Сабвуферы. Конструктив. sub_constr Full view

Сабвуферы. Конструктив.

 

Современная музыка и спецэффекты в кино (например, взрывы в саундтреках фильмов) содержат много низких частот. Хотя широкополосные АС могут иметь достаточно полноценный диапазон частот, их дополняют сабвуферами, которые действительно способны внятно воспроизводить низкие частоты, что особенно актуально для насыщенной басом музыки, например EDM (электронная танцевальная музыка ) или регги.

Размещение обычных АС, как правило, сравнительно простой вопрос, но размещение и конфигурация сабов имеет несколько вариантов и может быть более сложной задачей. Давайте начнем с основ.

Сабвуфер — это специализированный кабинет, который воспроизводит крайний, нижний предел частотного диапазона. Модели для студии или домашнего кинотеатра могут работать в диапазоне от 20 до 250 Гц, в звукоусилении сабы, как правило, работают от 30 до 120 Гц, с точкой кроссовера от 80 до 100 Гц. Они могут быть пассивными, питаться от внешних усилителей и процессоров, или активными, со встроенным усилением и процессингом.

В небольших системах сигнал на сабы и на основные АС отправляется с одного, главного выхода консоли, в то время как более крупные сетапы могут получать НЧ-контент только от НЧ-инструментов, таких, как басовый барабан, бас-гитара или даже бас-вокалист. В этом случае сигнал для саба отправляется на усиление через отдельный выход консоли (aux, матрица или моно-шина). Это помогает очистить «мутное» звучание нижнего края диапазона, потому что из НЧ-сигнала устраняются открытые микрофоны на сцене, которые «насасывают» шум со сцены, и которые могут быть не в фазе друг с другом.

Существует несколько различных типов сабвуферов, каждая конструкция представляет собой компромисс между шириной воспроизводимого диапазона, эффективностью, размерами и ценой. Конструкции могут использовать один или несколько динамиков, расположенных в различных конфигурациях, в том числе:

Герметичный корпус.

Динамик(и) установлен(ы) в герметичный корпус. Хотя переходные процессы данная конструкция отрабатывает хорошо, но по сравнению с вентилируемым корпусом эффективность мала, и воспроизведение самых низких частот достаточно проблемно, особенно на высоких уровнях громкости. Одним заметным исключением является специфический дизайн, который использует собственные электронные системы управления процессом обработки для воспроизведения низких частот (до 20 Гц).

Бас-рефлекс/Вентилируемый корпус/Фазоинверторный корпус.

Bass_reflexНаиболее распространенный тип дизайна саба в звукоусилении, «бас-рефлекс» имеет динамик(и), установленный(ые) в ящик, который также имеет одно или более вентиляционное отверстие. Вентиляционное отверстие (или порт) имеет определенный размер, и длину, чтобы звук, исходящий сзади динамика при выходе из ящика совпадал по фазе со звуком, идущим спереди. Преимуществ фазоинвертора перед герметичной конструкцией имеется множество, в том числе: расширенный НЧ-отклик, повышенная мощность и увеличенное звуковое давление.

Однако эти преимущества приходят вместе с увеличенной стоимостью, большим размером корпуса и весом, и медленными переходными характеристиками. Также необходимо использование дополнительного обрезного НЧ-фильтра, ниже частоты настройки, для предохранения подвесной системы динамика от повреждений на высоких уровнях.

band_passБэндпасс.

В данной конструкции один (или более) динамик размещен в резонаторной камере, которая может быть закрытой или вентилируемой, и играет во вторую вентилируемую камеру, расположенную перед выходом из ящика. Проходя через эти настроенные камеры, звук ограничивается в частотном диапазоне, но увеличивается выход в пределах заданных камерами частот, наряду с сокращением верхних гармоник.

Недостатком является то, что размещение второй резонансной камеры перед динамиком увеличивает размеры корпуса.

Нагруженный рупор. Как и предполагает название, динамик находится в закрытой (иногда вентилируемой) камере, выход которой направляется через рупор. Рупор увеличивает выход динамика, а также может улучшить направленность, в зависимости от длины и площади выхода рупора (та часть, которая выходит наружу). Так как низкие частоты требуют большого рупора, дизайнеры, как правило, сгибают, складывают или загибают рупор в корпусе, в результате чего размеры ящика становится более вменяемыми.

PSW2014SubsLABSub  

Чертеж LAB Sub, сабвуфер дизайна «нагруженный рупор».

Рупорная конструкция предполагает увеличение уровня в сравнении с бас-рефлекс дизайном, но иногда она не очень хорошо воспроизводит самые низкие частоты, потому что для обработки этих длинных волн необходим рупор существенного размера. Однако, они могут быть уложены в группы для дополнительного НЧ-расширения. Большой размер и вес этих корпусов, как правило, ограничивает их применение для больших мероприятий.

Обратно-нагруженный рупор.

Динамик помещается на выходе рупора, одна стороны направлены в рупор, другая – на выход из рупора. Монтаж динамика в данном месте уменьшает необходимую длину хода подвеса динамика, в сравнении с обычно нагруженным рупором, в итоге — меньше искажений и больше выход. Эти преимущества приходят вместе с увеличением стоимости, размера и веса сабов. Тем не менее, результаты могут быть очень хорошие, особенно в проблемных акустических средах.

Кардиоида.

cardioid_subДанная конструкция обеспечивает больший выход из передней части ящика и меньший — сзади. Это обычно достигается путем добавления еще одного динамика в задней части корпуса и изменения их фазового отношения и/или выходного времени прибытия по отношению к переднему динамику, помогая обнулить звуковые волны, идущие назад.

Кардиоидная конструкция фокусирует НЧ-энергию на аудитории, снижая нежелательные отражения и шум на сцене. Эти преимущества сопровождаются большей стоимостью и весом, также требуются дополнительное усиление и процессинг, если сабы — пассивные. Однако результаты могут быть очень хорошими, особенно в проблемных акустических средах.

Гибридные конструкции.

В них применяется сочетание различных подходов внутри одного корпуса. Например, я недавно наткнулся на одну конфигурацию с двумя динамиками, имеющими общую вентилируемую камеру. Один динамик фронтального излучения стоит прямо, а второй — под углом 90 градусов, и излучает во вторую вентилируемую камеру.

Также на рынке имеется кардиоидный пассивный саб с двумя динамиками: 18-дюймовый бас-рефлекс конфигурации и 15-дюймовый в сложенном рупоре.

Очевидно, есть много, чего обсудить, когда дело доходит до сабвуферов, и то, что я представил здесь, предназначено в качестве примера, просто как грунт для полотна, на котором может быть написана любая картина. Хорошее понимание работы и взаимодействия сабов стоит вашего времени, а доставка НЧ-энергии с максимальной отдачей и управляемостью является одним из определяющих факторов успешного опыта в звукоусилении.

Крейг Лирман

3 Comments

  • Игорь on

    Можно ссылку на оригинальную статью?

    Reply
    • Борис on

      Что-то смутило в переводе?

      Reply
      • Игорь on

        Интересно почитать комментарии или обсуждение оригинальной статьи.

        Reply

Обсуждение