Примеры, трюки и «фишки» iem-console Full view

Примеры, трюки и «фишки»

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Николас Радина расскажет, как достичь успеха в микшировании персональных мониторов

Работа мониторного инженера может быть сложной, и за годы работы я получил изрядное количество жестких уроков, связанных с оборудованием (или его отсутствием), залами, артистами и многим другим. Успех во многом зависит от того, способны ли вы управлять большим количеством движущихся частей.

Я думаю, что будет полезно (и поучительно) поделиться своим опытом, также дать несколько советов, и рассказать про приемы, которые я узнал на этом пути – некоторые на небольших концертах, а другие во время больших туров. Каждый из них сделал меня лучше как инженера, а также облегчил мою жизнь.

Я хочу в первую очередь сосредоточиться на общих идеях рабочего процесса при микшировании для ушных мониторов, а также поделиться некоторыми из моих любимых «фишек».

Звучит здорово… Я слышу лучше

В самом начале моей карьеры я понял (хотя теперь, казалось бы, это очевидно), что каждый из нас слышит по-разному. Помимо потери слуха различной степени, у нас, кажется, есть собственные «кривые»  в отношении частотного диапазона и музыкального вкуса.

В тех случаях, когда я работаю с новым для меня Артистом, или использую на консоли файлы, подготовленные другим инженером, я очень быстро понимаю, что Артист хочет, и как интерпретировать то, что он слышит. Я буквально «стою в их обуви» в желании услышать то, что они слышат (и чувствуют), что также включает обязательную проверку уровня громкости на его поясном приемнике. Прослушивание микса на консоли не то же самое – мониторный мир это немного «остров».

При микшировании персональных мониторов я всегда держу палец на фейдере мониторного микса, чтобы прослушать микс на уровне Артиста, а затем быстро вернуться назад. Этот метод дает мне шанс «точно слышать» на протяжении всего концерта. Прослушивания на более низких уровнях, в то же время, помогает выявить проблемы очень быстро.

Получив первые впечатления о каждом миксе, я начинаю работать над тем, как я могу помочь Артисту чувствовать себя более комфортно, уверенно и счастливо, с помощью уровней, эквализации, компрессии, панорамирования и эффектов.

Разделять для разных вариантов

Как с аналоговыми, так и цифровыми консолями, я использую разделения одного входного сигнала на несколько каналов. Я всегда делю лидер-вокал и солирующие инструменты. Это помогает певцу и/или музыканту слышать свой голос и/или инструмент по-другому, чем его слышит остальная группа.

Я также делаю разделение, когда приходится работать только с одним микрофоном на басовом барабане (обычно я использую пару  Shure 52/91A). Я делю сигнал с бочки на два канала – один для «шлепка» и определенности, другой эквализирую для большого уровня низа. Когда музыканту нужно больше «шлепка» или больше низа, то в зависимости от этого я просто отправляю больше от нужного канала.

Канальная задержка

Индивидуальная задержка действительно может помочь артисту слышать моно-источник более естественно. С гитарными усилителями я всегда стараюсь использовать два микрофона, как заведомо лучший вариант, но когда приходится обходиться только одним микрофоном, то я делю один вход на два канала. Задерживаю второй канал на 10-15 миллисекунд, эквализирую немного по-другому, и панорамирую на противоположную сторону от первого канала.

Помещайте в микс задержанный канал до тех пор, пока звук гитары расширяется. Также обратите внимание, где расположен гитарный усилитель по отношению к ушам гитариста.

Техника, которой я научился у талантливого инженера, Майкла Лэрси, для очистки и цельности звучания барабанов, состоит в том, чтобы выровнять прибытие звука на все микрофоны установки относительно оверхедов.

Я выучил этот урок, и теперь ты сможешь ежедневно видеть меня с рулеткой и блокнотиком, записывающим расстояния. Режим solo-in-place в этом случае – лучший друг. Эту концепцию можно также использоваться с другими входами, но будьте осторожны с заметными задержками и отклонениями фазы на вокальных микрофонах.

Кстати, когда я работаю на сцене, то часто переворачиваю полярность входов и выходов, если это производит улучшение субъективного восприятия.

Чистим вокал

Нежелательное проникновение от тарелок и электрических гитар в открытые вокальные микрофоны часто доставляет мне неприятности.

Один метод, который я использую, чтобы уменьшить это — частотно-зависимый экспандер.

На вокальный канал, в разрыв вставьте BSS DPR901 (прибор или программную версию), или похожее многодиапазонное устройство, и назначьте одну из полос – как правило, с широким Q от 2 до 7 кГц  – для уменьшения уровня этого частотного диапазона, когда певец не поет в микрофон (в паузах между его фразами).

Я обязательно прослушиваю этот канал в режиме «соло», обращая внимание на то, как экспандер ведет себя. Это ключ к естественно звучащему решению.

Вещи, которые должны пробивать

Громкость звука на сцене — это то, на что всегда нужно обращать внимание, независимо от стиля исполняемой музыки. Артисты, которые учатся работать в пространстве — большая помощь,  особенно с распространением персонального мониторинга, но это может быть и проблемой.

Удаление со сцены некоторых источников энергии помогает контролировать звук и на сцене, и в зале.

Plates

Вибрирующие плиты могут помочь музыкантам получить больше «чувства», помогая держать уровень звука на сцене ниже.

Распространенными причинами являются громкий басовый комбик и мониторы барабанщика  (drum fills) – оба генераторы низких частот. Такие вещи, как тактильный монитор для барабанщика и вибрирующие плиты могут действительно помочь музыкантам лучше чувствовать низкие частоты, причем — гораздо лучше, чем обычные громкоговорители заполнения.

Стерео, пожалуйста!

На протяжении многих лет я работал со многими артистами, которые настаивают на использовании «одно ухо + напольный монитор». Я понимаю, почему, – так они чувствуют себя в более привычной среде и менее изолированно, по крайней мере, – первое точно.

Отвращение к мониторам в обоих ушах, как правило, проистекает из-за наличия плохого опыта в начале применения персональных мониторов, либо из-за отсутствия мониторного инженера, неудовлетворительного микширования, или отсутствия оборудования для обеспечения реального стерео-микса (недостаточно aux, нет микрофонов аудитории).

Я большой сторонник стерео-микса и «в оба уха» по трем причинам:

1) Слуховая система и головной мозг функционируют намного эффективнее при прослушивании в «стерео». (Поэкспериментируйте, переключая микс в моно, потом в стерео, и вы поймете эту концепцию без лишних слов.)

2) Громкость может быть уменьшена.

3) Разделение/маскировка. Я считаю это очень важным. Я всегда начинаю строить микс для Артиста (вокалиста) с панорамирования (в общих чертах), исходя из относительного расположения инструментов, что помогает ему обрести в персональных мониторах физическое «пространство» сцены.

Часто один инструмент маскирует другой, и панорамирование может немного помочь. (Подсказка: обратите внимание на то, как один инструмент или голос, в соответствующем частотном диапазоне, может маскировать другой. Обычно я немного уменьшаю регион от 1 до 5 кГц на других инструментах, чтобы получить ясность в вокале.)

Микрофоны аудитории

Применение персональных мониторов, даже с качественным миксом и опытным мониторным инженером, все равно может производить различные ощущения для разных Артистов. Дополнение микрофонов аудитории обычно помогает.

Обратите внимание на то, как они позиционированы и куда направлены (не располагайте их близко к аудитории), а также обеспечьте серьезное лимитирование с высоким порогом. Отправьте их в VCA и разгоняйте фейдер в перерывах между песнями, а также в начале и в конце шоу, это доставит дополнительную энергию для исполнителей.

Я также всегда прослушиваю эти входы на PFL, чтобы выявить ненормальности помещения, которые могут потребовать эквализации или смены полярности.

Компрессия

Я, как правило, добавляю немного консервативной soft knee компрессии, в разных количествах, на некоторые входы (вокал, акустическая гитара, дудки, рабочий барабан и клавишные).

Кроме того, я периодически поглядываю на выходные уровни миксов из консоли и на уровни входного сигнала на беспроводных передатчиках, отслеживая средний уровень и клипирование. Аккуратная, с высоким коэффициентом и быстрым возвратом компрессия на выходах помогает держать вещи под контролем.

Реверберация и эффекты

Когда возможно, я выделяю отдельные ревербераторы для вокала, солирующих инструментов, а также для барабанов. Как минимум, лидер-вокал имеет отдельный прибор или патч эффекта.

Небольшое количество стерео-реверберации, немного дилея, а также добавление небольшого сдвига высоты тона помогает певцам чувствовать себя более комфортно. Добавление натуральной комнаты (room) или plate к барабанам помогает «укрепить» звук.

Часто я экспериментирую, отправляя только возврат барабанной реверберации в мониторный микс Артистам, которым не очень нравятся барабаны в их миксе и добавляю в очень небольших количествах каналы бочки, малого барабана и хай-хэта для правильного тайминга. Я использую подобную технику и с бэк-вокалами – отправляю в микс лидеру только возвраты.

Всегда готов?

У меня есть одна «фишка» – всегда иметь запасной план, План Б, другой вариант, и тому подобное. Вот где действительно рождаются творческие решения, и за что в наши дни реально платят аудио-инженерам.

Помимо очевидных решений, типа — иметь запасной микрофон для лидер-вокала и всегда держать наготове микрофонный кабель, понимание прохождения сигнала по консоли также может обеспечить непрерывность процесса.

Fig20DAS_PAПроверьте цену на пульт на фото справа: это была уникальная, хотя и сложная замена в туре на Аляске. Пришлось использовать все адаптеры и переходники из имеющихся.

Доставка оборудования для нескольких концертов в неортодоксальных, отдаленных местах была полна приключений. Для большинства из них оборудование доставлялось открытым пикапом и без кофров (серьезно). Ежедневное применение небольших аналоговых пультиков и незнакомых приборов различных мастей подготовило почву для некоторых уникальных «фишек». Повторюсь — я использовал каждый имеющийся у меня адаптер, чтобы заработать себе шанс на успех.

Проблемы, как правило, вращались вокруг поиска способов разделить и обеспечить входные ячейки для мониторов и FOH (я отвечал за обе части), которые давали бы мне возможность использовать канальные эквалайзеры (графических EQ в большинстве дней не было) для напольных мониторов, IEM-миксов и возврата реверберации для одного IEM-микса.

В обычном рабочем процессе я использую в основном цифровые консоли, где имеется возможность создать дополнительную шину микширования, с передатчиком и боди-паком, назначенную на матрикс-выход. В случае отказа какого-либо передатчика или боди-пака во время шоу, на эту матрицу можно подать любой микс, который мне нужен – либо какой-то конкретный, либо смесь всех миксов, что угодно. Я также создаю микс с отдельным передатчиком и боди-паком для особых гостей, которые, кажется, всегда выскакивают в последнюю секунду, а также микс для других членов команды и техников.

Monitorworld

Автор работает с мониторами.

Мой рабочий боди-пак всегда работает в «инженерном» режиме. Это позволяет мне, когда возникают проблемы, быстро перестроиться и услышать, что слышит Артист. Кроме того, я делаю этот режим активным и на моем запасном боди-паке, и на гостевом, чтобы иметь возможность «скормить» им микс, который я желаю, в том числе и свой собственный.

Говорите со мной!

Микрофоны двусторонней связи, оборудованные ножными переключателями, типа Radial HotShot, расположенные в стратегических местах на сцене, позволяют исполнителям разговаривать друг с другом, а также со мной, с другими членами команды, и даже с тур-менеджером или световым режиссером, если у них есть паки. Когда возможно, я назначаю каждый пак и делаю микс для каждого члена команды, также в «инженерном» режиме. Это позволяет мне напрямую общаться с ними, если это необходимо.

Поскольку их приемники работают в «инженерном» режиме, они могут переключаться на миксы своих музыкантов, когда это необходимо. Часто гитарный или барабанный техник при прослушивании миксов своих Артистов может указать на то, что звучит неправильно, и я могу это исправить.

Всегда приключение

Что мне нравится больше всего в жизни в мониторном мире — это поиск инновационных решений для проблем, уметь держать глаза на нескольких человеках сразу, и обмен энергией шоу – но готовность всегда увернуться, если 58-ой летит в мою сторону.

В следующий раз я опишу мой рабочий процесс для микширования напольных мониторов, патчинг и некоторые другие вкусности, которые происходят после консоли.

Николас Радина

Оригинал материала.

 


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение