Восхождение гитары Rise_Guitars Full view

Восхождение гитары

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Майк Сокол раскрывает один важный аспект в достижении негромкой сцены.

Маленькие, но полнофункциональные, гитарные усилители могут выполнить миссию по уменьшению уровня звукового давления на сцене, при этом они музыкальные, креативные и сохраняют ощущение, присутствие и звук.

К ним будет обращено основное внимание в этой третьей части серии статей о тихой сцене, где мы рассматриваем альтернативы, которые позволяют музыкантам и звукоинженерам работать вместе, чтобы обеспечить лучший микс для аудитории. (Предыдущие части здесь и здесь.)

Автор со своим гитарным оборудованием.

Автор со своим гитарным оборудованием.

Обратите внимание, что это не обзор гитарных усилителей, а скорее — обзор приемов и технологий, которые хорошо работают в поисках более спокойной сцены.

В качестве полного раскрытия: я не гитарист, я рок-н-ролльный клавишник с опытом игры более 40 лет, который до сих пор владеет органом Hammond B3 с колонкой Leslie, синтезатором Mini-Moog и электропианино Rhodes 73. Но несколько лет назад я начал создавать ламповые гитарные педали и ди-боксы с эмуляцией динамика для гитаристов, и в настоящее время мои приборы делают звук на концертах всех размеров.

Большинство гитарных усилителей, упоминаемых в данном материале, предназначено для маленьких и средних помещений, с аудиторией от 100 до 1000 слушателей. Для больших открытых сцен идеи, которые были сделаны здесь, возможно, потребуется скорректировать, чтобы они соответствовали расширенным требованиям звукового давления для мониторинга.

Внесу немного ясности, прежде чем мы продолжим. Когда я говорю об измерениях уровня (SPL), то подразумеваю, что оно А-взвешено (с большим усреднением).

Кроме того, мои термины «тихая сцена» или «сцена с низким дБ-уровнем» означают, что звук со сцены приходит в помещение на уровне менее 90 дБ (и предпочтительно ниже), что позволяет FOH-инженеру делать чистые миксы на нужном ему уровне, которые будут звучать мощно и музыкально по всему помещению. На сцене могут быть области, превышающие 85 дБ, но цель состоит в том, чтобы держать суммарный уровень сцены как можно ниже, давая музыкантам достаточно «чувства», чтобы они играли музыкально.

Современные концерты могут достигать уровня на FOH-позиции 110 дБ и более, и хотя это может быть интересно некоторое время, постоянное пребывание на таких уровнях в конечном итоге сделает всех глухими. Имея это в виду, хочется привести несколько основных идей о том, что нужно для создания электрогитарного рига с низким уровнем дБ.

Лампа рулит

EL84_TubesКонечно, можно спроектировать и построить великолепный моделирующий процессор, который будет эмулировать гитарные ламповые усилители, есть даже несколько моделирующих педалей, которые вы можете подключить и играть через них. Они требуют некоторого времени, чтобы попробовать, настроить определенный стиль, и сохранить основные настройки для быстрого доступа. Тем не менее, хороший ламповый усилитель легко понимаем большинством гитаристов, что позволяет им быстро создать нужный тембр.

Итак, чтобы начать вечеринку, я иду по проверенному сигнальному пути:  электрогитара, несколько педалей эффектов, гитарный усилитель мощностью 15 ватт с ламповым выходным каскадом и 12-дюймовым динамиком, и микрофон Shure SM57 или Sennheiser 609 или XLR- выход DI-эмулятора.

Мощные парни

После 45 с лишним лет игры на сцене я пришел к выводу, что «ламповые ватты» кажутся на 6 дБ громче, чем то же количество «транзисторных ватт». То есть, 300-ваттный ламповый Ampeg SVT (c его шестью выходными лампами 6550) звучит так же громко, как 1200-ваттный транзисторный басовый усилитель. Вероятно, это связано с тем, что выходные ламповые каскады могут отрабатывать довольно серьезное клипирование, и все еще звучать музыкально, в то время как транзисторные выходные каскады должны держаться подальше от границы искажений, чтобы не добавлять свои собственные гармоники.

Таким образом, для транзисторных усилителей требуется дополнительная «подушка» хедрума в 6 дБ, только для того, чтобы не добавлялись их собственные искажения. И, конечно, 6 дБ равно 4-кратному увеличению мощности. На тихой сцене мои оценки показали, что для электрогитары более, чем достаточно лампового усилителя мощностью 15 ватт, или 60-ваттного транзисторного усилителя, чтобы получить достаточный уровень для музыкантов, не взрывая аудиторию.

Помните, что для «тихой сцены» не требуется, чтобы всё было ниже 85 дБ. Гитарист, безусловно, может получать от своего собственного инструмента в своём игровом пространстве от 90 до 95 дБ. Мы просто хотим снизить уровень звучания со сцены в помещение до уровня 85 или 90 дБ.

Обнуление и резкость

Поскольку положение кабинета важно для общего звучания гитарного усилителя, часто озвучиваются, по крайней мере, два аргумента против размещения кабинета на стойке. Во-первых, это уменьшает контакт громкоговорителя с полом, особенно на низких нотах.

Но я полагаю, что установка кабинета или комбо на стойку не уменьшает бас из-за устранения прямого контакт со сценой. Хотя эффект уменьшения басов является реальным, скорее всего, он вызван так называемым «эффектом граничного обнуления».

GuitarsFigure_1

При размещении любого источника звука на некотором расстоянии от плоской поверхности (например, от пола) происходит фазовое обнуление, которое происходит на частотах около одной четверти длины волны, в зависимости от расстояния между громкоговорителем и поверхностью.

Поэтому, если мы поднимаем кабинет на 2 фута над полом, он создает 4-футовый обратный путь, который создаёт четвертьволновую отмену примерно на 140 Гц. Подъем того же динамика на 3 фута над уровнем пола приведет к отмене на частоте около 90 Гц.

Это точно происходит с нижними нотами электрогитар и, безусловно, влияет на звук. Поэтому, если желательно иметь хороший басовый «удар», может быть предпочтительнее поставить кабинет или комбо на пол.GuitarsFigure_2

И наоборот, поднятие его на несколько футов может помочь очистить нижний край. В любом случае все в порядке на тихой сцене, когда кабинет наклонен в сторону головы музыканта, и динамик не направлен в аудиторию.

Это можно сделать двумя способами. На фото справа я использую портативную стойку под названием Standback, которая позволяет большинству комбо-усилителей малых и средних размеров находиться в положение «монитор». Standback складывается и легко помещается в заднюю часть гитарного комбо-усилителя.

GuitarsFigure_3На фото слева показан кабинет моего собственного дизайна, который я называю Iso-Wedge. Он работает с 12-ти дюймовым гитарным динамиком (в данном случае Celestion), имеет микрофонный держатель для Sennheiser 609 или «согнутого» Shure SM57. Я также разместил по центру динамика рассеиватель Flapjack (подробнее об этом ниже).

Второй аргумент заключается в том, что гитарный динамик «по оси» звучит слишком сильно пронзительно и резко для ушей. Любой 12-дюймовый динамик будет «резким» по центральной оси, поэтому мы предпочитаем перемещать свои микрофоны вне оси и вне центра, и гитаристы так же слышат свои кабинеты немного не по оси динамика.

GuitarsFigure_4Применение Flapjack (фото справа), простого прорезиненного диска, который расположен по центру гитарного динамика, ослабляет пронзительный центральный тон, сохраняя хороший звуковой материал на краях динамика. Он имеет вешалку на маленькой булавке, которая позволяет быстро его добавить или удалить практически на любом кабинете с металлической или тканевой решеткой.

Переходим к усилителям

Я выбрал четыре совершенно разных типа гитарных усилителей и попросил производителей прислать их мне без каких-либо обещаний восторженных рецензий и т.п.

Кроме того, гитарный усилитель и выбор динамиков — очень личная вещь для большинства гитаристов, поэтому цель состоит в том, чтобы предоставить основные рекомендации по подбору оборудования для тихой сцены.

Это только первые четыре гитарных сетапа, которые я придумал, и все они были одобрены Карлом, гитаристом, который был на сцене со мной с середины 70-х.

Хотя ваш опыт может отличаться, эти сетапы — отличный способ для начального обсуждения.

Fender BassBreaker 15.

GuitarsFigure_5Нет, это не для басовый — это гитарный усилитель. Название происходит от оригинальных усилителей Bassman, которые на протяжении десятилетий были любимы блюзовыми гитаристами. Тем не менее, BB15 оснащён цифровым ревербератором в его полностью ламповом сигнальном тракте с мощностью 15 Вт на выходе.

Как и оригинал, этот комбо-усилитель очень прост и замечательно выполняет свою работу. Он достаточно удобен для блюзовых гитаристов, которые любят контролировать свой звук с помощью стиля игры и выбора инструмента, но у него достаточно и дополнительных элементов управления, чтобы добавить тональный окрас более современному звучанию.

Он также включает в себя эмулирующий динамик XLR-выход и возможность непосредственного подключения к звуковой системе без микрофона (если это необходимо) или для занятий в квартире. Он разработан Фендером, одним из пионеров электрогитарного усиления, и оснащен 12-дюймовым динамиком Celestion. Он как дома на любой сцене, и я думаю, что Лео Фендер гордился им.

Orange Tiny Terror.

GuitarsFigure_6Те из нас, кто вырос, слушая Led Zeppelin в конце 60-х и начале 70-х, знают, что усилители Orange были неотъемлемой частью гитарного звука Джимми Пейджа. Тем не менее, нет необходимости в вызывающих головную боль 100 ваттах, потрясающих небольшое помещение. Посмотрите на  Orange Tiny Terror. Это действительно простой усилитель, только с регуляторами входного и выходного уровня плюс один регулятор тембра. Да, есть также селекторный переключатель 7/15-ватт на передней панели. Установите регуляторы усиления входа и выхода на свой вкус и добавьте высоких частот. Вау!

Вы думаете, что мощности 15 Вт недостаточно? Ну, подключите Tiny Terror к вашему кабинету, установите его на 7 ватт и отойдите. Эта вещь — серьезная карманная ракета, которую вам, вероятно, придется немного прибрать по громкости, особенно если применять кабинет в положении монитора. Хотите получить больше? Попробуйте Orange Dark Terror, 7/15-ваттный усилитель, любимый многими металлическими гитаристами. У него есть безумное усиление и искажения, но с очень контролируемым уровнем на сцене.

Hughes&Kettner Tubemeister Deluxe 20.

GuitarsFigure_7Хотя у H&K нет столь богатой истории, как у Fender или Orange, их эмулятор Red Box существует уже столько времени, сколько я себя помню, и вероятно, это был первый — и возможно лучший — способ имитации микрофона перед динамиком. Он эмулирует важную часть пути гитарного сигнала, тщательно выравнивая сигнал и подготавливая его для системы звукоусиления.

Tubemeister Deluxe 20 имеет встроенный полнофункциональный Red Box с микрофонным/линейным выходом, что делает его идеальным для подключения непосредственно к микшерному пульту. Или делайте так, как делаю я — используйте как выход DI, так и ваш любимый микрофон на динамике. При микшировании выбор очень полезен.

Сам Deluxe 20 представляет собой ламповый усилитель с переключением на 20 Вт, 5 Вт, 1 Вт и 0 (ноль) Вт. Таким образом, эта компактная (но все еще относительно тяжелая) голова может использоваться в любом месте: от более крупной сцены до студии. Когда мы впервые его включили, Карл мудро выбрал настройку в 1 Вт (поскольку у него уже есть Tubemeister 18). Фантастический звук с большой громкостью! (Да, д а — 1 ватт!) 5-ваттная настройка подходит для средних сцен, и настройка на 20 ватт идеально подходит для работы с кабинетами 4х12” на больших шоу или концертах. Он просто великолепно звучит на любой громкости.

И это основной усилитель, выбранный Карлом для его широкого диапазона стилей исполнения. Он использует его для блюза, металла, стилей 70-х, 80-х или 90-х годов с помощью нескольких настроек. Таким образом, Deluxe 20 легко принимает любую из его 7-основных сценических гитар и дюжину стилей игры. Я также собираюсь попросить его попробовать этот усилитель со стил-гитарой Rickenbacker 1960 года, и скорее всего, он тоже подойдет.

Tech 21 RK5 Fly Rig & Electro-Harmonix 44 Magnum.

GuitarsFigure_8Это моя собственная домашняя заготовка. Я взял Tech 21 Fly Rig RK5, разработанный для Richie Kotzen, запустил его в педальный усилитель Electro-Harmonix 44 Magnum (44 Вт) и отправил на один из кабинетов Iso-Wedge моего собственного дизайна, который оснащен 12-дюймовым динамиком Celestion Creamback 70.

Tech 21 RK5 Fly Rig включает в себя эквалайзер, дисторшн, эхо и реверберацию, плюс он достаточно мал, чтобы поместиться в отсек гитарного кейса.

Так как можно летать на самолете с гитарой (понятно, почему «Fly Rig»?), можно пойти на любой концерт со своим сетапом и просто подключиться к местной системе.

Этот набор точно соответствует первоначальной задумке Карла, и я построил его давно, когда мы избавлялись от 100-ваттных гитарных усилителей на сцене.

И этот набор Франкенштейна — его выбор номер 2 для занятий и небольших концертов.

Я только добавил педаль громкости между выходом Tech 21 Fly Rig и EHX 44 Magnum, чтобы немного уменьшить коэффициент усиления и сделать его громкость более контролируемой. Таким образом, это на самом деле крошечная гитарная установка, которая и не является усилителем как таковым.

Конечно, Tech 21 Fly Rig не ограничивается статусом самого тонкого усилителя. Прелесть этого дизайна в том, что его можно применять в любом месте — от  негромкой сцены до полного концертного режима, в зависимости от того, насколько велика система звукоусиления на концерте.

И у исполнителя всегда может быть один и тот же педалборд под ногами, со всеми настройками, которые им нравятся.

Кроме того, его можно добавить к любому из вышеупомянутых гитарных усилителей, чтобы обеспечить огромную творческую гибкость. (Это уже слишком весело!)

Что дальше

В моей следующей статье я сконцентрируюсь на снижении уровня бас-гитары (басового усилителя) без ущерба для тона и ощущения, а также представляю несколько различных решений, которые включают тактильный контроль при использовании персональных мониторов (IEM) на сцене без басового усилителя. Помните: вам нечего терять, кроме избыточной громкости сцены.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение