Световая система. Начало Lighting_beginnner Full view

Световая система. Начало

 

Борис Никитинский считает, что вложения в световое оборудование это долгосрочная инвестиция, а не трата денег на краткосрочный проект.

Свет – одна их вещей, на которую обращают внимание, только если он потрясающе хорош или потрясающе плох. Но, он все равно влияет на людей на подсознательном уровне. При недостаточном освещении люди чрезмерно напрягают глаза, чтобы что-то рассмотреть, или прочитать. В случае слишком яркого и резкого света человек стремится найти облегчение для глаз. Однако, когда освещение правильное, это удобно для зрения, люди не акцентируют внимание на свете, а наслаждаются происходящим действием..

Самое важное

Как же убедиться в том, что система освещения, которую вы хотите построить, — правильная? Для начала – не стройте ее самостоятельно. Найдите квалифицированного дизайнера, имеющего опыт, для разработки и инсталляции. Проектирование правильной системы требует значительных знаний об электричестве, структурных и инфо-системах, а также хорошее понимание искусства освещения. Кроме того – световые приборы, как правило, подвешиваются над людьми, и подвес должен быть выполнен профессионально. В противном случае есть вероятность, что кто-то может быть ранен, или даже убит упавшим с высоты прибором.

Дизайнер учитывает размеры помещения, высоту потолка, размер сцены, и требуемый уровень освещенности при определении конструкции системы освещения и разрабатывает архитектурную и сценическую систему, удовлетворяющую всем требованиям. В конце концов, размеры помещения и размер сцены определяют то, сколько система может стоить. Хороший дизайнер потратит достаточно времени, чтобы произвести все расчеты, основанные на «науке» освещения, чтобы понять, сколько оборудования требуется, чтобы объект отлично смотрелся.

Однако, довольно часто в церквях находится кто-то, кто «знает свет», и требуемое количество приборов, необходимых для работы. Обычно они хотят сократить количество оборудования, сократить затраты на проект, потому что «знают», что якобы «в действительности не нужно так много приборов». На самом деле, они не имеют никаких оснований для изменений, кроме желания потратить меньше, так как не считают свет чем-то важным. Много раз приходилось наблюдать, как церкви, вложившие достаточно средств в современную систему звукоусиления, едва находят возможность осветить кафедру в центре сцены.

Да, возможно, хорошая световая система будет стоить больше, чем вы ожидали, но необходимо понимать, что это долгосрочная инвестиция, а не трата денег на краткосрочный проект.

Наверное, невозможно найти церковь, которая планирует существовать лишь два-три года. Как правило, оборудование эксплуатируется в среднем 10-15 и более лет, пока назревает необходимость его замены. Приобретение качественного оборудования выгоднее, чем единовременная покупка дешевого, с коротким сроком жизни и требующего постоянного ремонта. В долгосрочной перспективе качественные приборы показывают более низкую стоимость инвестиций, чем дешевые, которые требуется постоянно заменять.

Свет, поэтапно

Если церковь не может по финансовым соображениям построить всю световую систему сразу, это может происходить поэтапно. Сначала необходимо создать инфраструктуру для световой системы: силовую часть, управление, контроль, систему подвеса. Затем туда легко добавляются требуемые приборы. Мувинг-хеды, колорченджеры, LED-панели, проекционные технологии могут существенно улучшить визуальную сторону служения, но они относительно дороги. Их легко добавлять потом, по мере возможности, если у вас имеется структура для их поддержки.

Бытует мнение, что LED (светодиодные) приборы являются «волшебной лампой», которая может осветить сцену лучше, быстрее, и экономичнее, чем какие-либо другие. Да, LED приборы могут быть отличным инструментом, чтобы решать некоторые задачи, но они всего лишь один из инструментов, но никак не единственный инструмент для любой задачи.

Покупку LED хорошо отражает поговорка «вы имеете то, за что платите». Недорогие LED-приборы имеют место на рынке, но они, как правило, не очень качественно сделаны, с отсутствием диммеров, хорошо смешивают только семь цветов, могут привести к мерцанию на видеокамерах, и не обеспечивают одинаковое смешение цветов от прибора к прибору.

LED-приборы средней ценовой категории сделаны намного лучше, с качественными диммерами, смешивают более десятка основных цветов, не мерцают на камеру, и имеют более продолжительную жизнь. Кроме того, в данной ценовой категории производители стремятся обеспечить повторяемость цветового смешивания от прибора к прибору.

Высококлассные LED-приборы обычно высокого качества сборки, имеют диммер театрального класса, то есть – затухают, как лампы накаливания, имеют несколько режимов устранения мерцания для камер различного типа, превосходное соответствие цветов между приборами, позволяют смешивать любые сложные цвета, какие вы можете только представить, но они имеют гораздо более высокую цену.

Популярный вопрос: можно ли LED-приборами заменить все световые приборы на лампах накаливания с диммерами? Хотя LEDы сейчас в тренде, ответ зависит от того, насколько вы придирчивы к тому, как будет выглядеть ваша сцена. До сих пор лампы накаливания воспроизводят оттенки кожи лучше, чем светодиоды, и вероятно, это еще будет долго. Светодиоды имеют тенденцию быть более эффективными, чем лампы накаливания, но лампы лучше показывают людей в белой одежде, например. Тем не менее, LED-приборы сегодня делают огромную часть работы для освещения декораций, или как заливной свет.

Другая область, где светодиоды делают огромные успехи – архитектурное освещение.

Театральный и архитектурный свет в двух словах

В типичной церковной аудитории мы имеем две различные категории для освещения: архитектурный свет и театральный свет. Обычно театральный свет служит для освещения сцены, а архитектурный – для аудитории и архитектурных особенностей. Хотя эти категории в чем-то похожи, они имеют ряд отличий, в зависимости от применения.

Театральное освещение использует светильники, разработанные для театральных и музыкальных представлений, в то время как для архитектурного освещения используются светильники более общего применения. Архитектурные светильники при одинаковом функционале могут иметь разнообразный внешний вид, с различными стилями, в то время как театральные приборы имеют строгий функциональный дизайн, и являются больше инструментом освещения, нежели предметом декора.

LED-приборы завоевывают рынок архитектурного света так же, как рынок сценического, или театрального света. Большинство архитектурных светильников имеют только теплый белый, либо холодный белый свет, и в отличии от своих двоюродных братьев из театрального цеха, не требуют смешения цветов. Также, у LED-приборов меньшее энергопотребление, низкие эксплуатационные расходы и длительный срок службы источника света. В то же время, эти преимущества связаны с более высокой первоначальной стоимостью. Как и в случае с театральными LED-приборами – «вы получаете то, за что платите» — яркость и функция диммера лучше у более дорогих устройств. Конечно, как и у всех новых технологий, по мере становления и распространения, цены будут падать, а возможности расти.

В конечном счете, качество вашей световой системы будет играть существенную роль в качестве коммуникации с аудиторией. Так же, как с любыми новыми технологиями появляются новые возможности, инвестиции в освещение принесут с собой новые возможности коммуникации.

coda_f

__________________________________________________

editor_in_chiefБорис Никитинский

Главный редактор Live Sound Journal.

В про-аудио больше 25 лет, в разных ролях. Работал звукоинженером в ММДМ, гастрольным звукоинженером, про-аудио специалистом в компании Yamaha Music Russia, также несколько лет как звукоинженер большой церкви, автор публикаций в про-аудио прессе.
__________________________________________________

Обсуждение