• Главная  /
  • Аудио   /
  • Оркестровые инструменты на уровне рок-концерта
Оркестровые инструменты на уровне рок-концерта clockwork-angels-1 Full view

Оркестровые инструменты на уровне рок-концерта

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Питер Янис рассказывает, как решалась проблема усиления струнных в туре группы Rush.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед звукоинженером, является усиление оркестровых инструментов на громкой сцене. Проблем куча, включая проникновение, резонанс, обратную связь … о, и разочарование! Важно сначала понять окружающую среду, прежде чем решать проблемы.

В «классическом» концертном зале оркестровые инструменты, такие как скрипка, виолончель или контрабас, обычно микшируются широко- или все-направленными конденсаторными микрофонами. Omni особенно эффективны в создании естественного звука, поскольку они не сосредотачивают свое внимание на определенной области инструмента, но захватывают большую область, включающую смычок, струны, деку, эфы и так далее.

Во время классических концертов обратная связь обычно не вызывает беспокойства, потому что уровни звукового давления в звуковой системе, используемой для «усиления звука», редко превышают 90 дБ.

Однако проблемы возникают, когда на сцене появляется более громкий коллектив, например — рок-группа. Барабаны, электрогитары и бас генерируют значительный SPL, который, в свою очередь, должен компенсироваться за счет разгона сценических мониторов. Звук, создаваемый оркестровыми инструментами, теряется. Чтобы компенсировать это, можно либо использовать ближний кардиоидный микрофон, который крепится к инструменту, либо применить какую-либо разновидность пьезодатчика.

Кардиоидный микрофон может работать достаточно хорошо, но не без проблем. Он фиксирует звук только в определенной области, которая может звучать «правильно» или «не правильно». И поскольку это все-таки «микрофон», он неизбежно захватит звуки от соседних инструментов, главной системы и мониторов.

Чтобы услышать себя на сцене, скрипачи просят больше звука от мониторов, и случается следующая вещь, которую вы знаете — обратная связь. Это может быть ещё хуже, когда вы играете на открытом воздухе, где обратная связь из-за акустики помещения заменяется шумом ветра, а уровни увеличиваются из-за недостатка акустики помещения. Эти факторы могут заставить инженеров использовать альтернативы, такие как пьезоэлектрические преобразователи.

Точка контакта

Брэд Мэдикс, постоянный FOH-инженер группы Rush, недавно столкнулся с этой проблемой лицом к лицу. Продакшн-дизайн для тура Clockwork Angels 2013 подразумевал расположение шести скрипок и двух виолончелей прямо за барабанами Нила Пирта.

clockwork-angels-2

«Мы исключили применение микрофонов на струнных довольно быстро, немного поэкспериментировав с небольшими микрофонами в непосредственной близости от барабанов и поняв, что мы будем получать в эти микрофоны больше барабанов, чем скрипок, — отмечает Мэдикс, — все исполнители были с IEM, и даже если бы мы попытались с микрофонами на струнных обеспечить правильный микс для группы (не говоря уже о зрителях), мы должны были бы дополнительно использовать контактные микрофоны. Возможно, комбинация микрофонов и датчиков сработала бы, но в итоге мы решили обойтись только датчиками».

OrchestraPiexoElectric

Пьезоэлектрические датчики.

Пьезо – это контактный датчик, который фиксирует вибрацию инструмента. Обычно он подключается к предусилителю, и его сигнал обрабатывается как микрофон. Но любой, кто пробовал пьезо-датчик, скажет вам, что по большей части они звучат не так уж хорошо.

Они имеют тенденцию звучать сухо, и со скрипкой они могут звучать очень резко. Проблема заключается не столько в самом пьезо-датчике, сколько в способе его загрузки.

При исследовании этой проблемы в моей компании (Radial Engineering) мы обнаружили, что когда вы применяете к пьезо обычную нагрузку микшерного пульта, скажем — 10 кОм, это приводит к откату басов и высоких частот, сужению отклика и генерированию пиков в середине диапазона. Когда вы увеличиваете нагрузку, всё начинает выравниваться.

