Z — значит импеданс Z значит импеданс_picmain Full view

Z — значит импеданс

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Борис Никитинский считает, что соответствие импедансов микрофона и предусилителя – понятие как с широкой перспективой, так и с большим непониманием.

В большинстве случаев микрофоны весьма успешно используются с большинством предусилителей. Однако — если вы ищете определенное качество, тон, окраску и характер звучания, то правильное согласование оборудования может быть очень полезным.

Что такое импеданс?

Каждый микрофон безусловно имеет собственное выходное сопротивление, и каждый микрофонный предусилитель имеет входное сопротивление. Так как величина сопротивления зависима от частоты, относительно которой происходит измерение, эту характеристику называют impedance, чтобы отличать ее от обычного сопротивления (resistance). Символ импеданса «Z», отсюда и обозначение «Hi-Z» в применении к входам и выходам (гитаристы должны быть хорошо знакомы с Hi-Z).

На практике входной импеданс микрофонного предусилителя может иметь большое влияние на звук записываемого и усиливаемого сигнала. Это главным образом определяется взаимодействием между выходным импедансом микрофона и входным импедансом микрофонного предусилителя, которое и вызывает звуковые различия в виде ощутимого EQ-эффекта, а также (среди прочего) влияет на характеристики атаки.

Кроме того, импеданс конкретного микрофонного предусилителя имеет довольно сложные уникальные взаимодействия с выходным импедансом конкретного дизайна микрофона. Вот почему некоторые звукоинженеры имеют конкретную пару «микрофон-преамп» для определенных задач, например: Neumann U87 с Focusrite Red 7.

Хорошо понять влияние согласования импедансов поможет следующая аналогия: представьте садовый шланг с регулируемым соплом на выходе воды. Садовый шланг (микрофон) является источником с низким импедансом (имеется небольшое сопротивление потоку воды) и сопло (предусилитель) с высоким сопротивлением потоку воды, подаваемой на него по шлангу. Когда клапан сопла закрыт (обрыв цепи), входное сопротивление создает очень высокое давление (напряжение), достигающее максимального значения, и поток воды (ток) равен нулю. Теперь немного откроем сопло: входной импеданс снижается, но остается высоким, давление уменьшается, но также остается высоким, поток на выходе небольшой и вы можете услышать много шипения от брызг (высокие частоты). Если вы будете продолжать открывать сопло, то входной импеданс будет уменьшаться, давление также уменьшаться, поток увеличиваться, шипение брызг становится менее заметным. Если сопло открыто на полную: входное сопротивление является очень низким, давление резко падает, поток наивысший; шипение исчезает. Как можно видеть из этого примера: при уменьшении импеданса предусилителя (открывании сопла), содержание высоких частот также уменьшается.

Приведение импедансов микрофона и предусилителя к одному и тому же значению нежелательно, так как это снижает уровень сигнала и отношение сигнал-шум на 6 дБ. Для динамического и конденсаторного микрофонов, обычно предпочтительно, чтобы входной импеданс предусилителя был примерно в десять раз больше, чем импеданс выхода микрофона.

Особенностью некоторых предусилителей (например Focusrite ISA 428, Summit 2BA-221) является регулировка входного сопротивления, что позволяет корректировать степень взаимодействия входного трансформатора и микрофона. Таким образом, можно создавать различную «окраску» пары микрофон/преамп из-за вышеупомянутого EQ-эффекта. Преимуществом этого является возможность формировать частотное содержание во время записи или звукоусиления без применения эквалайзера в тракте, и без деградации сигнала, которая происходит с увеличением количества компонентов в тракте в виде увеличения шумов и уменьшения уровня.

isa428mkii-inputs_1

В четырехканальном предусилителе Focusrite ISA 428 mk2 регулировка входного импеданса происходит ступенчато, при помощи кнопки (показана красной стрелкой) на каждом их четырех каналов.

SUMMIT_Z

Гибридный предусилитель Summit Audio 2BA-221 (с твердотельным входным каскадом и ламповым выходом) предлагает плавную регулировку импеданса от 100 Ом до 10 кОм.

CLZCloud-small

Cloud CL-Z это «микрофонный активатор», он обеспечивает два уровня увеличения усиления, переключаемый обрезной НЧ-фильтр, а также регулируемое управление входным импедансом. Установив его между микрофоном и предусилителем, Вы получаете контроль над входным сопротивлением от 150 до 15k Ом.

Если у вас есть предусилитель с регулируемым входным импедансом, используйте как опорную точку «правило 10:1» в соотношении входного импеданса преампа к выходному импедансу микрофона, другие настройки — дело вкуса. Вы не испортите ваш микрофон или предусилитель подобными экспериментами, но вы можете действительно найти тот звук, который ищете.

coda_f
_____________________________________________________

editor_in_chiefБорис Никитинский

Главный редактор Live Sound Journal.

В про-аудио больше 25 лет, в разных ролях. Работал звукоинженером в ММДМ, гастрольным звукоинженером, про-аудио специалистом в компании Yamaha Music Russia, также несколько лет как звукоинженер большой церкви, автор публикаций в про-аудио прессе.
_____________________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение