Пассивный? Активный? bass_player Full view

Пассивный? Активный?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Питер Янис отвечает на вопрос: какой тип директ-бокса лучше всего работает с бас-гитарой?

Ответ прост: это зависит от… Фактически — от того, с каким типом баса ди-бокс будет использоваться.

В данном материале мы рассмотрим два типа басов — с активной электроникой и с пассивной. Первые электрические бас-гитары были пассивными, например Fender Precision (впрочем, он и сейчас такой). Сигнал формировали магнитные датчики — когда металлические струны двигались в магнитном поле, датчик генерировал низкоуровневый сигнал. Далее, из инструмента сигнал шел по кабелю на усилитель, в котором проходил серию каскадов для увеличения напряжения и силы тока до уровня, способного заставить двигаться другое электромагнитное устройство — динамик.

Годами это работало хорошо, пока такая группа, как Beatles, не изменила всё!Проблема была в том, что фанаты на их концертах орали так громко, что басовый усилитель на сцене был уже не способен произвести «тычок» баса на громкости, достаточной, чтобы перекрыть крик толпы. Решение: послать сигнал с баса на систему звукоусиления. Эврика!

Так родился директ-бокс. Первые директ-боксы были сделанными вручную черными коробочками с трансформатором внутри. Эти пассивные устройства получали сигнал с бас-гитары и разделяли его. Часть сигнала шла на инструментальный усилитель, а часть — в PA-систему, порой на расстояние 15-30 метров.

bass_di

Начало активной эры

Очень быстро увеличивались размеры систем звукоусиления, следовательно — и размеры концертных площадок (или наоборот). Все пришло к тому, что концерты стали проходить на стадионах и аренах. Бас-гитаристы стали обращать внимание, что рост систем звукоусиления и увеличение длины кабеля сильно влияет на характер звука их инструментов. Он уже был не такой «мясистый», и вновь пропал «тычок». В принципе, сюрприза здесь не было — если Вы берете сигнал с магнитного датчика и заставляете его пройти полсотни метров кабеля, а в дополнение еще и поработать на басовый усилитель на сцене, уровень его будет весьма слабым. Сегодня этот эффект называется «нагрузка».

Решение: усилить сигнал магнитного датчика бас-гитары. Другими словами, в директ-бокс поместили небольшой усилитель, и теперь 99% сигнала шло на басовый усилитель, а 1% отправлялся на PA-систему. Так родился активный дибокс. Старый добрый Fender P-bass был счастлив — «тычок» вернулся!

Новая напасть

И все были счастливы на протяжении нескольких лет, но однажды какой-то парень поместил внутрь баса 9-вольтовую батарею. До этого бас производил сигнал напряжением около 1 вольта, а теперь, внезапно, при помощи внутреннего преампа, запитанного 9-вольтовой батареей, стал производить 5-7 вольт. Затем гендиректор компании ACME Bass получил очередное откровение: «Мы сделаем еще лучше — мы поставим две батарейки!». Когда современные 6-струнные инструменты смогли развить колоссальные 18 вольт хаоса, бас-гитаристы возрадовались. Они перегружали свои «старые SVT» и наконец-то смогли переорать лидер-гитаристов с их скромными Marshall’ами!

Здорово, конечно, только возникла новая проблема: 18-вольтовый выход теперь перегружал директ-бокс, производя мутное, искаженное, лишенное атаки звучание баса в PA-системе. Или, проще говоря — это звучало откровенно плохо.

Решение? Стряхнуть пыль со старого пассивного ди-бокса, подсоединить, и (ура, ура!) вновь хороший звук — и «тычок» вернулся, и «мяса» достаточно.

Фантомное решение

Фантомное питание для ди-бокса — это сделка. Первые активные ди-боксы запитывались от батарей, и этого было достаточно. Единственная проблема с батареями — они очень не вовремя умирают. Обычно — прямо в середине второго концерта. Несколько лет спустя производители дибоксов начали использовать фантомное питание, чтобы запитать усилительный каскад своих активных приборов. Но фантомное питание, изобретенное доктором Нойманом для поляризации своих конденсаторных микрофонов, никогда не предназначалось быть источником питания усилительных каскадов. А без соответствующего тока вы не получите желаемый хедрум.

Представьте, что бас-гитарист подсоединит свой инструмент к маленькому гитарному усилителю, включит его, и что он получит? Не звук, а сумасшедшие искажения. Без хедрума высокоуровневый сигнал с баса будет так же серьезно искажаться в каскаде усиления активного ди-бокса.

Вернемся немного назад и вспомним, что бас-гитары могут быть пассивными. Активные ди-боксы с такими инструментами замечательно работали с обычным фантомным питанием, производя сигнал от 1 до 3 вольт. Пришествие активных басов с чудовищным выходным уровнем изменило правила.

Две группы

Итак, теперь правила таковы: с высокоуровневым сигналом активного баса, который имеет собственный каскад усиления, прекрасно работает пассивный ди-бокс. А в случае пассивного баса — активный ди-бокс не будет вносить паразитного влияния на звук и обеспечит достаточный драйв для PA-системы. Нужно помнить, что качество ди-боксов зависит от схемотехники и качества используемых компонентов. Лучшие решения сфокусированы на уменьшении любых «плохих» искажений , таких как гармонические, фазовые и интермодуляционные искажения.

По внутреннему дизайну ди-боксы также можно разделить на две группы. Одни приборы разработаны так, чтобы передавать сигнал без каких-либо артефактов или искажений, чтобы звук баса был настолько натуральным, насколько это возможно. Другие, например ламповые ди-боксы, намеренно окрашивают звук «хорошими» искажениями для создания нового басового саунда или для подчеркивания определенных текстур. И те, и другие широко применяются в сценической и студийной практике, в зависимости от желаемого результата.

coda_f

Оригинал материала.

______________________________________________________

peter_janisПитер Янис

Президент компании Radial Engineering.

 

______________________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение