Взгляд мастеринг-инженера mastering Full view

Взгляд мастеринг-инженера

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Дэвид С. Элей, мастеринг-инженер, описывает некоторые из наиболее распространенных проблем, с которыми он сталкивается при получении миксов от клиентов …

Кто действительно ответственен за фантастически звучащий мастер? Микширование по праву считается более крупным предметом в этой области, чем мастеринг, и можно легко написать книгу, или две, на эту тему.

Так что, вместо того, чтобы пересказывать учебники по микшированию, я просто расскажу о некоторых наиболее распространенных проблемах, с которыми я сталкиваюсь при получении миксов от клиентов.

Я не буду вдаваться в подробности того, какие частоты следует увеличить или уменьшить, чтобы улучшить микс, или разбирать любые другие трюки микширования. Я просто попытаюсь объяснить общую концепцию того, почему некоторые миксы помогают создать хороший мастер, а другие нет. При этом, я надеюсь пролить новый свет на этот трудный вопрос.

В моём идеальном мире все миксы, которые я получаю, при наличии проблем возвращаются к специалисту по микшированию с докладом о проблемах, которые я нашел, затем они ремикшируются, и только потом получается отличный по звучанию мастер. Правда в том, что иногда у меня нет другого выбора, кроме как сделать лучшее из плохого, и отмастерить, насколько это возможно, проблемный микс. Освоив множество проблемных миксов, я могу дать несколько советов, почему некоторые миксы не дают лучших результатов и почему у других это получается.

Совмещаем звуки вместе

Существует фундаментальное правило, когда речь заходит об одновременном воспроизведении разных звуков: чем ниже их спектр, тем труднее их микшировать.

В качестве примера я использую бас-гитару, одновременно играющую две ноты. Если вы играете две разные ноты в нижней части диапазона, то эти два звука не будут звучать четко или очень музыкально воспроизводиться одновременно. Прослушайте те же две ноты в разных октавах, и внезапно, слышать эти ноты будет не так неприятно для ушей.

В любой песне маловероятно, что басист будет воспроизводить более одной ноты за раз, но есть и другие факторы, которые приводят к тому, что в нижнем конце частотного спектра идёт битва за место в пространстве.

Иногда я получаю микс, где басовый барабан настроен на конкретную ноту. Под этим я подразумеваю, что он имеет очевидную частоту или музыкальную ноту, содержащуюся в звуке удара. Обычно это синтезированная бочка или сэмпл (чаще всего естественно записанная бочка не имеет какой-либо очевидной настроенной частоты или музыкальной ноты).

Когда микс содержит чётко настроенную бочку, могут возникнуть проблемы, поскольку эта нота должна тогда чётко работать с басовой линией. Когда они конфликтуют в самом нижнем конце спектра, это делает микс неясным и мутным. Настроенная бочка имеет своё место в музыке. В танцевальных жанрах настроенная бочка вполне подходит, если предпринять усилия для обеспечения совместной работы для бочки и басовой линии.

Другое правило: чем более естественен каждый звук в миксе, насколько хорошо всё записано, тем легче микшировать. Если при записи акустической гитары микрофон подбирает какой-то нежелательный резонанс на некоторых частотах в необработанном помещении, тогда эта гитара может быть упрямой на этапе микширования.

Когда вы слушаете музыкальный инструмент в реальном мире, вы, вероятно, не заметите резонанс комнаты, если у вас нет обученного уха. Чтобы эффективно записывать музыкальный инструмент, вам нужно избегать размещения микрофона в тех частях комнаты, где возникают резонансы на определенные частотах, которые потом выпрыгивают при сведении. Плохое размещение микрофона затрудняет процесс микширования.

Сам музыкальный инструмент может вызывать резонанс на определенных частотах, когда микрофон находится близко к телу инструмента. Резонирующее тело музыкального инструмента — это в первую очередь то, чем он производит звук, но должно быть какое-то расстояние между микрофоном и инструментом, чтобы он звучал правильно. Только когда звук пролетает некоторое расстояние от инструмента, он сформирует естественное звучание этого конкретного инструмента. В зависимости от того, на какую часть тела инструмента вы направите микрофон, такой вы получите и звук. Некоторые области инструментов желательны, чтобы помочь вам в приятном микшировании, но некоторые – нет, и будут создавать проблемы.

