Переходим с напольных на персональные In-Ear-Monitors-708×350@2x Full view

Переходим с напольных на персональные

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Кент Маргрейвс объясняет, почему  многие коллективы, переходя с напольных мониторов на персональные, обнаруживают, что это непростой процесс.

Обычно «монитор» — акустическая система клиновидного дизайна (wedge), лежащая на полу и направленная на исполнителя. Микс для монитора, или группы мониторов выстраивается, исходя из требований исполнителя, и отличается от микса, предназначенного для аудитории.

В последние годы стали популярными беспроводные персональные мониторы. Эти маленькие и незаметные ушные вкладки направляют сигнал непосредственно в уши исполнителю и, как правило, позволяют избавиться от напольных мониторов.

Имеется несколько очевидных преимуществ персональных мониторов, особенно беспроводных, по сравнению с обычными:

  • Снижение громкости на сцене (нет напольных мониторов);
  • Лучший звук в аудитории; меньше возможностей для фидбека;
  • Мобильность для исполнителя (нет привязки к месту расположения монитора);
  • Снижение уровня в мониторах (надеюсь) для улучшения безопасности слуха;
  • Более глубокий мониторный микс;
  • Индивидуальный микс и уровень громкости для каждого исполнителя;
  • Возможность незаметной связи с каждым исполнителем;
  • Портативность системы (напольный монитор весит намного больше, чем приемник);
  • Улучшенная эстетика;
  • Улучшение акустической изоляции.

Последние два пункта могут быть спорными в плане преимуществ, но большинство пользователей отмечают, что ушные вставки отвлекают гораздо меньше, чем напольные мониторы. Музыкантам и техническому персоналу при переходе на индивидуальные мониторы необходимо научиться осуществлять коммуникации друг с другом и потратить достаточно времени на создание правильного мониторного микса. Акустическая изоляция персональных мониторных систем предлагает тотальный контроль звука в наушниках, но также требует больше внимания к деталям в самом миксе.

Но прежде, чем говорить об этом, давайте рассмотрим некоторые вещи относительно слуха.

Рассмотрим такой сценарий: Фронтмен в центре авансцены, перед ним один напольный монитор, у него акустическая гитара и вокальный микрофон. Звукоинженер микширует оба сигнала ему в монитор, добавляя другие инструменты по требованию, и контролирует, чтобы исполнителю было комфортно. Исполнитель слышит моно или стерео?

Конечно, один монитор воспроизводит моно-сигнал, но разве это все, что слышит исполнитель? Нет! Он слышит не только звук, приходящий из монитора, но и звуки вокруг себя, включая других исполнителей, звук аудитории, реверберацию помещения и многое другое. Он слышит все эти вещи с ощущением пространства и объема.

Теперь рассмотрим следующий сценарий: Вы покупает первую беспроводную мониторную систему для замены напольного монитора для фронтмена. Техник убирает напольный монитор, а микс, обычно приходивший на него, отправляет в новую мониторную систему.

На саундчеке фронтмен надевает мониторы и начинает петь и/или играть. Он тут же скажет: «У меня не тот микс». А техник отвечает: «Это тот же микс, что и всегда». Кто же из них прав?

Правы оба. С напольным монитором исполнитель слышал мониторный сигнал ВМЕСТЕ с общей звуковой средой, «в одной упаковке». Сейчас, когда его уши закрыты мониторными вставками, он слышит только голый мониторный сигнал, БЕЗ акустического окружения. Он на 100% вынужден полагаться на микс, приходящий в его персональные мониторы. По этой причине переход может быть немного неприятным для новых пользователей индивидуального мониторинга. Профессиональные беспроводные персональные мониторы предназначены для герметизации уха, акустической изоляции от окружающих звуков.

Когда люди с нормальным слухом закрывают ушной канал, низкочастотная составляющая воспринимаемого звука возрастает (благодаря костной проводимости). В аудиологии это явление называется «окклюзия». Исполнитель испытывает резкий подъем низа и нижней середины, когда надевает ушные вставки в первый раз. Он не слышит больше полностью свой голос через воздушную среду, как раньше, а только низкочастотную составляющую, через костную проводимость черепа. По этой причине вокалисты часто имеют первое время трудности с адаптацией к персональным мониторам.

Таким образом, вокалисту в своем мониторном миксе требуется слышать других исполнителей, находящихся на сцене, но гораздо больше ему требуется слышать себя. Если он не слышит свой голос на достаточном уровне, то низкочастная составляющая голоса, проводимая костями, будет преобладать в его восприятии, и ему будет неудобно. Наверняка вы слышали, как вокалист, впервые надевший персональные мониторы, говорит: «Я звучу очень странно!» Наверняка причина описана выше. Инструменталисты, использующие персональные мониторы не имеют проблем с костной проводимостью голоса, но они также испытывают изоляцию.

Теперь, когда мы знаем, что исполнитель с персональными мониторами находится в акустической изоляции, мы должны обратить самое пристальное внимание на то, какие элементы имеются в миксе. Исполнители больше не слышат звуки естественно, через акустическую среду, как при использовании напольных мониторов. Если есть что-то, что они хотят слышать, нужно это отправить в их мониторный микс. Очень предпочтительно, чтобы звукоинженер контролировал персональные миксы только через наушники, желательно того же типа, который используют исполнители.