В течение многих лет производители электроники применяли в отношении входного импеданса подход «один размер для всех» с номиналом 1 мОм, чтобы удовлетворить как можно больше источников. (Типичный пример — Leo Fender, поскольку стандартный входной импеданс на его ламповых усилителях составляет 1 мОм).

Когда импеданс поднимается выше 4 мегаом, отклик расширяется, выравнивается, и очевидно — пьезодатчик действительно великолепно звучит примерно на 10 мегаом.

«Мы знали с самого начала, что согласование импедансов будет проблемой, мы просто хотели получить сигнал в консоль, не испортив его несовмещёнными импедансами, — говорит Мэдикс, — я думал, что у нас будет что-то на заказ, но Питер сказал мне, что Radial уже работает над возможным решением».

Этим решением был ди-бокс для  оркестрового инструмента PZ-DI. Чтобы максимизировать сигнал и уменьшить искажения, PZ-DI содержит источник питания, который преобразует фантомное питание в дополнительный хедрум, который, в свою очередь, обеспечивает больший динамический диапазон.

«Наши первые тесты в Торонто, ещё до тура, с PZ-DI были впечатляющими, — говорит Мэдикс, -звукосниматели требовали некоторой эквализации, — я бы сказал «обычно», — но частотный отклик был отменный, как и динамический диапазон и соотношение сигнал-шум … не было ни одной из проблем, которые становятся очевидны, когда импедансы не совпадают. Мы пригласили музыкантов, они поиграли, потом послушали треки, и они были действительно впечатлены».

Дальнейшие заботы

Но увеличение нагрузки на пьезо, само по себе, не проходит без проблем. По мере увеличения нагрузки увеличивается сигнал/шум. Тщательное внимание должно быть уделено схеме, которая усиливает сигнал.

OrchestraBradMadixPZDI

Брэд Мэдикс с Radial PZ-DI, который он использовал в туре Clockwork Angels 2013.

И если вы хотите использовать тот же ди-бокс для магнитного датчика, возникает противоположная проблема: применение входного импеданса 10 Мгц к магнитному звукоснимателю на электрическом басу заставляет его звучать стекловидно и ему не хватает тепла. Поэтому в Radial PZ-DI используется трехпозиционный нагрузочный переключатель для установки прибора на 220 кОм для магнитных датчиков, 1 мОм для традиционных нагрузок или 10 мОм для пьезоэлектрических преобразователей.

Правильная нагрузка пьезо преобразует его в действительно функциональный преобразователь. Однако может быть слишком много низа, поэтому мы добавили в PZ-DI регулируемый обрезной НЧ-фильтр фильтр, который устраняет избыточные басы.

Обычно обрезные НЧ-фильтры являются одним из наиболее важных и недостаточно используемых элементов управления, которыми может пользоваться звукоинженер. Очистка чрезмерного резонанса устраняет низкочастотную модуляцию и позволяет различным инструментам лучше сидеть в миксе, облегчая их баланс в целом.

«Группа действительно довольна звуком струнных, — утверждает Мэдикс, — композитор Дэвид Кэмпбелл тоже был впечатлен. Он сказал, что это был один из первых концертов, на которых вы реально могли слышать инструменты, и они звучали вполне натурально».

Финальная нота: еще один важный фактор, который следует учитывать в этом сценарии, заключается в том, что многие классические музыканты нервничают по поводу прикрепления микрофонов или пьезо к их дорогим, часто винтажным инструментам. Нужно быть очень осторожным. Не забудьте тщательно оценить комплекты для крепления датчика — некоторые из них хороши, в то время как другие могут создавать царапины. Пьезо обычно использует двухсторонний скотч, которая не повредит отделку, поэтому это еще один плюс в их пользу.

coda

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Похожие материалы

Обсуждение