Хороший микс начинается здесь: выбор микрофона, размещение микрофона, подходящее помещение, хорошие музыканты. Если вы сделаете все это правильно, микшировать будет намного проще. В конечном итоге, вы нуждаетесь в гораздо меньшем применении обработки, например EQ, при сведении.

В моей книге The Audio Mastering Blueprint я описываю метод прогона эквалайзером усиленной частоты по всему спектру, который помогает быстро обнаружить нежелательные резонансные частоты, полученные плохой микрофонной техникой. Очень хороший микс покажет мало, или полное отсутствие неприятных резонансных частот при применении этой техники — это лучший результат, на который вы можете надеяться.

Разделение

Одним из основных преимуществ, которые имеют все хорошие миксы, является хорошее разделение. Это когда при множестве разных вещей в миксе легко и ясно можно слышать что-то одно. Так почему же все эти такие разные звуки становятся настолько непонятными и неразборчивыми?

Резонанс — один из виновников. Резонирующие частоты маскируют или размывают другие звуки, занимающие с ними одну и ту же область спектра. Кроме того, когда мы слышим звуки в реальном мире, то все они происходят из разных мест, и это является одним из способов, которыми мозг их разделяет. Когда все звуки поступают из одного набора динамиков, необходимо приложить дополнительные усилия, чтобы слушатель мог разделять разные вещи.

Это приводит к важной точке – глубине микса. Если приложить усилия, чтобы добиться глубины при микшировании, мы сможем легче отделить разные звуки. Но прежде чем мы займемся созданием глубины в миксе (не используя Супер Глубину!), я хотел бы рассказать об идее разделения и о том, как легко его можно потерять.

Когда два элемента в миксе занимают очень близкие диапазоны частот, слушателю может быть трудно их различить. Когда микс содержит множество элементов, которые трудно различить, он может казаться грязным, особенно в нижней части спектра. Пропустите какой-нибудь нежелательный резонанс, пойманный во время записи, и микс станет действительно довольно упрямым.

Два звука могут занимать один и тот же частотный диапазон, но иметь разные текстуры, это помогает им разойтись. Или они могут сидеть в разных местах стерео-образа, что также помогает в разделении. Использование панорамирования для разделения звуков является хорошей практикой, но вы всегда должны убедиться, что ваш микс хорошо звучит в моно, поэтому EQ является важным инструментом для хорошего разделения.

Хороший совет, который мне когда-то дали, заключался в том, чтобы начать микширование в моно, получить как можно лучший микс, а затем перейти к стерео.

Важно понимать, что перекрытие диапазонов частот для инструментов – это нормально, но нужно добиться такого совмещения, когда каждый инструмент может говорить обособленно.

Звуковые тоны могут помочь с разделением. Два звука, занимающих аналогичный диапазон частот, могут быть эквализированы, для придания им разных тонов или текстур, один можно сделать теплее, а другой немного осветлить.

Мутность может быть результатом плохого разделения и чаще всего встречается в нижней середине и нижнем диапазоне, причем основными виновниками этого являются гитары и бас. Басовый кабинет может создавать нежелательный резонанс. Комната, в которой находится бас-гитара, может создавать резонанс, который имеет тенденцию быть более очевидным на низких частотах из-за небольшого (относительно длины волны) расстояния между стенами.

Электрические гитары, как правило, имеют довольно много низа в спектре, и их собственный звук великолепен, но их нижний край вызывает проблемы при добавлении бас-гитары в микс, поскольку нижний край спектра электрической гитары простирается прямо до диапазона бас-гитары. Обрезка низа на электрогитаре создаст пространство для бас-гитары и даст большую ясность нижнему концу спектра в целом. Если вы опасаетесь, что это сделает звук электрогитары тонким, когда он сам по себе, вы можете автоматизировать обрезной фильтр, чтобы он активировался только при наличии басовой линии.

Как я упоминал в главе моей книги о Расширении, даже небольшой срез нижнего края баса обеспечивает расширение нижний края бочки, это может немного помочь при низкой степени ясности в самом низу. Или: немного вырезав определенную частоту на басе, можно позволить пробиться бочке. Самую нижнюю часть спектра не нужно много заполнять. Бочки и баса достаточно, и даже они должны быть отделены друг от друга до некоторой степени.

Практически все элементы микса, если они воспроизводятся музыкальными инструментами, будет иметь гармоники, простирающиеся до самого верха слышимого спектра и даже за его пределы. Важно, чтобы вы пытались сохранить их неповрежденными, поскольку они действительно помогают с разделением. В то время как обрезные НЧ-фильтры могут помочь прояснить нижний диапазон, для достижения разделения на средних и высоких частотах крайне необходима определенность. Обрезные ВЧ-фильтры могут звучать жестко и будут влиять на важные верхние гармоники.

Надеюсь, мне удалось объяснить, что разделение, несомненно, имеет огромное значение!

Как уже упоминалось, создание глубины в миксе помогает с разделением. Глубина в миксе — это когда все разные инструменты (вокал, гитары, барабаны и т.д.) имеют собственное пространство, и не только с точки зрения тональности, но и с точки зрения 3D. Все звуки будут приходить от двух динамиков, но мы можем создать довольно хорошую иллюзию, что они приходят из разных мест в комнате. Глубина может быть достигнута по-разному — эквалайзер, реверберация, хорус, панорамирование и задержка — всё это инструменты, используемые для размещения инструментов внутри звуковой сцены. Как я уже сказал в начале этой статьи, я не собираюсь заходить слишком далеко в методы микширования, я просто хочу дать концепцию хорошего разделения и определения.

Компрессия на каналах и по группам

Некоторые проблемы, с которыми я сталкиваюсь при мастеринге, не всегда связаны с мутностью или тональными недоразумениями, иногда это компрессия. Начнем с барабанов.

Компрессия действительно может изменить тон или ощущение звука, который вы компрессируете, и это происходит это главным образом с ударными звуками из-за их яркой атаки. Поскольку ударный звук проходит очень быстро, при довольно большом количестве изменяющейся тональной информации за очень небольшое количество времени, эффект компрессии, изменяющей во времени форму (envelope) ударного звука, может действительно изменить общий тон.

Использование компрессора на группе для всех барабанов — это, безусловно, хорошая идея, она сохраняет их целыми, почти так же, как использование одно-диапазонного мастеринг-компрессора в миксе. Но нужно проявлять осторожность, чтобы не зайти слишком далеко, и учитывать шанс, что компрессор может действительно лишить жизни ударные звуки.

В общем, чрезмерное количество компрессии в миксе не спасет никакой мастеринг. Если микс был пережат, мастеринг-инженер может очень мало сделать, чтобы это исправить. Иногда экспандирование помогает в таких ситуациях, но очень не часто.

На противоположном конце шкалы я сталкиваюсь с ситуациями, когда некоторые элементы в миксе могли бы действительно быть немного поджаты. Например, динамический диапазон может быть не всегда благоприятен для вокала; порой я нахожу вокалы недожатыми. Вокальная экспрессия (громкое или мягкое исполнение) передается тем, как звучит голос, и не требует огромных изменений в реальном уровне. Недожатый вокал может страдать в миксе от потери определенных слов или слогов, влияющих на его разборчивость.

Другой инструмент, который иногда может быть поджат, — это басовая линия. В идеале бас должен быть довольно ровным, по крайней мере, в его нижнем регионе. Басовая линия, наряду с ритмом, составляет основу всего микса и должна быть твердой. То, что иногда случается — выскакивает одна из нот басовой линии, скорее всего, из-за какого-то резонанса. Или может быть разница в уровнях каждой ноты, из-за манеры исполнения музыканта. Не стесняйтесь, когда дело доходит до компрессии баса. Многополосная компрессия может быть полезна для фокусировки выпрыгивающих частот.

Для большинства других вещей в миксе компрессия должно использоваться легко, чтобы не «разварить». Возможно, мастер-микс может быть слишком динамичным, что делает его непригодным для воспроизведения в шумной среде, но хороший мастер должен по-прежнему иметь в целом здоровое количество динамического диапазона. Возможность музыкальной экспрессии в значительной степени зависит от динамики микса. Сокращение всего динамического диапазона с чрезмерной компрессией приведет к потере жизни в миксе. Однако есть одна ситуация, когда смелость с компрессией при микшировании может быть оправданной — когда вы хотите, чтобы конечный результат был громким. В другой главе книги это описывается более подробно.

В итоге

Вместо того, чтобы учить вас микшировать музыку, я просто указал на некоторые правила, которые соединяют разные звуки вместе через то, как мы воспринимаем звук. Микшировние очень субъективно, и сильно зависит от вкуса микс-инженера. На мой взгляд, хороший микс хорошо сбалансирован, имеет хорошее разделение, ширину, глубину и пробивную динамику, что является сочетанием навыков записи и микширования. Из хороших миксов получаются хорошие мастера для тиража, это так.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •