Шаги для улучшения микса FixMix Full view

Шаги для улучшения микса

 

Карл Винклер признаётся, что на него  плохой звук оказывает  почти физическое воздействие.

Для меня Хороший Звук и его антагонист, Доктор Злой Звук, дело очень личное. Хороший звук действительно улучшает слушательский опыт, а плохой звук, к сожалению, в общем, отрицательно влияет на исполнение. Я слышал от многих людей — звукоинженеров, гитарных техников и мониторных инженеров, что Артисты, с которыми они работают, очень чувствительным к звуку, до такой степени, что если дело с ним не очень, исполнители имеют проблемы с выступлением.

Я могу их понять – на меня плохой звук имеет почти физическое воздействие.

Итак, каковы же факторы, влияющие на оценку звука?

EQ или без EQ

Эквализация, или формирование звука, безусловно, очень важный инструмент в нашем аудио арсенале. Кстати, Аудио Арсенал будет хорошим названием для группы (из ботанов)?

В любом случае… я считаю, что есть две причины для использования эквалайзера. Первая и, пожалуй, наиболее важная в общей схеме — правильная настройка системы для получения желаемой АЧХ.

Можно уменьшить некоторые частоты, которые излишне возбуждаются в помещении, может, немного скроить низкочастотную часть и так далее. Конечно, я знаю, что акустические проблемы в-основном невозможно решить с помощью электроники, не называйте меня еретиком.

Другой вид эквализации — это «окраска», и применяется к отдельным каналам. Многое в этом случае определяется микрофоном и местом его размещения. Безусловно, малый барабан звучит по-другому, если поменять микрофон с динамического на конденсаторный. Действительно, здесь все начинается с микрофона.

Но, допустим, вы выбрали лучший микрофона для данного источника, поместили его в нужное место, и теперь вам нужно сделать немного окончательной настройки на канальном эквалайзере, чтобы звук стал «совершенным».

Я не помню, кто сказал, что «люди не ходят на концерт, чтобы слушать звук бочки». Кто бы это ни был, он никогда не был на концерте Металлики. Я был на одном еще в середине 1990-х годов (тур Black Album). Все три разогревающих группы уже отыграли, была середина перерыва перед выходом хедлайнера. Ожидание росло и росло.

И в этот прекрасный момент вышел барабанный техник, сел за барабаны, и нажал на педаль, посылая громовой звук бочки через аудиторию. И все стали просто дикими! Кто бы мог подумать, что одна нота бочки соло приведет толпу к его ногам!

Но я отвлекся.

Моя точка зрения заключается в том, что каждый инструмент может звучать великолепно сам по себе, но может неправильно сидеть в миксе. Первый вопрос: «Что такое музыкальный контекст»? Другими словами: идеальный звук бочки для Металлики явно не подходит для Оркестра Каунта Бейси. И наоборот.

Но более того, множество миксов, которые я  слышал — слишком плотные. Каждый инструмент занимает в каком-то смысле слишком большую звуковую сцену — слишком громко, слишком большой частотный диапазон, и, возможно, слишком много эффектов.

В действительно отличных миксах есть «воздух» вокруг всего, и одной из главных причин этого является канальный EQ. Искаженные гитары частенько главные виновники отсутствия «воздуха». То, что звучит хорошо, когда вы стоите перед вашим полным ламповым стеком, и звук рвёт вам лицо, может быть не совсем то, что хорошо работает в миксе с группой.

Если есть две гитары, убедитесь, что они различаются по звуку, чтобы их можно отличить в миксе.

И вообще, гитары не должны конкурировать с вокалом. Может, для панк-музыки это нормально, но больше нигде. Когда-нибудь замечали, что волосатые металл-группы, с огромным присутствием гитар в миксе также имеют супер-высоко кричащих вокалистов?

Больше воздуха

Говоря о «воздухе», я всегда считал, что хорошим инструментом для создания микса с открытым звучанием является подъём ВЧ. Обычно я поднимаю 12,5 кГц или выше, возможно, на 2-3 дБ. Это выше диапазона вокальных шипящих, резких тарелок, выше гитарных усилителей и т.д.

Контент, который присутствует в этом диапазоне, включает в себя верхние гармоники от акустических гитар, фортепиано, тарелок и даже некоторые вокальные гармоники. Это тонкая вещь, но, по моему уху, это действительно помогает.

Конечно, нужно быть осторожным, чтобы не усилить слишком много этот регионе, потому что тогда всё будет торчать. В некотором смысле, я думаю,  это похоже на окончательный EQ-мастеринг, используемый в процессе записи.

Наряду с добавлением «касания» от 12,5 кГц и выше, у меня также часто имеется ослабление в нижней середине на 1 или 2 дБ, с центром на 320 Гц и Q шириной в две октавы. В зависимости от помещения и аппарата, я иногда немного перемещаю центр фильтра и, возможно, настраиваю ширину Q.

Это может быть также достигнуто с помощью индивидуального канального эквалайзера, но я обнаружил, что вместо настройки каждой полосы общий эквалайзер действительно помогает решить ситуацию, приручив, пожалуй, эту самую неприятную зону звукового спектра.

Проблема в том, что большинство фундаментальных частот инструментов находятся именно там: голос, гитары, фортепиано с клавишными, и даже бас. Духовые тоже, если они у вас есть. Таким образом, там легко накопить слишком много грязи, и использование общего эквалайзера, безусловно, может помочь. Я должен отметить, что не только какой-либо старый эквалайзер отвечает задачам управления «воздухом» и срезом в середине.

