В трех шагах how-i-mix-soundcheck Full view

В трех шагах

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Иона Альтров описывает альтернативный подход к саундчеку.

Как и у многих звукоинженеров, у меня имеется опыт исполнения музыки, так что саундчек мне знаком с обеих сторон, и я знаю, как раздражает музыкантов, когда он плохо отработан. Этот опыты привел меня к смене подхода к саундчеку: он для артистов, а не звукоинженеров.

На гастролях обычно нет времени для практики, поэтому многие артисты предпочитают использовать сценическое время, чтобы отрепетировать новый материал, подправить бэклайн и отшлифовать исполнение.

Для музыканта полезно потратить немного времени для набора собственного мониторного микса, но просто стоять на сцене, в то время как foh-инженер слушает Том 2 в течение пяти минут? Не очень привлекательная идея.

В результате такого мышления, находясь на другой стороне мультикора, за консолью,  я разработал систему, которая помогает мне как можно быстрее подготовиться к концерту, отловить потенциальные проблемы на раннем этапе, и набрать хороший микс, и всё без прослушивания артистов. (Хотя я придумывал этот процесс для себя в течение нескольких лет, думаю, я не единственный, кто это сделал, и не претендую здесь на оригинальность или новаторство, просто делюсь тем, что работает для меня.)

Процесс, который называют «саундчек», на самом деле является конгломератом из нескольких задач. Мой подход делит этот процесс на три этапа: проверка системы, проверка коммутации и проверка звука.

Шаг один: проверка системы (System Check)

Я начинаю работу на каждом концерте с изучения взаимосвязи звуковой системы и помещения. Есть физические и акустические свойства самого пространства (резонансные низкочастотные моды, отражения от стен, затухание реверберации, шумы от вентиляции и кондиционирования, и т. д.), но моим главным приоритетом на данном этапе является вариативность системы, или как меняется покрытие в зале. В идеале, мой микс должен быть донесен до каждого кресла с одинаковым тональным балансом (низкая интерференция) и с тем же уровнем (равномерное покрытие).

Используя собственный список  референсных треков, я перемещаюсь по залу, слушая их в разных местах. Может быть, уровень в задней части балкона меньше на 8 дБ, или в зоне покрытия фронт-филлов слишком много высоких частот. Может, уровень ВЧ системы падает на задних рядах, или есть «НЧ-аллея», которая проходит через FOH-позицию.

Если то, что я слышу на FOH, не соответствует тому, что слышат другие зрители, я хочу знать: как, почему, и где.

Важно отметить, что я могу и не решить эти вопросы. Если это стационарное, постоянное оборудование в зале, обычно никто не будет ради меня устраивать пляски вокруг системного процессора.

Но даже если я не могу исправить проблемы, мне нужно знать, что они существуют, так как  я могу микшировать, учитывая их. Я получил этот нелегкий урок, поняв на половине концерта в клубе, что мой микс звучит хорошо на FOH и довольно паршиво везде. Как только я решил, что требуется больше НЧ-энергии и меньше ВЧ, то изменил это в миксе, и было заметно, что зрителей больше порадовала вторая половина шоу.

table_3stepsТак что небольшая прогулка по залу под мой плейлист (на вставке справа) — это первое, что я делаю, когда попадаю в зал. Кстати, я стараюсь использовать одни и те же мелодии каждый вечер, это раскрывает различия от зала к залу более охотно. На фестивалях я брожу по помещению во время настройки предыдущей группы, чтобы разведать дисперсию и покрытие, прежде чем дойдет моя очередь.

Шаг два: проверка коммутации (Line Check)

Это именно то, как звучит: проверка коммутации. Если первый шаг был ориентирован исключительно на то, что выходит из микшерной консоли (пост-консоль, так сказать), то шаг два предполагает проверку всего, что выше по течению – микрофоны, директ-боксы, кабели и мультикоры.

Я проверяю всё, чтобы убедиться, что каждый входной сигнал приходит в нужное место (правильный патчинг), ничто не гудит, не шумит и нет плохих кабелей. Я устанавливаю примерный уровень гейна и обрезных фильтров, и это не то время, когда можно потратить шесть минут, эквализируя напольный том.

Как только я убеждаюсь, что получаю сигнал и он ведёт себя как положено, приходит время двигаться дальше. Я трачу, возможно, от 5 до 10 секунд на один вход, так что могу проверить 24 входа за пару минут.

Главный секрет лайнчека — не останавливаться, если проблема не критична для шоу. Зафиксируйте внимание на проблеме, двигайтесь дальше и вернитесь к ней позже – в противном случае вы рискуете угореть, всё время выслеживая что-то относительно неважное, кроме случаев, делающих шоу невозможным – проблема с каналом лидер-вокала, например. Пройдите через процесс лайнчека, и только потом решайте возникшие вопросы в порядке убывания приоритета.

Шаг три: проверка звука (Sound Check)

После того, как входы (шаг второй) и выходы (шаг первый) были проверены, я могу быть уверен, что всё входящее и выходящее на консоли корректно. Все, что остается — это собрать хороший микс.

Я говорю артистам: «ОК, это ваше время. Выходите, репетируйте, пробегайте какие-то мелодии, джемуйте — все, что вам угодно. Если мне потребуется услышать что-то конкретное, я дам вам знать».

Во время саундчека артисты, как правило, более расслаблены, и их исполнение аккуратней, чем во время шоу, что позволяет мне набрать микс довольно быстро. (Мы вернемся к этому через минуту.)

Когда ситуация позволяет, я люблю прогуляться на сцену после пары песен и узнать, как каждый себя чувствует, лицом к лицу. Так я делал много раз, мы с артистом, возможно, не знакомы друг с другом, но это более персонально, чем хрюканье в talkback-микрофон.

Типичное обращение к артисту может быть типа: «все звучит хорошо, но я получаю очень много гитарного усиления прямо со сцены. В зале будет звучать гораздо лучше, если мы можем сделать гитарный усилитель немного тише или развернуть его».

Километраж ваших пробежек будет варьироваться в зависимости от вашего отношения с конкретным артистом, но данный подход имеет много пользы. Если я рекомендую корректировку, то всегда объясняю, почему это поможет им лучше звучать, и достаточно часто это помогает. (Но иногда нет никакого решения. На одном концерте поп-исполнительницы вопрос слишком громкой сцены решить не получалось, и я сказал её менеджеру: «Ей реально нужны ушные мониторы». Он согласился, но добавил, что они «запланировали это решение для следующего тура», но не для «сегодняшнего шоу». В этих случаях мы просто делаем лучшее, что можем.)

Микшируем

Артисты, работающие в больших аренах, как правило, имеют собственных звукоинженеров, большинство же моих одноразовых концертов происходят в сравнительно небольших залах, на 1000 мест или меньше, что означает, что звук со сцены является важным фактором. Мой подход, как лучший способ получить быстрый микс на небольшой площадке — начать с полностью неголосовых каналов. Когда музыканты играют, я слушаю то, что приходит со сцены (наверное, много гитары, бас и барабаны), и просто добавляю то, что нужно. Это и называется концертное звукоусиление.

С вокалом (-ами) на комфортном уровне, я помещаю все остальное вокруг них. В небольших помещениях низкие частоты требуют особого внимания. Когда бас-гитара соединяется с сабами, она начинается звучать “шире”, прежде чем становится заметно громче, и я считаю это важной точкой во многих помещениях.

Поднятие каналов барабанов выше 0дБ гарантирует только то, что уровень барабанов будет диктовать уровень микса в целом. С точки зрения жанра их уровень в миксе варьируется совсем немного, и суть в том, чтобы работать с аудио, а не бороться с ним, иначе это проигранная битва.

Финальная стадия

Здесь я начинаю работать с эквалайзерами (резать то, что не нужно, вместо того, чтобы вытаскивать нужное), и настраивать компрессоры и ревербераторы. Сначала это немного нервирует — слушать микс только с фильтрами высоких частот, но я обнаружил, что изначальное внимание, потраченное на Шаг один и Шаг два – это тропинка, которая реально выводит на широкую дорогу хорошего звука.

Именно поэтому важен порядок шагов: повышение верха на мутном вокале не принесет никакой пользы, если виновник проблемы — сгоревший ВЧ-драйвер в звуковой системе (который я должен был найти на Шаге один) или сбитая диафрагма в микрофоне (так же, Шаг два). Должная осмотрительность во время проверки системы и лайнчека означает, что практически любая проблема, с которой я сталкиваюсь во время саундчека, поправима на консоли.

Многие артисты приятно удивлены, когда я не прошу их прекратить то, что они делают, и дать мне бочку… бочку… бочку… ОК… рабочий… рабочий…, и любой звукоинженер скажет вам, что инструменты могут здорово звучать сами по себе, но чудовищно, когда смикшированы. Поэтому я пропускаю нудный подход «один-на-один» и просто позволяю музыкантам играть, а сам собираю микс в целом.

Есть, конечно, некоторые недостатки этого подхода. Лучше всего этот метод работает с парой опытных ушей, как у опытного инженера, который в состоянии легко услышать что-то странное в миксе и определить, какой канал за это отвечает. Необходимо также уметь определять частоты на слух, я называю этот навык «координация ухо-рука» – знать, какой звук нужен, и какие ручки крутить, чтобы туда попасть. Это относится как к обратной связи (акустическая гитара «заводится» на 125Гц), так и к частотной коррекции (у меня слишком много 400Гц на вокале). Также требуется высокая степень беглости в работе с консолью, так как саундчек по принципу «всё и сразу» требует кучу корректировок в быстрой последовательности.

Нередко я микширую артистов без саундчека. Это не оптимально, но это реальность. Опыт помогает, но основная причина, почему  я в состоянии это сделать состоит в том, что я строго придерживаюсь описанного здесь процесса. Для начинающих инженеров саундчек может быть довольно напряженным, но каждый однажды делает его немного быстрее, немного эффективней, и немного хладнокровней в стрессовой ситуации. По прошествии многих саундчеков мы можем разработать своеобразный «ритм» этого процесса, который вырастает в эффективную методику.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение