Хороший, плохой или исключительный _MG_9187_1-2 Full view

Хороший, плохой или исключительный

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Дэвид Мартин Джейкис: я не могу сказать, сколько раз критики просматривали мои постановки и совершенно ошибались в намерении светового дизайна.

Определение того, что хорошо и что плохо в искусстве всегда было противоречивой темой. Эстетически оценить световой дизайн может быть так же трудно, как пытаться решить: современная скульптура — это хорошо или плохо. Искусство понимается как творческое самовыражение художника (или коллектива художников, в случае театра и исполнительского искусства). Световой художник должен свободно выражать свою точку зрения через искусство света.

Однако у всех нас есть мнение о том, что хорошо или плохо. Вопрос в том, насколько справедливо мы применяем эти оценки. Я считаю, что лучше всего начать с Функций света. Как вы знаете, существует шесть основных «функций освещения», которые дизайнер должен обеспечить. Хотя некоторые из них довольно общие в описании и иногда трудно измеряемы, но эти функции служат базовыми требованиями для любого хорошего светового дизайна.

Итак, функции светового дизайна включают в себя: визуальность, избирательность фокусов, творческое моделирование, создание настроения, раскрытие пространства и, наконец, (самое главное) — поддержку истории. Если освещение не выполняет ВСЕ эти функции, вы можете субъективно считать, что дизайн не «хорош». Однако ключевое слово здесь «субъективно».

Давайте возьмем визуальность в качестве примера. Что это значит? Ну, в физическом плане мы видим объект, когда от него отражается свет, и мы воспринимаем этот свет нашими глазами. Однако только потому, что предмет отражает свет, это не делает его ясно видимым. Визуальность имеет много общего с моделированием и контрастом интенсивности. Мы можем выбросить тысячи кандел на сцену, и будем ясно видеть людей, хотя не будет никакого моделирования или контраста. Таким образом, видимость — это действительно «ясно», что мы можем что-то увидеть. Хорошая видимость удобна глазам и усиливается всеми качествами светового дизайна.

Избирательность фокуса означает, что объекты или люди подсвечиваются или затемняются, чтобы контролировать внимание аудитории (или фокус). В отличие от фильма и телевидения, где зрителям показывают только то, что видит объектив камеры, зрители живого исполнения могут смотреть повсюду: и на сцену и на сам театр. Задача светового дизайнера — ориентировать аудиторию на важные моменты на сцене. Но опять же, что важно видеть, а что нет? Это очень субъективно, особенно когда на сцене присутствует несколько актеров и объектов. Иногда интереснее иметь актера в тени, чем в свете.

Моделирование — это когда дизайнер помогает подчеркнуть трехмерность объекта или человека. Я уверен, что вы видели шоу, которые выглядели «плоскими» и неинтересными. Обычно это связано с отсутствием углового света, создающего тени на объектах. Контраст света и теней создает визуальный интерес и фактически позволяет нам видеть вещи более четко, особенно человеческое лицо. Это справедливо и для трехмерных объектов и текстур, используемых на сцене. Для создания правильной текстуры должны использоваться правильные углы освещения для аудитории. Моделирование также создаёт пространство и глубину на сцене. Правильная подсветка помогает отделить актера от фона, позволяя аудитории воспринимать глубину сцены на больших расстояниях.

Создание настроения — это когда дизайнер создает атмосферу освещения, которая вызывает эмоциональный отклик в аудитории. Создание настроения может использовать все качества света, но наиболее эффективными являются цвет, угол и движение. Изменения цвета будут влиять на аудиторию сублимально (я тоже посмотрел в словаре – прим.пер.). Резкие углы света могут быть захватывающими и интригующими. Ритм света, меняющийся от сцены к сцене, также является мощным инструментом создания настроения и атмосферы. Конечно, реальный вопрос: поддерживает ли создание настроения нужный момент в сценарии?

Раскрытие пространства означает, сколько театрального пространства открывается в какой-то момент для аудитории. Как и в случае с избирательным фокусом, световой дизайнер показывает пространство. Это может меняться, в зависимости от того, какие светильники используются в определенной атмосфере. Опять же, это всё субъективно, поскольку манипуляция является частью искусства дизайна.

И наконец, поддержка истории лежит в основе всего, что мы делаем в исполнительском искусстве. Световой дизайнер должен поддерживать то, что показывают исполнители, и ту историю, которую они рассказывают. Это может быть наиболее простым истолкованием функции света. Как у художников, у нас могут быть собственные точки зрения на любую историю, которую мы рассказываем. И то, как мы поддерживаем эту точку зрения, служит оценкой светового дизайна. Все зависит от этого — от совместной работы творческой команды в общем концепте продакшена. Ключом к этому является комплексный продакшн, которое объединяет в себе все области искусства, от актерского мастерства до освещения.

Итак, вы видите, что все эти вещи довольно субъективны. Тем не менее, я видел довольно странные решения, сделанные световыми дизайнерами (в конечном счете, режиссёрами), которые не имели никакого смысла. Означает ли это, что свет был «плохим»? Я обычно рассматриваю их решение как художественную свободу. Я не согласен с ними, но я уважаю их решение, как искусство 🙂

Где нужно провести линию? Я считаю, что хороший дизайн освещения не должен привлекать к себе внимания. Это может быть одна из самых сложных вещей для личной оценки, когда вы световой дизайнер. Лучший способ сделать это — во время репетиции временно удалить себя из роли дизайнера освещения и убедить себя, что вы являетесь всего лишь членом аудитории. Понаблюдайте шоу с этой точки зрения во время прогона, и вы наверняка найдете, какие атмосферы и реплики отвлекают вас от самой истории. Кроме того, хороший режиссёр также будет акцентировать ваше внимание. Тем не менее, мне никогда не приходилось ждать, когда режиссёр расскажет, как нужно понимать роль актеров, исполнителей или докладчиков.

Я не могу сказать вам, сколько раз критики просматривали мои шоу и совершенно ошибались в отношении светового дизайна. Худших отзывы, которые я когда-либо получал, были тогда, когда критики хвалили «впечатляющее» освещение. Я рассматриваю эти отзывы как признак неудачи в моей работе светового  художника. Очевидно, я их не понимал.

Итак, что такое «исключительный» световой дизайн? Как говорится в знаменитой фразе: «Я знаю это, потому что вижу!» Я видел сотни постановок в моей жизни, и я могу рассказать максимум о паре рук, которые сделали исключительный световой дизайн. Это были проекты, которые были действительно интегрированы в концепт продакшена. Прямо из головы, могу назвать: изысканный дизайн Тэрона Муссера для A Chorus Line. Это было по-настоящему световое искусство, в лучшем виде. Мало того, что свет поддерживал каждый момент действия актеров и танцоров, он занял новое место в художественно-выразительном действии освещения. Свет действительно танцевал с танцорами. Освещение было «хореографическим», и соответствовало тому, что происходило на сцене. Он вышел за рамки основных функций света.

Еще одним недавним шоу был красивый дизайн Пауль Констебль для War Horse. Как и в прекрасной работе Тэрона, Паула создала дизайн, который был экспрессивным и хореографическим. Свет поддерживал эту историю, не обращая на себя внимания.

Поэтому будьте осторожны, когда начинаете судить об эстетике работы других художников. Убедитесь, что вы хорошо осведомлены о том, что делает световой дизайн успешным. Обеспечивает ли свет все функции света? Он легко вписывается в продакшн? Обращает на себя внимание? И наконец — вам понравилось шоу? Вы можете спорить, что если бы вы это делали, то свет бы  поддерживал историю, и был действительно «хорош»?

coda_f

Оригинал материала.

________________________________________________

xdavid_jaques.gif.pagespeed.ic.ZctQZf_6tP.jpgДэвид Мартин Джейкис

Профессиональный дизайнер по свету, консультант по архитектурному освещению и Руководитель кафедры «Сценический дизайн» в Университете Лонг-Бич. Его книга Introduction to the Musical Art of Stage Lighting Design доступна на amazon.com

_________________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Похожие материалы