Трудно быть басом shutterstock_188515913 Full view

Трудно быть басом

 

Джефф Берриман отмечает, что в последние годы произошло заметное улучшение звучания концертных акустических систем, но басового звука этот прогресс практически не коснулся.

Вам случалось посещать концертные мероприятия, порой довольно громкие, и чувствовать, что там происходит война между верхней и нижней половинами спектра? На низком уровне громкости все звучит довольно хорошо, но как только уровень поднимается, внизу начинается какой-то рев.

Чтобы сохранить хоть какое-то подобие прозрачности, бедный саундмен не имеет выбора, кроме как «добавить яркости» в верхней середине, и.. идет борьба. Музыка (помните про музыку?) теряется где-то в этой битве. После шоу вы можете услышать отговорки: акустика помещения плохая, или группа была слишком громко на сцене, или не хватало аппарата, или кто знает, что еще.

Хотя действительно есть много неподготовленных помещений и прочих моментов, я думаю, что многие проблемы возникают только от плохих НЧ-акустических систем. Ниже я опишу, как сабвуферы делают плохой бас, и как избежать этого.

Гармоники

Одним из первых, кто озаботился басом, был человек по имени Edgar Villchur. Он основал в 1954 году знаменитую компанию по производству hi-fi громкоговорителей AR (Acoustic Research).

AR создала первый в мире компактный НЧ-динамик, АР-1, с низким уровнем искажений, который производил чистый, плотный, музыкальный звук бас-гитары, в отличие от больших бум-боксов, которые были популярны в то время. По поводу звука, Villchur сказал фразу, которая является ключевой и для хорошего концертного баса: «то, что большинство людей воспринимают как плотность в мидбасе, в действительности – это гармонические искажения от басовых динамиков, пытающихся работать на пару октав ниже».

В 1991 году я разработал новый НЧ-динамик для компании Jason Sound из Ванкувера. Новый динамик должен был заменить более раннюю модель, он имел такой же выходной уровень, и такой же частотный диапазон.

С одной лишь разницей (кроме более удобной формы ящика) – новые боксы имели на 6 дБ меньше искажений, чем старые. Старые колонки на высоких мощностях имели около 4% искажений, а новые — примерно 1%. Когда мы сравнивали две модели, основное различие, как мы заметили, было не в басе. Бас был примерно одинаков.

Но с новыми боксами весь звук ниже 1 кГц был очищен. Мидбас и нижняя середина стали более прозрачными и менее мутными, и ощущение раздела между низом и серединой была значительно увеличено. Почему? Потому что новый НЧ-динамик не распылял уродливые гармоники по всей нижней половине музыкального спектра.

Если вы когда-нибудь находились рядом с людьми, которые настраивают ПА-систему с использованием современных средств измерения ( SIM или Smaart), то вы, возможно, заметили любопытное явление: когда вы смотрите на АЧХ системы после того, как она настроена, вам часто приходится наблюдать широкую впадину между 200 и 400 или 500 Гц.

Зачем они так настраивают? Одна из причин — когда система работает громко, низкочастотные динамики заполняют гармониками диапазон выше, и приходится в реальной музыкальной программе снижать эту область для поддержания общего музыкального баланса.

Это позор, потому что очень много убедительной музыкальной фактуры (левая рука фортепиано, виолончель, саксофон, нижние струны гитары, напольные томы…) живет в этом диапазоне.

Вот признаки хорошего басового звука:

— Басовые импульсы не маскируют остальную музыку.

— У вас есть ощущение, что бас-это часть музыки, а не просто какой-то ритмичный звуковой эффект.

— Бас имеет окраску и текстуру, которые отличаются от момента к моменту, а не является монотонным гулом все время. Если, конечно, это заложено в исполняемую музыку.

— Вы можете слышать высоту ноты в басу, а не просто смутный рев, гул и глухие удары.

— Перкуссионные звуки реалистичны, и не похожи на кашель гигантов, или выбивание ковров палками.

— Переходные звуки сильные и жесткие, но длинные ноты музыкальны и наглядно воспроизводятся.

— Не добавляются ложные шумы.

— Когда на большой громкости играется очень низкая нота, то она попадает в живот и нижнюю часть тела, а не только в верхнюю часть грудной клетки и голову.

Хороший бас прозрачен. Это может показаться странным — как звук бас-гитары может быть прозрачным? Если вы хотите услышать ответ, сходите на органный вечер в кафедральный собор. На земле нет ПА-системы, способной так же качественно воспроизвести бас, как трубы хорошего органа.

Независимо от того, какую музыку вы любите: если вы заботитесь о басе, вам следует посещать органный концерт каждые пару лет, просто, чтобы напомнить вашим ушам, как это может быть.

В системах звукоусиления хороший бас редкость. В самом деле, многие звукоинженеры никогда его не слышали. Когда они, наконец, получают возможность микшировать в системе, которая умеет делать хороший бас, им часто требуется немного времени, чтобы привыкнуть к нему. Но после того, как они так поработают, им почти никогда не хочется вернуться назад.

Немного плохо – хорошо?

Некоторые люди считают, что немного искажений в басу — это хорошо, потому что так бас звучит громче, а также искажения дают дополнительный толчок к переходным процессам. Я думаю, присяжные просто еще не вынесли вердикт по этому вопросу.

Нет никакого сомнения в том, что искаженный бас звучит громче, тяжелее, и еще более гнетуще. Нет сомнений в том, что, при надлежащем микшировании, небольшое клипирование басовых усилителей может добавить кранч для переходных процессов.

Однако, я думаю, что эффекты, которыми трудно управлять, могут легко выйти из-под контроля. Мой совет: если вы хотите больше басов, возьмите больше сабвуферов (или лучшего качества). Если вам нужен кранч на бас-линии, установите соответствующий эффект тот в канал микшера, где вы его хотите, или, может быть, просто используйте более дешевый микрофон.

Я не думаю, что имеет смысл запускать весь микс в кучу нелинейных, интермодулированных сабов, когда требуется обработать лишь пару каналов. Выглядеть немного плохим может помочь на свидании с девушкой, и то, если ты – не сабвуфер.

Мы же здесь говорим о басовых инстинктах (bass instincts), а не о низменных инстинктах (base instincts)

Исключение

Я должен упомянуть, что существует одно исключение для всего вышесказанного: транс-музыка. Я имею в виду танцевальную музыку, рейв-музыку, некоторые виды техно-музыки, и вообще любую музыку, которая предназначена для создания измененного состояния сознания и физической бомбардировки тела и чувств.

Если вы занимаетесь такого рода вещами, то вы хотите, чтобы ваш бас был потрясающе эффектен. Такой эффект происходит, когда каждый переходный процесс в басе сопровождается взрывом гармоник, которые качают помещение, тускнеет свет, музыка теряется, а глаза у людей становятся расплывчатыми.

Если это то, что вам надо, то вы, вероятно, хотите бас с высоким уровнем искажений. Самый простой способ его получить — использовать нелинейные динамики. Чтобы получить больше контроля над явлением, вы можете использовать бас-искажающие устройства, типа субгармонических синтезаторов и других злых машин.

Много баса

Даже за пределами дэнс-сообществ, есть много людей, кто любит много баса. Я, например — я люблю много баса. Но если мы не используем искажения, чтобы создать иллюзию мощного баса, то что тогда мы делаем? Ответ: имеем большой хедрум в басовом диапазоне. Если у вас есть запас возможности баса, то когда приходит реальная басовая нота, система не может потушить её целостность.

Другими словами: если вы действительно имеете запас, вам не придется притворяться. Но каким образом вы получаете достаточный хедрум в басу, оставаясь в пределах разумного пространства и в рамках бюджета?

Ответ: используйте эффективные сабвуферы. Большинство концертных сабов, на самом деле, не являются достаточно эффективными, чтобы обеспечить достаточный запас прочности для сегодняшней музыки с сегодняшними бюджетами.

Частотный диапазон

Как низко бас должен распространяться? Ниже — граница низких частот у некоторых распространенных музыкальных инструментов:

Четырехструнный бас — 40 Гц

Пятиструнный бас — 30 Гц

Контрабас — 40 Гц

Концертный рояль — 27,5 Гц

Бас-певец — 62 Гц

Большие трубы органа — 16 Гц

Бочка (примерно) — 60 Гц

Эта таблица не говорит, где наиболее важные частоты у этих инструментов. У большинства басовых инструментов гармоники громче и более важны, чем фундаментальные частоты.

Находясь выше опорной частоты, гармоники легче и быстрее определяются слухом, и часто содержат мелодическую и ритмическую информацию. Мы нашли, что для наиболее популярной музыки самая важная часть музыкальной информации лежит в диапазоне примерно от 60 Гц.

Диапазон от 40 до 60 Гц хорош для улучшения впечатления, но только если у вас хорошо работает диапазон 60-100 Гц, и если вы знаете, как управлять энергией в вашем миксе, чтобы избежать проблем с реверберацией в больших помещениях.

Использование музыкального контента ниже 40 Гц — редкость в концертной работе. Иногда он требуется для поддержки тяжелого синтезаторного баса. Эти частоты не очень хорошо работают в популярной музыке на типичных больших концертных площадках.

В бесконечном потоке создания впечатляющих характеристик производители громкоговорителей стараются обеспечить как можно более низкую границу — от 35 Гц до 45 Гц, что происходит за счет качества в более нужном диапазоне от 60 до 100 Гц. Такие низкочастотные динамики перемещают много воздуха, но звучат некрасиво.

Бас-вызов

В большой звуковой системе не так просто получить хороший бас. Снижение НЧ-искажений до приемлемого уровня — это действительно трудно.

Существуют две основные причины для этого:

  1. Воздух очень неплотная среда, и бас-колебания относительно медленны. На медленно движущуюся диафрагму басового динамика воздух имеет большое влияние, она должна быть большой и ездить взад и вперед по длинному пути. Может показаться, что мощный НЧ-динамик – это мачо-девайс, надежный и сильный, но в действительности это кусок бумаги, лихорадочно хлопающий на ветру, и старающийся изменить ситуацию к лучшему. Не так-то просто сделать подобное устройство с линейными характеристиками. Для сравнения: под водой вы можете получить громкий бас до 20 Гц всего от 2-х дюймового НЧ-динамика.
  2. Удивительно, насколько низкий уровень искажений на самом деле необходим. Есть две причины для этого: a) слух на 10-20 дБ более чувствителен к искажениям басовых гармоник, чем к реальной фундаментальной частоте, и (b) многим людям нравится иметь много баса при микшировании.

Выведенное эмпирическим путем правило показывает, что 1 процент искажений в суббасе эквивалентен 7-10 процентам искажений в большинстве других частей частотного диапазона.

Вы, вероятно, помните из моей истории с Jason Sound, что когда искажения в наших НЧ-динамиках изменились с 4 процентов до 1 процента, эффект был очевиден. Большинство современных динамиков рассчитаны на 5-10 процентов искажений на максимальном выходе. Это большая проблема.

Есть и другая проблема, стоящая перед хорошим концертным басом: так, как многие, если не большинство, гастролирующих профессионалов звука никогда не слышали хорошего баса, то они и не запрашивают его у производителей. Как следствие, существует очень мало концертных НЧ-продуктов с низким уровнем имеющихся искажений.

В студийном мониторинге и в серьезных домашних аудиосистемах ситуация несколько иная — многие люди знают, как должен звучать хороший бас. На этих рынках многие производители серьезно подходят к искажениям в нижнем диапазоне, и есть целый ряд успешных продуктов.

Там, где вы есть

Даже если у вас есть система, способная производить хороший бас, вы по-прежнему сталкиваетесь с задачей расположения НЧ-массивов для лучшего покрытия.

Хотя покрытие басом очень предсказуемо, иногда трудно поместить прогнозы в реальный продакшен. Это приводит к ситуациям, когда люди делают вид, что у них хороший бас, во избежание конфликтов с коллегами по свету, видео, и сценическому хозяйству.

coda_f

Оригинал материала.

_______________________________________________

jeff_berrymanДжефф Берриман

Работает директором канадской туровой компании Jasonaudio, и возглавляет  лабораторию Electro-Voice.

________________________________________________

5

Обсуждение