Как правило, параметрик плюс полочный HF будут работать хорошо, если они имеются в приборе хорошего качества. И, конечно же, для этого можно использовать системный процессор (драйв-рэк) — хорошие DSP, используемые сегодня, идеально подходят для этой небольшой окрашивающей эквализации.

Другими словами: настройте свою систему, затем добавьте прикосновение «воздуха» и приберите прикосновение «»мути, чтобы придать системе немного больше жизни для вашего микса.

Если вы это слышите, значит – этого много

Конечно, речь идет о компрессии. Подобно EQ, её следует использовать экономно и только тогда, когда есть веская причина.

Компрессия, по-видимому, является наиболее часто используемой сегодня обработкой (по крайней мере, в последние 10 лет), особенно в мастеринге. Но она слишком часто используется вживую.

Музыка должна иметь динамику, хотя есть такие виды музыки, особенно в металлических жанрах, которые вообще не имеют никакой динамики.

С точки зрения применения компрессии — если вы можете её слышать, то её слишком много, будь то на отдельных каналах, или в целом миксе. Существует утверждение, что «если вы не можете её услышать, то она не делает то, что должна делать», но если вы можете услышать фактический эффект сжатия, то есть «защемление, накачку, дыхание» и тому подобное, тогда компрессия преувеличена. Если тональная характеристика инструмента или вокала искажена, то её слишком много.

Что должно делать компрессия? Давайте используем в качестве примера вокал. Даже когда певец знает, как работать с микрофоном, компрессия может помочь сгладить уровень, чтобы вокал оставался на верху микса, также поднимая более мягкие по звучанию части.

На басе компрессия может выровнять звук, когда он немного неровный по уровню. Ничто так не помогает здоровому миксу, как устойчивый, пульсирующий бас, который играет на одном уровне с барабанами.

Компрессия может помочь с оверхедами на барабанах, но в этом применении легко переусердствовать.

На общем миксе компрессия может быть «клеем», который собирает все звуки вместе. Но здесь снова легко переусердствовать и потерять отдельные звуки (см. выше относительно EQ).

Итак, какова «волшебная настройка»? Их много, не одна, но я обнаружил, что любое соотношение более 4: 1 часто слишком велико. И soft knee обычно лучше.

Для басов компрессия может быть в два этапа: более агрессивная с более поздней атакой, чтобы позволить пройти переходному процессу, а затем более мягкая, с более быстрой атакой, чтобы держать переходный процесс несколько под контролем.

Кстати, эта комбинация была использована на тысячах хитовых  записей.

Для общего микса, будьте очень деликатны с компрессией!

И, пожалуйста-пожалуйста, используйте компрессор максимально хорошего качества, особенно для микса. Иногда вы можете применить посредственное устройство на басе (если басист не узнает), но для шины микширования он должен быть высококлассным.

Ваши уши будут вас за это благодарить.

Последнее слово о динамике: если вы ожидаете, что музыка должна иметь место для дыхания, и динамика требуется для этого жанра, ваша система должна иметь достаточный хедрум для удовлетворения этих потребностей. И помните, что подъём на 3 дБ означает удвоение мощности…

И, на ход ноги…

Похоже, что вопросы Времени Прибытия Звука (Time of Arrival — TOA) сегодня достаточно хорошо поняты для макросогласованности — проектировщики систем, использующие зоны или распределенные громкоговорители, понимают необходимость держать прибытие от всех громкоговорителей вровень с исходной точкой (обычно бэклайна группы или сцены).

Но где я не вижу понимания TOA, так это в микрообласти: с точки зрения разницы во времени между инструментами на сцене или между вокалистом и фронтфиллами, направленными на первые пару рядов.

Моё главное переживание об этом — это то, что известно как «приоритет». Наш мозг имеет тенденцию определять первое прибытие звука как исходный источник. А что, если ближайшим источником для конкретного слушателя является громкоговоритель? Тогда слушатель будет воспринимать этот громкоговоритель как исходный источник.

И, откровенно говоря, это очень распространенное явление и часто неизбежно. Положение громкоговорителей относительно аудитории может требовать, чтобы некоторые люди впервые услышали сначала громкоговорители.

Даже если у вас отличное звучание, и вы работаете с великим Артистом, эти вещи все равно должны вызывать беспокойство. Просто задерживая громкоговорители-фронтфиллы так, чтобы акустически сначала приходил звук от певца (или лектора, если на то пошло), иллюзия будет заключаться в том, что и весь звук исходит от этого человека.

Когда я впервые начал работать с задержками основной системы, я был поражен тем, насколько большей ясности можно достичь, совместив прибытие основной системы с барабанами.

С этого момента я обычно задерживаю систему примерно на 10-20 мс в зависимости от размера сцены и от того, насколько удалены барабаны от передней линии. В некоторых отношениях это была тонкая вещь, но я пришел к ней, чтобы получить опыт работы и качество звука, которого я хотел для аудитории.

Просто выдохнув

Всё это только мои личные советы и трюки для хорошего звука. У вас, вероятно, есть свои собственные методы — или должны быть.

Но я надеюсь, что то, что я рассказал, даёт вам новые идеи и некоторые новые вещи, которые нужно попробовать. В конечном счете, хороший звук нужен для всех нас.

Я продолжаю надеяться, что общий звук на концертах, выставках, лекциях, играх и фестивалях улучшится, и, честно говоря, всегда есть много возможностей для улучшения.

Давайте сделаем это!  

  coda_f

Оригинал материала.

___________________________________________________

karl_winklerКарл Винклер.

Вице-президент компании Lectrosonics.

Работает в про-аудио больше 25 лет.

___________________________________________________