуется взаимодействовать со своей аудиторией, отвечать на возгласы фанов: «Мы вас любим»! IEM-инженеры пытаются решить эту ситуацию, ставя на авансцене два жестко панорамированных микрофона, добавляя звук от них в IEM-микс в паузах между песнями, чтобы помочь певцам слышать и точно локализовать фанатов, но это плохая замена.

Sensaphonics Active Ambient system даёт исполнителям естественный звук в их уши путем встраивания бинауральных микрофонов в индивидуальные ушные вкладки, и певец может при желании добавить естественный звук обратно в свои уши, щёлкнув переключателем на миниатюрном приемнике.

Sensaphonic

Сильные исполнители, использующие персональные мониторы, требуют от мониторного инженера, чтобы всё звучало естественно через эти миниатюрные преобразователи, зажатые в их ушных каналах. Кроме того — отдельные инструменты и голоса, направленные прямо в ухо, а не в акустическое пространство, требуют правильной реверберации, которая заменяет в данном случае естественную акустику.

Реверберация

Реверберация играет важную роль в мониторинге для вокала. Предпочтительней алгоритмы с плотными ранними отражениями (ER — Early Reflections), а также 4-полосный кроссовер. При прослушивании и выборе пресетов реверберации уменьшите уровень реверберации, оставив ER, чтобы выбрать естественный звук.

4-полосный кроссовер помогает реверберации сложиться с естественной акустикой. Очень помогает укорочение низких частот, если они уже доминируют на сцене. Оставив высокую середину самой длинной, вы сможете «украсить» помещение для певца.

Далее, эквализация реверберации для натурального звучания, вырезайте каждый регион, который звучит металлически или искусственно. Наконец, pre-delay — это критическая регулировка; она должна варьироваться от 20 до 30 миллисекунд, в зависимости от помещения. Как с любым соусом, главное — не переборщить.

Расположение мониторов

Есть много конструкций напольных мониторов и подходов к их размещению для различных исполнителей, но для певцов самое главное — это их микрофон и их реверберация. Но, во-первых, настоятельно рекомендуется ковровое покрытие сцены. Недорогое покрытие, и для открытых площадок, и для помещений, поставляется в рулонах различной ширины, и не только делает звук сцены лучше, но и выглядит хорошо. Даже один кусок по краю авансцены может помочь.

Стерео мониторы должны быть на расстоянии трех метров друг от друга и немного друг к другу повернуты, так чтобы звук шел с каждой стороны, увеличивая стерео эффект реверберации. Можно также подложить что-либо под мониторы, чтобы оси их рупоров были направлены в центр авансцены, где стоит вокалист.

Если он/она путешествует на края сцены, требуется вторая пара, аналогично под углом друг к другу, на расстоянии 6 метров друг от друга. Для этой, второй пары может быть моно микс, так как певец будет слышать их только по одному. Этот микс может содержать больше ВЧ-энергии, чем другие, так как на края сцены обычно проникает много НЧ-энергии от основной системы. Так называемые сценические butt-fill’ы – это третий микс, который помогает, когда певец передвигается ближе к группе.

Главное в мониторном миксе для певцов — их вокал и реверберация. В очень реверберированных залах может потребоваться небольшое количество фортепиано для строя, и может — немного бочки и хета для тайминга.

Увидимся за сценой.

Марк Фринк

Обсуждение