Уровни в радиосистеме dsr700 Full view

Уровни в радиосистеме

 

Я микшировал довольно много мероприятий, но недавно случился шанс побывать в роли простого человека в аудитории (редкий опыт!). Как слушатель, я сразу обратил внимание, что аудио-персонал совершенно забывает (или просто не знает) о том, что для беспроводных микрофонов необходимо также правильно выставить диаграмму уровней.

Клипированный (перегруженный, искаженный) сигнал от радиосистем во время громких вокальных пассажей очень сильно отвлекает от происходящего, но ощущение, что тот, кто должен, не обращает на это никакого внимания. Техперсонал должен знать, что любая звуковая система – это цепочка сигналов, и диаграмма уровней для каждого устройства в цепочке (источник, микшерная консоль, процессор, усилитель и т.д.) должна быть выставлена оптимально. Если уровень только в одном приборе в цепи будет установлен некорректно, то это приведет к искаженному или шумному звучанию всей системы.

Беспроводные системы – это такая же сигнальная цепь, и уровни в ней должны быть согласованы на каждом этапе. Разница только в том, что часть этой цепи находится на сцене и не подключена проводом (она беспроводная!).

Будь это ручной передатчик, нательный передатчик или подсоединяемый модуль – любой из них имеет аудио-вход, куда могут быть подключены: микрофоны с оголовьем, ручные вокальные микрофоны, электронные инструменты, петличные микрофоны. Все они, относительно источника звука, имеют широкий диапазон уровней сигнала. Радиоканал у большинства производителей на сегодняшний день обеспечивает 100 дБ динамического диапазона. Чтобы использовать его полностью, аудио-сигнал, приходящий на передатчик, должен быть надлежащим по уровню.

Мы хотим иметь максимально возможный динамический диапазон сигнала, но без клипирования. Звучит знакомо? Это ничем не отличается от установки диаграммы уровней при работе с другими устройствами. Производители не имеют возможности установить одинаковый уровень усиления, так как имеется довольно много областей применения, и дают возможность пользователю самостоятельно оптимизировать аудио уровни в радиосистеме для оптимального применения.

1000wРегулировка входного сигнала на передатчике может быть в виде ступенчатого регулятора, потенциометра, или настаиваемая программно. У некоторых производителей она может быть очень точной, у некоторых – довольно грубой. Если сигнал, поступающий на передатчик, слишком мал, то он будет очень близок к шумах, производимым самой радиосистемой, если слишком велик – возникает клипирование. Так, или иначе – некорректный сигнал поступает на передатчик, а затем усиливается всей системой, и дальше его уже не исправить.

Поэтому очень важно выставить корректный уровень сигнала, приходящего на передатчик. Независимо от того, какой тип регулировки имеется в конкретном случае, ориентируйтесь на индикаторы аудио-уровня (AF).
Точно так же, как используете индикаторы уровня на консоли, используйте индикаторы уровня радиосистемы, чтобы правильно ее настроить. Если вы знаете, что исполнители во время исполнения «более усердные», чем на саундчеке, то добавьте несколько дБ хедрума, чтобы в дальнейшем избежать перегрузки. Когда исполнители уже на сцене и работает перед аудиторией, вам не так-то просто будет получить передатчик, чтобы скорректировать уровень!

Некоторые радиосистемы имеют полезный индикатор аудиосигнала на приемнике, некоторые имеют его также и на передатчике. Иногда недорогие системы не оснащены полноценным индикатором уровня, но, по крайней мере, у них должен быть светодиодный индикатор «клипа» на приемнике, иногда – и на передатчике. В этом случае лучшим решением будет плавно увеличивать уровень сигнала, пока индикатор не начнет вспыхивать, потом немного вернуть его назад.

Правильно установленная чувствительность аудио-входа передатчика имеет решающее значение для хорошего звучания радиосистемы. Даже самый лучший в мире передатчик только лишь передает сигнал, поступающий на его вход. Если имеется слышимое клипирование, то первое, что необходимо проверить – это входной уровень на передатчике, возможно его требуется уменьшить. Если слышно слишком много постоянного фонового шума, то возможно, требуется увеличить уровень на входе.

Выход приемника

Приемники беспроводного сигнала также имеют регулировку выходного уровня. Это сделано для оптимизации их уровня с входом следующего устройства, обычно — микшерного пульта.
Эту установку иногда путают, считая, что она регулирует динамический диапазон всей системы. Это не так – эта регулировка отвечает только за выходной уровень аудиосигнала с приемника, и не имеет отношения к установке чувствительности передатчика или к радио-тракту.

Кент Мэргрейвс

Обсуждение