Важность профилактики

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Крейг Лирман напоминает о необходимости профилактического обслуживания консолей, кейсов и коннекторов.

Центральным ядром практически любой аудио системы является консоль, обеспечивая маршрутизацию и микширование для шоу. Это большая ответственность, и это означает, что консоли должны быть всегда в исправном, рабочем состоянии.

Вот почему я рекомендую делать ежеквартальную профилактическую работу (ПР) для тех консолей, которые работают регулярно, и по крайней мере — дважды в год для тех, кто не очень занят. Независимо от того, какая она — аналоговая или цифровая, большая или компактная, микшерная консоль требует постоянного внимания.

ПР, о которой я говорю, предполагает поддержку состояния оборудования, и может включать в себя (но не ограничиваться) осмотр, чистку, смазку, ремонт, регулировку и замену деталей, чтобы продлить срок службы и сохранить данное устройство в хорошем рабочем состоянии.

ПР-это все, что требуется, чтобы убедиться, что оборудование работает правильно, безопасно и без проблем.

Тип и размер ПР может сильно различаться. Например, нужно учитывать фактор влияния окружающей среды, в которой консоль работает. Та, которая чаще использовалась на открытом воздухе, где жарко и пыльно, должна провести больше часов на профилактике, чем та, которая работала в помещениях, на корпоративных мероприятиях в кондиционированных залах.

Новые консоли требуют меньше внимания, чем старые, но только до определенного момента. Хороший способ быстро состарить новое оборудование раньше времени — игнорировать ПР, что не только ставит под угрозу работу на концертах, но в целом отдачу от инвестиций.

В моей компании, мы часто выводим часть оборудования, которое было подвергнуто суровым условиям, например, работало пыль или дождь, и даём ему внеплановую сессии профилактики перед отправкой его обратно на рабочий склад. Мы делаем файл на каждую часть имеющегося у нас оборудования, который включает в себя руководство по эксплуатации, расписание технического обслуживания, и примечания (например, номера артикулов для воздушных фильтров), которые могут помочь нам сделать работу легче. Наш ПР-график является гибким и выполняется в перерывах между концертами.

Важно согласовать программу ПР с соответствующими рекомендациями и инструкциями о том, как много времени и внимания требует каждая единица оборудования. Также важно понимать, что разные производители могут иметь различные требования к техническому обслуживанию для аналогичного оборудования.

Приступим к работе

Процесс профилактических работ с консолями в моей компании начинается с тщательной очистки поверхности. Пыль и грязь можно удалить с помощью пылесоса, а также сухой тканью или мягкой кистью. Сжатый воздух в баллонах или от компрессора также можно применять, чтобы сдуть пыль. Однако при использовании компрессора убедитесь, что он имеет маслоотбойник, чтобы не распылять масляную пленку по поверхности консоли.

Мы используем небольшой безмасляный компрессор-аэрограф. Он занимает мало места на ремонтном стенде и обладает достаточной мощностью, чтобы выдуть пыль и грязь, которые собирают наши приборы.

Как правило, не всегда имеется необходимость открывать консоль, чтобы очистить её, если только она не была в экстремальных погодных условиях (на улице в пыльную бурю), а также вы должны быть в курсе, что открытие какого-то электронного оборудования может привести к аннулированию гарантии, так что, для этого должна быть хорошая причина. Если консоль открыта, то пыль и грязь изнутри выдувается так же, как с поверхности — пылесосом.

Кроме того, потратьте время, чтобы проверить надежность всех внутренних соединений, особенно шлейфов (широкие пластиковые разноцветные кабели с широкими разъёмами называются шлейфами), потому что они могут с течением времени ослабнуть из-за тряски при перевозке.

ПРИМЕЧАНИЕ: не открывайте электронное оборудование, которое подключено к электрической сети.

Следуйте рекомендациям производителя по очистке дисплея консоли, потому что некоторые химикаты (даже мягкие очистители для стекол) могут повредить его поверхность. Проверьте ВСЕ вентиляционные отверстия и продуйте от пыли. Очистите или замените воздушные фильтры в соответствии с инструкциями производителя.

Остатки клейкой ленты с поверхности консоли можно удалить с помощью чистящего средства Simple Green. Если это не сработает, то следующий шаг – клинер  Goo Gone. Не забудьте читать инструкции и предупреждения на этикетках чистящих жидкостей.

Продолжение процесса

Дайте консоли общую оценку, ищите повреждения, и убедитесь, что все опционные карты установлены правильно. Если карты не используется, проверьте, чтобы крышки на слотах были плотно закрыты. Замените все недостающие и потерянные винты, в том числе на днище и на рэковых креплениях (если таковые имеются).

20_08-2

Не забывайте о разъемах на задней панели и слотах для карт.

Далее проверьте ВСЕ разъемы, чтобы найти те, которые болтаются или сломаны, или находятся на пути к этому статусу. Небольшая мягкая щетка и пылесос творят чудеса для попадания грязи и пыли в разъемы. Ватные тампоны также отлично подходит для очистки от грязи небольших площадей.

Электронные контакты могут быть очищены с помощью клинера для контактов, например — CAIG DeoxIT. Разъемы оптоволокна следует чистить только клинером, изготовленным специально для оптоволокна, таким как Sticklers, TechSpray или Chemtronics. Читайте  инструкции и предупредительные надписи на всех чистящих средствах и соблюдайте их.

20_08-1Фейдеры на аналоговых консолях можно почистить продуванием сжатым воздухом слотов фейдера. Поместите каждый фейдер в один конец, и дуньте воздух в щель, целясь подальше от ручки фейдера, чтобы пыль ушла через щель. Затем переместите ручку в противоположный конец и направьте воздушный удар в противоположную сторону.

Удалите всю пыль и грязь, прежде чем использовать средства для очистки контактов или смазку, иначе химические вещества смешаются с пылью и превратятся в гадкую липкую массу. В нашей компании мы используем спрей DeoxIT fader, работая фейдером туда и обратно несколько раз, чтобы пройти клинером по всей рабочей поверхности. Кроме того, перед включением консоли нужно давать фейдерам высохнуть после чистки. На цифровых консолях чистка фейдеров должна проходить в соответствии с инструкциями производителя.

После того как консоль очищена и проверена на предмет каких-либо признаков физического повреждения, приходит время обратиться к силовым соединениям.

Многие консоли используют внешний источник питания. Они могут быть очень простыми:  шнур питания с трансформатором в пластиковой коробке, или более сложным устройством, монтируемым в рэковую стойку. Начните с проверки всех кабелей, ищите признаки проблем — любые повреждения должны быть исправлены.

При использовании внешних блоков питания проверьте «стенную бородавку» (трансформатор, который подключается непосредственно к розетке) или «кусок» (трансформатор в центре кабеля, или один кабель переменного тока к трансформатору, и кабель постоянного тока, который подключается к консоли). Удостоверьтесь, что в корпус исправен, и ничего не гремит внутри, то есть — нет признаков проблем, которые могут привести к травме человека, или короткому замыканию, которое может повредить оборудование.

Большие рэковые блоки питания могут также иметь вентиляторы для охлаждения. Любые защитные кожухи вентиляторов должны быть надежно закреплены, и если в устройстве установлены воздушные фильтры для вентиляторов, убедитесь, что они чистые и обеспечивают нормальный воздушный поток. Большинство фильтров вентиляторов можно очистить, промыв водой, а затем просушить.

Перед включением электроники убедитесь, что все фильтры сухие. Если фильтры повреждены, замените их согласно рекомендации производителя. Также проверьте все фильтры в самой консоли. Наконец, дважды проверьте, чтобы все чистящие и смазочные вещества испарились до включения консоли.

Идём дальше

Для цифровых моделей — проверьте версии прошивки программного обеспечения, посетите веб-сайт производителя, чтобы узнать, есть ли какие-либо обновления, доступные как для консоли, так и для вспомогательных устройств, таких как компьютеры и планшеты. Выполните обновления (если они есть), и проследите за тем, чтобы новая прошивка работала. Мы на этом этапе также проверяем, надежно ли работают планшеты или ноутбуки с консолью, особенно если были выполнены обновления прошивки.

Наконец, подключите консоль к звуковой системе и подайте сигнал на вход через микрофон и/или устройство воспроизведения. Проверьте бортовые разъемы, а также все ручки и фейдеры на поверхности. Пройдитесь через все функции и убедитесь, что они работают и передают звук чисто. На небольших консолях мы проверяем каждую ручку и функцию, в то время как на больших консолях, особенно на цифровых, мы обычно проверяем наиболее часто используемые функции -фейдеры, ручки панорамирования , aux-посылов, кнопки фантомного питания, и убеждаемся, что эквалайзеры и эффекты работают правильно.

20_08-4Кейсы также требуют внимания, как для правильной работы, так и для обеспечения оптимальной защиты того, что они содержат.

Как только ПР на консоли будут завершены, пришло время сосредоточиться на кейсах. Проверяйте наличие повреждений в целом, и убедитесь, что ручки надежно закреплены. Смажьте замки несколькими каплями светлого проникающего масла, типа 3-In-One. Также несколько капель масла на подпружиненные ручки заставляют их работать хорошо.

Переверните кейс вверх дном, проверьте колеса на наличие повреждений и смажьте их в соответствии с инструкциями производителя.

Колеса для больших нагрузок могут иметь смазочные точки, куда должна впрыскиваться смазка, в то время как более легкие г могут просто иметь открытые шарикоподшипники, которым также требуется несколько капель смазки. Не переусердствуйте в смазке колес, особенно с открытыми подшипниками, потому что лишняя смазка может собирать грязь и грязь. Также, не используйте для этого WD-40, потому что это не настоящая смазка. WD означает Water Displacing, то есть — «вытеснение воды», и его основное использование — удаление и/или растворение ржавчины.

Готовность безотносительная

В то время как ПР помогают продлить срок службы и надежность консолей и других электронных компонентов, они все равно могут выйти из строя в самое неподходящее время (на шоу). Это одна из основных причин, по которым моя компания возит, по крайней мере, один небольшой микшер для каждого концерта, и который служит резервным копированием на каждый концерт.

Для небольших концертов или при работе системы с несколькими отделами на корпоративных мероприятиях мы возим дополнительный пульт, который имеет тот же размер, что и основной микшер, «на всякий случай», если возникает проблема. Он также может быть полезен в качестве субмикшера, пульта для прессы, для распределительной системы, как микрофонный сплиттер, и если он имеет возможность записи, то его можно использовать в качестве дополнительного записывающего устройства.

Чтобы создать резервную копию большой консоли, мы обычно используем компактный цифровой микшер, который способен удовлетворить большинство потребностей, тем самым сохраняя концерт. Большинство современных компактных цифровых микшеров предлагают широкий набор функций и достаточное количество каналов для выполнения текущих задач, иногда это  дополняется изобретательскими способностями.

Все это говорит о том, чего мы хотим избежать, и лучший способ сделать это — это вовремя выполнять ПР (Профилактические Работы), чтобы убедиться, что консоли находятся не только в правильном, рабочем состоянии, но и работают с максимальной эффективностью. И, как уже отмечалось, это, скорее всего, продляет срок их службы, что никогда не бывает плохо.

coda_f

Оригинал материала.

_________________________________________________________

Крейг Лирман

Редактор ProSoundWeb и Live Sound International.

Работал в широком диапазоне ролей в про-аудио, его 30-летняя динамичная карьера включает в себя гастроли, театры, вещание и даже концерты в Белом доме. В настоящее время он владеет и управляет компанией Tech Works, региональной продакшн- компанией, которая базируется в Лас-Вегасе и Рино, и специализируется на корпоративных мероприятиях.

_________________________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •