В оба уха! inears_2 Full view

В оба уха!

 

Наверняка вам доводилось видеть, как артист, использующий персональные мониторы, во время выступления вынимает один наушник из уха. Почему он это делает? Самая распространенная причина – он «не слышит», то есть ему некомфортен микс, приходящий в его мониторы. Естественно, ему комфортней использовать свои уши, ведь они служили ему верой и правдой долгое время! Если мониторный микс ему действительно необходим, и в наушники приходит адекватная информация, то обычно артист их не снимает.

Необходимо проделать некоторую работу, чтобы мониторный микс, приходящий в персональные мониторы, был удобен для артиста. Если артист использует только один наушник во время выступления, он часто поднимает сигнал в наушниках регулятором уровня на своем индивидуальном приемнике. Автор был свидетелем различных сценариев применения и, как правило, с одним наушником уровень был выше на 8-10 дБ, чем с двумя, и даже больше!

Одна из причин подъема уровня, и она очевидна – внезапно открытое ухо больше не изолировано от всех звуков на сцене. Поэтому оставшийся в другом ухе наушник поднимается по уровню, чтобы достичь хоть некоторой разборчивости. Кроме того, когда один наушник удаляется, «бинауральное суммирование» перестает работать. Когда человек воспринимает информацию обоими ушами, суммарный уровень возрастает на 6 дБ. Другими словами, когда работают оба уха, уровень воспринимаемой громкости выше, чем фактический уровень звукового давления. Это одна из многих особенностей человеческого слуха, но с одним наушником она не работает.

Таким образом, потеря бинаурального суммирования требует повышения уровня более, чем это необходимо. В интересах сохранения слуха необходимо свести к минимуму воздействие чрезмерного уровня звукового давления (в персональных мониторах, так же и в напольных). При длительном использовании персональных мониторов настоятельно рекомендуется не пользоваться только одним наушником (вкладкой).

Ранее мы обсуждали некоторые методы создания мониторного микса для персональных мониторов. Чтобы создать качественный баланс, нужно пройти длинный путь. И многие пользователи его прошли. Но некоторые артисты при использовании персональных мониторов ощущают дискомфорт, связанный с изоляцией от любых других звуков, кроме тех. что приходят к ним в мониторы.

Рассмотрим следующий сценарий:

Звукоинженер готовит новую беспроводную систему мониторинга для вокалиста, и он знает, что изоляция – часть игры. Тогда он устанавливает стерео-пару конденсаторных кардиоидных микрофонов в конфигурации X-Y, по центру сцены, направленных на аудиторию (рисунок ниже). Эта простая техника дает хороший стерео-образ и передает объем помещения. Он устанавливает панораму микрофонов широко «влево-вправо» (для создания перспективы в мониторах) и подмешивает эти микрофоны в мониторный микс.

XY

Когда вокалист лицом к аудитории, это работает прекрасно. Если, скажем, кто-то в аудитории слева (из зала справа) от исполнителя что-то крикнет в ответ, или начнет аплодировать, то исполнитель будет видеть и слышать его слева от себя. Глаза и уши работают в согласии. Все нормально..

..До тех пор, пока он остается лицом к аудитории, в центре сцены. Предположим, во время какого-то момента он переходит на левую сторону сцены и поворачивается к гитаристу. Теперь его правое ухо направлено на аудиторию. Что произойдет? Те же звуки аудитории он будет слышать так же хорошо и ясно, но получается ошибка локализации. То, что он СЛЫШИТ слева от себя, он ВИДИТ справа.

С персональными стерео-мониторами «статичное окружение» может быть проблемой для исполнителя на сцене. Его голова изменила положение, но искусственные уши (микрофоны аудитории) остались на месте. Глаза и уши получают информацию об одном источнике с разных направлений, и они не совмещаются. В некоторых случаях это просто раздражает, а иногда может полностью дезориентировать.

Одним из методов решения может быть перестройка «на лету» панорам у окружающих микрофонов, когда мониторный звукоинженер следит за исполнителем в реальном времени. Да, это не очень надежное и повторяемое решение. К счастью, в большинстве случаев, музыканты существуют в стабильной атмосфере, и это управляемо.

Кроме того, «эстетическая полиция» не дремлет, поэтому пара X-Y микрофонов в центре авансцены обычно долго не задерживается. Микрофоны по одному подвешиваются по краям сцены, и направляются на середину задних рядов. Хотя тут присутствует некий компромисс, но это тоже дает работоспособный стерео-образ.

Может быть, оптимальным решением будет установить окружающие микрофоны по обеим сторонам головы исполнителя, или на внешней стороне наушников? Тогда, не зависимо от того, куда повернулся или двинулся исполнитель, точная локализация будет сохраняться, так как микрофоны двигаются вместе с артистом. На рынке уже существуют технологии, позволяющие осуществить такие бинауральные технологии для персонального мониторинга.

Еще одним трендом является использование персонального амбиентного микрофона, в качестве которого работает незаметный петличный микрофон, закрепленный на исполнителе. Он особенно удобен для коммуникаций на репетициях и саундчеке, он дает некоторое количество окружающего звука, но не обеспечивает стерео-образа. Тем не менее, это полезная вещь.

Чтобы избежать потенциальных проблем с несовпадением прибытия звука от микрофонов и сигнала с пульта, их нужно установить в месте «нулевого времени» вашей PA-системы. Это невидимая линия между правым и левым порталами.

Если амбиентные микрофоны расположены на этой линии, они будут согласованы по времени и фазе с портальным звуком. Иногда техники помещают их глубже в зал, чтобы уменьшить в них проникновение звука со сцены и от порталов. Проникновение это уменьшает, но возникает временной сдвиг. Чем дальше микрофоны от порталов, тем больше влияние этого сдвига. Когда сигнал с таких микрофонов микшируется с мониторным сигналом, временной сдвиг может быть проблемой для музыкантов и исполнителей, старающихся играть вместе, кроме того возникает неприятное звучание гребенчатой фильтрации.

Подобное размещение микрофонов может быть уместно для записи или трансляции, где они могут быть тщательно согласованы с главным миксом, чтобы добавить звук аудитории к записываемому или транслируемому сигналу.

Кент Маргрейвс

Обсуждение