Настройка без инструментов dolby-lake-processor-52271 Full view

Настройка без инструментов

 

Тим Уивер рассказывает о быстрой настройке аудиосистемы и напоминает, что разрушающее действие эквалайзера умножается при каждом касании его фейдеров.

Настройка звуковой системы может быть выполнена довольно быстро, если вы используете специализированный софт и измерительный микрофон, а также способны правильно интерпретировать и понимать данные, которые они представляют. Но если у вас под рукой нет этих инструментов, можно воспользоваться методами, описанными ниже, в течение многих лет это работало. Вам понадобятся только ваши уши и несколько избранных треков.

Прежде, чем начнем, вспомним психоакустический фактор: человеческий мозг более чувствителен к временным ошибкам, чем к частотным. Если в результирующей АЧХ имеются небольшие пики и провалы, мозг их незаметно компенсирует, так что они становятся незаметными. Это добрая весть, поскольку она означает, что не нужно быть рабом «абсолютно ровной» АЧХ. Иногда «хорошо» уже достаточно хорошо.

Не один раз приходилось наблюдать, как системные инженеры и техники, опираясь на показания спектроанализатора, выстраивают абсолютно плоскую АЧХ, а затем при микшировании имеют невнятную звуковую кашу, хотя дисплей анализатора показывает, что все по правилам! Но звук-то ужасен!

Для решения этой проблемы отключите мастер-EQ кнопкой «bypass», а затем аккуратно примените канальный EQ. И РА-система вернется к жизни. Почему это происходит? Потому что эквализация изменяет фазу сигнала. Фаза напрямую связана со временем, а мозг очень чувствителен к временным ошибкам. Частотные ошибки мозг маскирует, но временные ошибки постоянно путают наше восприятие аудио.

Начнем

Приступим к работе. Самое первое, что необходимо сделать – совместить точки кроссовера как можно лучше. Поставьте все эквалайзеры в байпас. Дважды проверьте все EQ, подключенные через инсертные гнезда. Канальные EQ и обрезные фильтры должны быть также отключены, или установлены на «0».

Нажмите кнопки mute на всех выходах кроссовера, поставьте хорошо знакомую музыку, затем последовательно индивидуально отключайте mute, чтобы убедиться, что сигнал с выхода процессора поступает на нужный динамик.

Прислушайтесь к любым аномалиям, которые могут влиять на общую звуковую картину. Дребезг довольно часто возникает из-за разболтанных защитных уголков или транспортировочных колес, и его причину бывает трудно определить, не прослушав каждый кабинет индивидуально. Лента «гаффа» обычно хорошо справляется с этой проблемой.

Убедившись, что сигнал с каждой полосы кроссовера поступает на правильный динамик, и он правильно функционирует, можно приступить к выравниванию соседних полос, начиная с сабвуферов и нижней середины. Самая распространенная проблема здесь – слишком сильный перехлест между этими полосами. Это может быть неизбежно, так как некоторые кроссоверы не позволяют производить ассиметричные настройки частот.

На данном этапе давайте рассмотрим, как изменение гейна конкретной полосы влияет на перекрытие между полосами. Возьмем распространенную точку разделения между сабом и нижней серединой – 100 Гц.

На рисунке 1 показан типичный фильтр Бассерворта 18 дБ/окт. Интеграция между сабом и нижней серединой работает достаточно хорошо, разве что немного не хватает сабового диапазона.

TimWeaverWithoutToolsFigure1

Рисунок 1: Кроссовер 100 Гц, 18 дБ/окт.

Обратите внимание, что акустическая точка кроссовера лежит немного выше 100 Гц, за счет естественного спада в басовом динамике. Эта небольшая разница не будет существенно влиять на всю систему, но индивидуальное поведение различных динамиков может создать проблему при слепом копировании точки кроссовера.

Что произойдет, если мы поднимем уровень саба?

На рисунке 2 саб поднят на 6 дБ, что характерно для современных аудио систем.

TimWeaverWithoutToolsFigure2

Рисунок 2: Сабвуфер поднят на 6 дБ.

Точка кроссовера изменилась —  поднятие уровня сабового диапазона вызвало её сдвиг. Сейчас здесь слишком много «мути», в диапазоне от 100 до 200 Гц из-за того, что оба динамика воспроизводят этот диапазон «внахлест». Ничего не напоминает? Нам нужно найти способ настройки полос, чтобы достичь правильного суммирования в нужной нам точке кроссовера. Для решения этой проблемы нужно уменьшить частоту среза фильтра сабового диапазона, тогда точка кроссовера будет в нужном месте.

Рисунок 3 показывает, что будет происходить, если мы уменьшим частоту среза для саба до 75 Гц, оставив частоту для нижней середины неизменной – 100 Гц. Это вернет наш кроссовер к изначальной частоте.

TimWeaverWithoutToolsFigure3

Рисунок 3: Сабы подняты по уровню, но срез для сабового диапазона поставлен на 75 Гц.