Изменения в миксе, которые требовали четыре или пять «кликов» с напольными мониторами, с персональными мониторами требуют два или три «клика». Звуковые детали становятся гораздо более очевидными. Представьте фронтмена с группой позади: в случае с напольными мониторами он прекрасно слышит группу сам по себе, ему она не нужна в мониторах. Но, с персональными мониторами ему безусловно нужна вся группа в «ушах»! Акустическая изоляция открывает прекрасный контроль, но и требует повышенного внимания со стороны технического персонала.

Полный микс или частичный?

Полный микс в персональных мониторах может звучать, как микс для аудитории, или как коммерческий микс для CD. Он будет содержать каждый элемент звука, смикшированный в балансе «готового продукта».

В частичном миксе намеренно опущены некоторые элементы, несущественные для данного исполнителя. Таким образом, оставшиеся элементы могут слышны четко, без лишнего замутнения микса.

Например, персональный микс для бас-гитариста может содержать его инструмент, бочку, основную ритм-секцию, лидер-вокал, возможно еще что-то, по его требованию. Но ему не нужен бэк-вокал, оркестр или другие элементы, которые не имеют для него решающего значения в том, чтобы оставаться в строе и во времени.

Бывает полезно иногда напоминать друг другу (музыкантам и звукоинженерам или техникам), что «прослушивание» и «мониторинг» — разные понятия, и помнить о цели сценического мониторинга. Гонка за совершенным полным миксом в персональных мониторах может подходить не всем исполнителям, нужно идти от задачи исполнения.

Нисходящее микширование

«Нисходящее», или «вычитающее» микширование просто описывается идеей «меньше – значит больше», и эта техника применима и к персональным мониторам, и к напольным.

Когда артист требует все больший и больший уровень от различных источников в своем миксе, мы должны вместо подъема уровня требуемого источника, уменьшить уровень других источников. Тогда артист получит желаемый для себя баланс, но без увеличения общего уровня.

Это также прекрасный метод для установки диаграммы уровней в микшерном пульте.

Моно или стерео микс

Моно миксы в персональном мониторинге могут работать вполне успешно. Но те, кто использует их в стерео-режиме, в конце концов, обнаруживают, что стерео-мир предлагает им большую гибкость в применении. Моно-микс в беспроводном мониторном применении означает, что все звуки вы слышите из «мертвой точки» в середине головы. То есть, внутри головы образуется некий виртуальный звуковой образ. Стерео-микс позволяет разместить источники звука в голове панорамно.

Жесткое панорамирование

В данном случае различные источники намеренно панорамируются в разные места стерео-образа, а не микшируются вместе. Интересно наблюдать, как музыканты (сознательно, или нет) готовятся что-то услышать в разных точках в голове, в зависимости от того, на каком звуке они хотят сосредоточиться в данный момент. Важно, чтобы для исполнителя его «я» всегда было в центре его головы. Скажем, музыкант имеет свою акустическую гитару и лидер-вокал в центре, электро-гитару на 11 часов, клавишные могут быть на 1 час, некоторые другие источники могут быть на 10 часов, или на 2 часа, и так далее.

Жесткое панорамирование всех источников, как правило, не применяется для полного микса, но для мониторинга этот метод очень эффективен.

Один хороший музыкант как-то сказал:

«Когда моя IEM (In-Ear Monitoring) система в моно-режиме, я слышу микс в «мертвой точке». Это – проблема, когда мне нужно слышать бочку, рабочий барабан, оверхеды, бас, акустическую гитару, электрическую гитару, клик, перкуссию, лидера поклонения, хор, клавишные и т.д. Я должен выбрать 3-5 вещей для мониторинга, все остальное убрать. Когда моя IEM-система в стерео, я могу использовать гораздо большее звуковое поле. Я панорамирую бэк-вокал слегка влево, фронтмена слегка вправо, акустику около 30 процентов налево, фортепиано на 30 процентов вправо, бас и бочку в центр, оверхеды на 50 процентов вправо и так далее.. Со стерео-миксом источники не конкурируют так сильно, как в моно-миксе. Там единственный способ увеличения – повышение уровня, в то время как стерео микс позволяет все чувствовать гораздо шире. Со стерео-миксом общая громкость у меня обычно на 20-25 процентов меньше по уровню».

Andrew Catron, музыкант, Lee Park Baptist Church

И еще одна цитата на эту же тему от мониторного звукоинженера:

«Я обнаружил, что стерео-миксы с аккуратным панорамированием источников и сохранение собственного голоса или инструмента артиста в центре помогает держать общий уровень микса под контролем. И с таким подходом я получаю гораздо меньше требований типа «больше меня».

Scott Fahy, ведущий звукоинженер, Living Word Christian Center

Хотя Catron обладает хорошими знаниями в про-аудио, он прежде всего музыкант, и интересно, что он самостоятельно дошел до всего, описанного выше, и определил для себя предпочтение в панорамировании собственного мониторного микса. Он делает себе микс при помощи индивидуальной системы микширования Aviom A16II. Fahy находится на другом конце спектра – он не музыкант, а профессиональный звукоинженер с большим стажем, и сделал огромное количество миксов для персональных мониторов различных артистов. Оба они, находясь на разных краях сцены, пришли к единому мнению, что жесткое панорамирование стерео-миксов в IEM-системах приводит к более качественному мониторингу, довольным пользователям и меньшему уровню громкости.

Надеемся, вы нашли полезным этот вводный материал в мир персонального мониторинга.

coda_f


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение