Педальные проблемы Pedalboard Full view

Педальные проблемы

 

Недавно я общался с гитаристом, который не был удовлетворен своим звуком, и первое, на что я обратил внимание — лабиринт педалей, которые он использовал. Хотя это не единственная проблема, начнем отсюда, так как все между собой связано. Существуют нюансы с гитарными примочками, влияющие на звук отрицательно, хотите вы этого или нет.

Итак, четыре вещи, которые могут произойти:

1. «Больной» звук

Это значит, что звук инструмента меняется в худшую сторону, когда вы только подсоединяете педаль, даже если она выключена. Причина в том, что сигнал проходит через какую-то часть схемы педали, даже без ее включения. Эта цепь деградирует сигнал, изменяя АЧХ, или уменьшая уровень. В обоих случаях – это не то, что мы имеем в виду, когда хотим качественный звук.

Два решения этой проблемы:

True Bypass. Когда эффект выключен, сигнал полностью идет мимо схемы, исключая какое-либо влияние на звук, до тех пор, пока не будет включен. Это современное развитие педалестроения (примерно с конца 90-х), и сегодня практически все производители бутиковых примочек используют True Bypass, как показывает практика.

Bypass через коммутатор. Иногда у вас есть педаль, без которой вы жить не можете, но ненавидите то, что она делает со звуком, будучи отключена. Единственное решение обойти проблему – использование коммутатора. Они могут быть небольшими, и относительно недорогими (как G-Lab GSC-2, Voodoo Lab Commander или Ground Control, Carl Martin Octaswitch и TC Electronic G-System), или высокоразвитыми системами маршрутизации, подобные тем, которые строит Боб Брэдшоу.

Одна из проблем с true-bypass — он дает иллюзию, что никаких изменений звука не происходит, но это не так. Если у вас 5-метровый кабель от гитары до педалборда, затем 15 педалей соединены 30-сантиметровыми кабелями, а затем – еще 5-метровый кабель от педалборда к усилителю, то в итоге это дает почти 15 метров кабеля (составленного, обратите внимание – из кусков), что, несомненно, ухудшит звук.

Есть способы обойти эту проблему (используя буферизацию сигнала, или при помощи коммутаторов, описанных выше), но большинство гитаристов никогда не задумываются о тех простых вещах, которые происходят с гитарным сигналом, когда он проходит через несколько педалей, соединенных вместе.

2. Возрастание шума

Следующая проблема, которая случается с эффектами, подключенными в цепь – они насасывают шум, когда включены (или даже когда выключены, если они не true-bypass). Это может проявляться как угодно – от небольшой эскалации шума до настоящего урагана, в зависимости от коэффициента усиления примочки или примочек.

Вот три причины, по которой это происходит.

Каждая педаль добавляет немного своих собственных шумов. Некоторые примочки спроектированы лучше, чем другие (и, как следствие – дороже) и имеют низкий уровень собственного шума – следствие лучшего дизайна.

Тип используемого питания. Хотя многие эффекты работают от 9-вольтовой батареи, на самом деле они рассчитаны на питание 12 Вольт. Если вы используете внешний БП (блок питания), уровень шума может значительно сократиться. Помните, что уровень шума также возрастает, когда батарейка (или аккумулятор) подсаживается.

Входной каскад усилителя. Типичный входной каскад рассчитан на относительно небольшой уровень сигнала от инструмента, который затем усиливается как минимум в 50 раз. Если гейн после педали идет вверх, то сигнал (вместе с шумами) все равно будет усилен в 50 раз, независимо от того, как установлен регулятор громкости на усилителе.

3. Неправильный порядок подключения эффектов

Есть две вещи, влияющие на взаимодействие ваших эффектов с усилителем: порядок подключения эффектов и диаграмма уровней.

Существует несколько школ подключения эффектов, и каждая из них имеет разный результат.

Школа примочек №1. Такая цепочка эффектов рекомендуется большинством педальных гуру. Несколько правил, которые формируют следующий порядок:

— Любая дисторшн-педаль должна быть сразу после гитары. Исключение может быть, если только вы используете компрессор, который должен быть всегда первым в цепочке. Никогда не ставьте педаль громкости первой, так как это может повлиять на режим компрессии или звук дисторшна.

— Любая модуляционная, или изменяющая тональные характеристики педаль (вау) должна быть следующей. Это позволит сохранить сустейн после дисторшна или овердрайва и изменять уже гармонически обогащенный сигнал.

— Дилей всегда последний в цепочке эффектов, так как вы хотите задерживать уже обработанный сигнал.

— Педаль громкости ставится или последней, или перед дилеем.

— В ситуации, когда от педали требуется большое усиление, она ставится последней, чтобы не перегружать другие педали.

Таким образом, типичный порядок подключения примочек будет таким: компрессор -> дисторшн -> вау -> хорус -> дилей -> педаль громкости.

Проблемы гитарных эффектов_Chain

Может, это не самая лишенная шумов схема, но она работает очень хорошо, потому что любое искажение, или сустейн, будут влиять на эффекты, расположенные после.

Школа примочек №2. Если мы говорим о записи, то хотим, чтобы в усилитель приходило как меньше шума.

Имея это в виду, разберем два правила в этом сценарии:
— Наиболее шумная педаль стоит последней в цепочке перед усилителем.
— Педаль с наибольшим усилением стоит последней перед усилителем.

Причина обоих правил проста – если шумная педаль стоит в начале, то шум от нее будет проходить через все последующие эффекты, которые будут подключены. То же самое с педалью с наибольшим гейном – если она в начале цепочки, то будет перегружать любой эффект, следующий за ней, так как большинство педалей рассчитаны на работу с типичным гитарным сигналом, не выше.

Кроме того, любой шум, вызванный увеличением коэффициента усиления, будет усиливаться дальше по течению при включении любой последующей педали.

Как правило, если вы будете сохранять порядок подключения №1, то можете быть уверены, что любое искажение или сустейн будут обработаны последующими эффектами в цепочке.

Нужно сказать, что звук в порядке №1 будет отличаться от порядка №2, особенно если педаль перегруза будет последней в цепочке (что не рекомендуется) из-за ее гейна, поэтому это подходит не для всех случаев.

4. Неверная установка гейнов (диаграммы уровней)

Правильная диаграмма уровней означает, что для каждого устройства уровень выбран таким, чтобы держать шумы как можно ниже, в то же время не вызвать перегрузки устройств после него. Так как сегодня практически все педали имеют регулировку выходного уровня, лучше всего настроить его так, что уровень оставался одинаковым, включена примочка, или выключена.

Если вы используете педаль перегруза (дисторшн или овердрайв), подключенную, как в последнем порядке, в конце цепочки, вы можете использовать ее выходной регулятор, чтобы достичь звука, который вам нравится.
Следуя нашим рекомендациям, вы обнаружите, что ваша цепочка педалей стала звучать намного чище, и, как результат – исполнение стало более совершенным.

Бобби Овсински

1 Comments

  • Борис Post author on

    На вау имеется такая штука, как бустер, то есть — «подкачка» уровня. Например, на CryBaby 535Q он задирает уровень на 28dB. Если у вас вау стоит перед дисторшном, то, соответственно…
    Там в тексте, в принципе, буквами объясняется, почему автор рекомендует такой порядок включения.
    Не настаивает, а именно рекомендует. А следовать или нет его советам — дело индивидуальное. Гитара — инструмент индивидуальный, можно как угодно, лишь бы музыка получалась.

    Reply

Обсуждение