Творческое против технического Aest_Vs_Engin Full view

Творческое против технического

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Карл Винклер, Lectrosonics, задаётся вопросом:  накопленные «фишки» влияют на то, как мы работаем, или наша работа определяет то, какие из них мы используем?

Книга, которую я недавно прочитал, и регулярное чтение AES Journal заставило меня задуматься о той смеси искусства и науки, с которой мы регулярно сталкиваемся в профессиональном аудио.

Эта книга Джейсона Кори, «Audio Production and Critical Listening; Technical Ear Training», — очень комплексная работа, и охватывает все мыслимые подходы к тренировке слуха у микс-инженеров.

Audio ProductionЯ считаю что, как в музыке, так и в мире про-аудио тренированный слух — это главное. Кори покрывает все вопросы: от эквализации до динамической обработки и реверберации, а также говорит об основных микрофонных техниках. К купленной книге также прилагается компакт-диск с программным обеспечением для тренировки уха.

Вероятно, наиболее важным концептом является то, что автор называет «Изоморфное отображение». Он объясняет, что это процесс «сопоставления технических и инженерных параметров с атрибутами восприятия; для связи слуховых представлений с контролем физических свойств аудио-сигналов». Честно говоря, я рекомендую эту книгу любому, кто трудится в аудио-бизнесе, особенно тем, кто только начинает.

В начале 1990-х, когда я начал заниматься звукоусилением, набор компакт-дисков от Дэйва Молтона под названием «Золотые уши» применял аналогичный подход, представляя аудио примеры различных частот, фильтров, сжатия и т. п. так, чтобы слушатель мог узнать об этих вещах «оффлайн», а не методом проб и ошибок в реальной работе.

Ранее, учитель в аудио-классе настаивал на том, чтобы мы делали упражнения, слушая примеры в начале каждого урока. Мы слушали записи и делали пометки об инструментах и голосах в миксе, об их относительных уровнях, об эффектах, какие мы могли услышать, об акустическом пространстве (-ах), и всем остальном, что могли обнаружить. Эти тренировки очень помогли в дальнейшей работе.

Эзотерические высоты

Накопив всевозможное понимание при помощи тренировок, возникает вопрос: что нам со всем этим делать? Результат применения любого инструмента говорит о нашем опыте, уровне мастерства, или, возможно, об эстетическом выборе? Другими словами, накопленные «фишки» влияют на то, как мы работаем, или наша работа определяет то, какие из них мы используем? Я думаю, короткий ответ «и то, и другое».

Я понял за годы жизни, что реальными специалистами в любой сфере становятся лучшие люди. Конечно, можно сказать, что хороший рок-инженер, наверное, может микшировать любую рок-группу с более-менее годным результатом. А как насчет огромной разницы в стилях, скажем, между фолк-рок и металлом?

И кроме этих различий, есть еще более существенные различия — между этим жанром и прочей музыкой. Хороший рок-инженер способен микшировать правильно джаз? Классику? Блюграсс? Каждый из этих жанров имеет свои писанные и неписанные правила, и некоторые из них находятся друг от друга на разных углах планеты.

Например, я недавно был на свадьбе в центре города Санта-Фе (Нью-Мексико), недалеко от Старой площади в центре города. Развлечения после ужина — танцы с блюграсс-группой. Они использовали один микрофон и собирались вокруг него, чтобы играть и петь. Когда музыкант имел сольную или ведущую линию, он подходил ближе к микрофону. И результат был предсказуем: группа слилась в одно удивительно хорошо, и все было ясно слышно. Они звучали, как на альбоме? Нет, но они звучали как живая блюграсс-группа со всей энергией и ожидаемой эмоциональностью.

Я до сих пор не понимаю, как эти музыканты могут играть на гитаре, банджо, мандолине, басу и скрипке, и одновременно петь 2-ю, 3-ю и 4-ю партии! Я полагаю, ответ заключается в том, что они специалисты, ориентированные на узкие ниши музыки на протяжении десятилетий. Может, они играют и в других стилях? Возможно, но, наверное, не так хорошо.

Сверху вниз или снизу вверх?

У меня есть стойкая уверенность: прежде чем мы сможем сделать действительно хороший (и ценный) эстетический выбор при микшировании, мы должны иметь фундаментальные понятия, или возможно, лучше сказать — «правильный набор соответствующих инструментов». Материал из книги Кори и файлов сопутствующего ПО, конечно можно добавить к этому набору.

Но тогда возникает уместный вопрос: «а как нам всё это применять»? Это мышление «снизу вверх»,  и чтобы получить ответ, надо смотреть на то, как мы подходим к нашей работе со звуком. Чтобы не быть молотком для того, что может оказаться ногтями, начнем с любви к искусству.

Какую музыку вы любите? Если бы вы могли выбрать любую группу или ансамбль для работы, кто бы это мог быть? Отвечать на этот вопрос нужно из позиции «думая сверху вниз», или — другими словами, взлетая на  3 километра, чтобы видеть всю картину. Без этого, мы будем класть стену, не зная, что строим.

Если, например, Metallica является группой вашей мечты, то вы, наверное, знаете наизусть почти каждую песню. И буквально, могли бы этот материал смикшировать, используя навыки аналитического прослушивания и изоморфного отображения, обсуждаемые выше. Отсюда вопрос: вы могли бы улучшить микс по сравнению с первоначально представленным. Да? Тогда это хорошее начало.

Или может, вы предпочитаете классическую музыку. Вы изучали работы Фреда Фоглера, Джека Вада, Джона Ньютона, Майкла Бишопа, или русской школы, можете назвать кого-нибудь? Джаз ничем не будет отличаться: Руди Ван Гелдер, Том Юнг, Джим Андерсон – первые, кто приходят на ум. Все эти записи, и действительно большие концерты, микшировались специалистами в своей области. Все они учились своему ремеслу весьма целенаправленно. Возможно, они в начале не были нацелены на одну определенную нишу, но она позволила им подняться до высот совершенства.

На чём остановимся?

Нет смысла пытаться быть «всем для всех». Насколько я помню, был такой Эзоп, который сказал: «пытаясь угодить всем, не угождаешь никому». Так что фокус – это важно, но гибкость и рост , вместе с движением – тоже часть процесса.

И, как всегда, я настоятельно рекомендую включать в обучение и образование (или «фундамента», как его иногда называют) для правильной основы, эстетический выбор на основе правильного, глубокого и постоянно растущего понимания основ. Имея это в виду, начнем с чтения хороших книг по про-аудио и прослушивания отличной музыки!

Карл Винклер

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение