Улучшение акустики помещений Panels-4 Full view

Улучшение акустики помещений

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Питер Янис считает, что даже при использовании самого современного оборудования есть много возможностей для совершенствования.

Интересное открытие произошло в последнее время: люди стали намного лучше осознавать, что акустическое пространство играет критическую роль в плане окончательного звучания.

Другими словами, если вы не «вылечите» комнату, изменение звуковой системы, на самом деле не решает ничего. И правда, ведь известно, что доведение акустики помещения до «приемлемого уровня» часто на самом деле проще, чем настройка системы звукоусиления!

Тестируем «один, два, хлоп»

Войдите в помещение, хлопните в ладоши. Если позднее эхо и реверберация длиннее 1 секунды, это повлияет на разборчивость системы.

«Разборчивость» — это термин, который описывает нашу способность понимать, что говорится. Еще в средние века григорианское пение идеально подходило для длинной реверберации, которая присутствовала в тех церквях.

И произносимое слово? Только элита говорила на латыни и понимала её, поэтому средний человек  очень мало понимал в послании проповеди.

Сегодня это изменилось. Музыка стала ритмичной; язык в церкви, ночных клубах или конференц-центрах — это язык людей. Там везде требуется коммуникация в донесении сообщения. И чтобы она была эффективной, сообщение должно быть ясным.

Решение проблемы

Эта статья не о том, как из спортзала сделать центр исполнительских искусств. Речь идет о сокращении поля реверберации, чтобы звуковая система могла эффективней выполнять свою работу.

FletcherMunsonCurvesPSW

Контуры равной громкости показаны красным цветом (по ISO 226: версия 2003) и кривые Флетчера-Мансона, показаны синим цветом, для сравнения.

Акустики — это специалисты, обладающие опытом высокого класса в оптимизации помещений. Здесь мы только обозначим базовые принципы, которые могут превратить проблемное пространство в приемлемое.

Голос человека лежит в диапазоне от 200 Гц до 4 кГц, с пиком около 500 Гц. Чем громче мы говорим, тем больше наш голос будет акцентироваться в середине диапазона.

Кривые Флетчера-Мансона показывают нам, что человеческий слух также наиболее чувствителен к среднему диапазону. Это дает нам первый ключевой ингредиент для улучшения разборчивости: нам нужно сосредоточить наше внимание на среднем диапазоне.

Следующий аспект, который мы должны учесть, состоит в том, что низкие частоты содержат намного больше энергии, чем высокие частоты. А также то, что частоты ниже 300 Гц считаются всенаправленными, а высокие частоты имеют тенденцию к направленному лучу, как фонарик.

Поэтому низкими частотами очень трудно управлять, в то время как средние и высокие частоты относительно просты в этом отношении.

Итак, давайте сначала сорвём легкий плод с акустического дерева! Нарисуйте план вашего места проведения мероприятий. Расположите основные громкоговорители и проследите угол раскрытия рупоров.

Когда звук выходит из кластера громкоговорителей, он отражается от стен, вызывая первичные отражения. Эти отражения сочетаются с прямым звуком, исходящим от громкоговорителя, и вызывают эффект, известный как гребенчатая фильтрация, посредством которого на некоторых частотах будет «фазовая отмена», в то время как другие будут усилены, в зависимости от длины волны и расстояния.

Ослабление, поглощение

Что еще более важно, влияние гребенчатой фильтрации будет зависеть от того, где вы сидите в помещении. Поэтому смена места будет иметь огромное влияние на то, насколько хорошо вам слышен звук.

Ослабление отражений сводит к минимуму гребенчатую фильтрацию, в то же время улучшается разборчивость речи и локализация звука. Обычно это делается путем установки акустических панелей на поверхности стен. Чем больше панелей будет использовано, тем больше будет ослаблено звучание, и чем выше качество акустических панелей, тем более равномерным будет поглощение.

RelativeEnergyPSW

Относительная энергия различных уровней вокала/речи.

Большинство комнат хорошо работают с 25-процентным покрытием стен, но это обычно определяется доступностью бюджета. Планируя покрытие стен от 20 до 25 процентов, наметьте план относительно наилучшего использования имеющегося инвентаря.

Начните с размещения панелей там, где возникают наиболее очевидные отражения. В длинных помещениях это обычно вдоль боковых стен, где кластеры производят наибольшую энергию и возникают последующие первичные отражения, которые отражаются в зону прослушивания.

Panels_3

В более широких комнатах посмотрите на заднюю или «принимающую» стену, где будет возникать флаттер или эхо-сигнал. Большинству пространств выгодно некоторое лечение в каждой из этих областей.

Хорошее суждение и здравый смысл идут рядом к тому, чтобы помещение заработало хорошо. Другими словами, вам может потребоваться компромисс из-за окон, дверей, загрузочных площадок и т.д.

Многофункциональные пространства

Один из наиболее распространенных вопросов: как заставить помещение работать для различных типов событий, которые в нем проходят?

Эта проблема характерна для домов поклонения, школьных аудиторий и других помещений, которые должны хорошо работать как с речью, так и с музыкой.

При использовании некоторых типов музыки, таких как оркестровые или хоровые произведения, большое время реверберации помогает исполнению, в то время как на спокойной речи длинные хвосты реверберации затрудняют понимание сказанного.

Существует два основных подхода к решению этой проблемы: введение изменяемой акустики или использование искусственной реверберации. Тяжелые театральные шторы могут быть очень эффективными. Они могут быть настроены на поглощающее (развернутое) или отражающее (свернутое) состояние, в зависимости от жанра исполнения.

Для автоматизации подобной системы могут быть установлены электродвигатели. Для правильной работы шторы должны иметь достаточную массу, чтобы задерживать звук в воздушной полости позади. Недостатком является то, что эти тяжелые портьеры могут быть очень дорогостоящими, особенно если вы используете автоматизацию.

Другим основным вариантом является обработка комнаты с использованием акустических панелей, а затем добавление искусственной реверберации, когда это необходимо. В мире есть высококлассные площадки, которые успешно используют этот подход, а для «обычного места» добавление цифрового ревербератора в микс часто дает приемлемые результаты.

PAInRoomPSW

Вид, показывающий отражение, созданное необработанной стеной (слева) и той же стеной с акустическими панелями.

Стоит отметить, что музыканты играют лучше, когда находятся в удобной акустической среде. Например, камерный оркестр или хор будут работать лучше, если они окружены некоторой естественной реверберацией помещения. Это может быть обеспечено размещением отражающих панелей (то есть прозрачным плексигласом) над музыкантами, или применением подвижных драпировок, чтобы при необходимости можно было обнажить и сделать отражающими стены.

Понимание спецификаций

Измерение производительности акустических панелей так же просто, как сравнение микрофонов или громкоговорителей. Коэффициент звукопоглощения показывает, насколько хорошо акустическая панель поглотит энергию на различных частотах. Коэффициент 1,00 равен 100-процентному поглощению на данной частоте.

Имейте в виду, что производители акустических панелей, которые обслуживают крупныхных подрядчиков, часто продвигают некую «среднюю» цифру поглощения, не имеющую значения в реальном мире. Это сродни заявлению, что звуковая система работает на 100% на частоте 1 кГц.

Так же, как вы проверяете технические характеристики, чтобы увидеть, насколько ровную АЧХ производит громкоговоритель, также смотрите данные панели, когда дело доходит до поглощения. В частности, убедитесь, что панель действительно способна поглощать энергию в голосовом диапазоне. Кроме того, если вы пытаетесь контролировать низ, оцените более толстые панели, которые могут поглощать более низкие частоты.

Хороший трюк — это создание воздушной полости за панелью (как у подвесного потолка или драпировки, о которой говорилось выше), которая часто может снизить эффективную частотную характеристику на октаву, не увеличивая стоимость.

Лучший результат

В свете нынешних бюджетных ограничений произошел сдвиг в сторону сокращения расходов. Большие панели дороги для транспортировки, потому что они требуют специальной доставки с помощью грузовика с плоской платформой, и, кроме того, для их установки необходим подъемник.

Меньшие панели, сгруппированные в модульном формате, завоевали популярность, потому что они могут поставляться с использованием общей несущей, и их часто можно установить с помощью простой лестницы. Такой подход позволяет снизить затраты и повысить акустическую производительность.

Звуковые и A/V-компании хорошо технически оснащены для озвучивания помещений, но в течение многих лет акустика часто игнорировалась или не учитывалась. С современными громкоговорителями и цифровой электроникой стало очевидно, что простое изменение звуковой системы по-прежнему оставляет много возможностей для совершенствования.

В результате, стало больше внимания уделяться акустике помещения, часто перед приобретением новой системы. Это не только улучшает звучание, но и повышает репутацию компании для достижения хороших результатов.

coda

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение