НЧ-изжога НЧ-изжога_main Full view

НЧ-изжога

 

Вы когда-нибудь страдали от НЧ-изжоги? Симптомы: инструментам не хватает ясности, вокалу — определенности, и общее ощущение, что «что-то прогнило в датском королевстве». До сегодняшнего дня это заболевание не было продиагностировано. Сегодня — время для определения источника заболевания и назначения лечения.

Консультируя церкви относительно качества их звука, я нашел несколько общих проблем, но наиболее распространенной является чрезмерное количество низких частот в миксе. Это результат многих факторов, три из которых описаны ниже.

  1. Изначально плохой звук баса

Я не говорю «неудачная эквализация баса», потому что здесь вина не ложится полностью на саундмена. Звук бас-гитары исходит от самого баса, басовых усилителей, эффектов и педалей, которые использует музыкант. И поверьте мне, я слышал широкий диапазон звуков, поступающих от бас-гитаристов. Я слышал качественный качающий низ, приходящий от басового канала, и я слышал то, что я называю «звуки космоса».

Почему это проблема…

Вы зависите от милости музыканта и всего, что он посылает дальше, по линии сигнала. Невнятный басовый звук — это просто источник низкочастотной каши. Но даже самый великий басовый звук может иметь нижнюю границу ниже, чем нужно. Он по-прежнему нуждается в отличии от бочки.

Что делать…

Послушайте чистый звук от инструмента, приходящий через ди-бокс. В миксе звук работает либо на микс, либо против него. Если от баса приходит месиво, то это будет нелегко. Эквализируйте бас, чтобы он, хотя бы, отличался от бочки.

Не думайте, что только потому, что это — бас, то там должно быть много низа. Я обрезаю канал баса ниже 40 Гц, так как это очищает микс и дает бас-гитаре определенность. Многие ключевые частоты для баса находятся выше точки в 100 Гц.

Лучший способ понять для себя определенность баса — прослушать запись песни. YouTube, iTunes, Rdio — что угодно, просто выбрать и прослушать трек, где бас сидит в миксе в конкретной песне. Познакомьтесь с песней до саунд-чека, чтобы бас уже был в вашей голове.

Также можно иногда надеть наушники, и обращаться к записи во время микширования — порой помогает. Сравнивайте свой микс с записью, чтобы понять, что в нем должно быть сделано.

  1. Бедный микс клавишных

Клавишные могут создавать широкий спектр звуков и частот. Эти звуки могут лежать в том же диапазоне, что бас и гитары, или барабанные томы.

Почему это проблема…

Чем больше одинаковых частот заполняет микс, тем меньше различия у инструментов и вокала. Песня с использованием баса, электро-гитары, и полноценной барабанной установки уже заполнена низкими частотами, и требует надлежащей эквализации для их разделения. Дополняя клавишные (еще один источник НЧ), необходимо учитывать количество НЧ, содержащихся в их звуке.

Что делать

Применяйте обрезной фильтр высоких частот и EQ так, чтобы клавишные заполняли микс, как это предусмотрено аранжировкой. Когда обрезной фильтр грамотно применён на клавишных, в дальнейшем, при микшировании, простое изменение уровня – это всё, что может потребоваться.

Я считаю, что применение существенного обрезного НЧ-фильтра на клавишных не только помогает очистить пространство для НЧ-инструментов, но также добавляет ясности самим клавишным.

  1. НЧ-заполнение

Чем больше микрофонов на сцене, чем больше каналов на пульте захватывают звук со сцены. На сцене располагаются: басовый усилитель, барабанная установка, и низкие частоты выпрыгивают отовсюду — от усилителя, от барабанов, а также через мониторы.

Почему это проблема

Любой человек, немного понимающий в вопросах микширования, знает, что «чуть-чуть НЧ» от каждого микрофона создают «много НЧ» в конечном миксе. Низкие частоты в итоге распространяются по всему помещению, и заполняют собой всё.

Что делать

Применяйте обрезной фильтр (HPF) на всех вокальных микрофонах. Начните с диапазона от 80 до 100 Гц. Если пульт имеет возможность менять частоту обрезного фильтра, крутите её, пока не удалите негативное влияние на звук, затем верните немного назад. Получившийся результат может быть от 120 до 220 Гц. (Если кажется, что я много говорю о HPF в последнее время, то это потому, что я это прошел, и потому что — я верю, что важность этого момента немного недопонята.)

Далее: использование экрана на барабанах для уменьшения НЧ — вот где непонимание может дорого обойтись. Если барабанщик сидит перед плоской поверхностью (стеной), а впереди него экран для защиты микрофонов на сцене от звуков барабанов, то этот экран будет отражать звук обратно к стене, а затем обратно в барабанный экран и в микрофоны.

Для контроля НЧ в данном случае нужно: либо полностью изолировать барабаны, либо акустически оформить стену сзади них звукопоглощающим материалом. Это может быть что угодно — от акустических панелей до тяжелых театральных занавесов.

И наконец, в случае применения сценических усилителей — необходимо снизить их уровень и направить их на музыканта. Например, гитаристу нужно, чтобы звук с его гитарного усилителя шел ему прямо в голову. Если он использует полный стек (2 х 4х12”), то поставьте микрофон на кабинет, и уменьшите уровень усилителя. Если ему это не понравится, предложите рассмотреть изолированный гитарный кабинет вне пределов сцены.

В заключение

НЧ-изжогу можно преодолеть. Сосредоточьтесь на вышеописанных трех точках и послушайте результат после каждой из них. В конце концов, уровень низких частот в помещении будет снижен, и в микс вернётся ясность.

Крис Хафф

Обсуждение