Дело в том, что если мы меняем усиление полосового фильтра, требуется произвести изменения и для точки среза фильтра. К сожалению, тут нет твердого правила – изменения будут различны для каждого типа кроссовера.

А что делать, если в системе аналоговый кроссовер, который не позволяет независимо изменять срез для верхнего и нижнего диапазона? Это встречается довольно часто, особенно в активных акустических системах.

В этом случае примените обрезной фильтр, прежде чем увеличивать уровень саба. Фильтр срежет всё под одним углом. Поставьте его на сабовом выходе кроссовера.

Таким образом, перекрытие на кроссовере не изменится, поэтому не будет проблем с несколькими драйверами, воспроизводящими одни и те же частоты.

Для настройки саба и нижней середины нужен трек с хорошей басовой линией. Послушайте, как бас перемещается вверх и вниз по диапазону, и определите, есть ли пятна, где бас выпадает или становится громче.

Один из моих фаворитов — «Sailing to Philadelphia» Марка Нопфлера и Джеймса Тейлора, там много баса как ниже, так и выше 100 Гц. Он мне часто помогает в настройке уровня сабов  относительно середины, при прослушивании перемещения басовой линии через область кроссовера.

Не делайте ошибку, полагаясь только на одну песню — используйте несколько в разных тональностях. Например, если ваша тестовая музыка находится в F, у вас могут отсутствовать резонансы в комнате, которые возбуждаются музыкой в Eb.

Вернёмся к настройке

Теперь, когда у нас есть относительные уровни между сабами и нижней серединой, мы можем выровнять время в точке кроссовера. Это можно сделать, повернув полярность на одной из полос и запустить с генератора чистый синусоидальный сигнал прямо на частоте кроссовера. (Например: если точка кроссовера равна 100 Гц, то используйте синус 100 Гц).

Затем примените задержку к одной полосе до тех пор, пока не будет достигнута максимальная величина ослабления этого тона (100 Гц). Совершенная отмена редко происходит из двух разных источников, как в этом случае, но вы можете найти место, где происходит наибольшая отмена. Это метод установления нуля правильного времени задержки между двумя смежными полосами пропускания.

Всегда используйте только одну сторону аудиосистемы — это единственный способ услышать точку максимального ослабления. Просто не забудьте скопировать время задержки на другую сторону, если процессор не сделает это за вас.

Наблюдаемые проблемы звучания начинаются с неправильной полярности и/или неправильной задержки на одной из полос. Если обе полосы пропускания находятся в правильной полярности относительно друг друга, переверните полярность на одной полосе, чтобы определить, станет ли частота кроссовера громче или тише (и не забудьте потом вернуть полярность на место). Я никогда не знаю точно относительно полярности, но это небольшая проблема, если обе полосы пропускания играют вместе в одной команде.

Задержите полосу ближайших к вам драйверов. При использовании фронт-нагруженных сабов и СЧ/ВЧ кабинетов задержка может не потребоваться. Тем не менее, иногда топы могут быть расположены на задней части сабвуферов, чтобы сделать стек более стабильным физически. В этом случае задержите сабы, так как они ближе к вам.

Этот метод может быть применён и к остальным полосам пропускания, хотя по мере того, как частоты поднимаются выше, делать это на слух становится сложнее. Применение задержки к высокочастотному рупорному драйверу затруднено без измерительных инструментов, однако можно сделать обоснованное предположение на основе физической глубины драйвера по отношению к другим драйверам в системе.

Например, если ВЧ-рупор имеет глубину 12 дюймов, и вы пытаетесь задержать 10-дюймовый СЧ-драйвер по отношению к нему, и мы знаем, что СЧ-драйвер имеет глубину примерно 4 дюйма от края до звуковой катушки, то, таким образом, время задержки должно строиться около 8 дюймов. Это составляет около 0,6 миллисекунд (мс).

Я начинаю с задержки в 0,3 мс, работаю примерно до 0,8 мс и наблюдаю, где происходит максимальное ослабление. Это не совсем точно, из-за физики меньших длин волн мы, возможно, не сможем достичь совершенства, используя только наши уши.

Одно предостережение: если система подвешена, а сабы расположены на полу, то нет точного способа добиться идеального выравнивания времени прибытия, потому что каждая позиция в зале потребует другого времени задержки. Обычно находят счастливую середину и живут с этим.

Подвешенная система с наземными сабвуферами — великая вещь, но это также означает, что время задержки между сабами и СЧ будет компромиссом.

Вверх по цепочке

После того, как вы установили уровень всех полос пропускания, с задержкой, применяемой к тем полосам, которые в ней нуждаются, система должна звучать довольно хорошо, без какого-либо применения EQ.

Если это не звучит правильно, вернитесь к уровням полос пропускания и работайте с ними до тех пор, пока она не начнет нормально играть.

Использование уровней в полосах похоже на использование широкополосного эквалайзера. Есть низ, нижняя середина, верхняя середина и верх (если это 4-полосная система).

Работа с уровнями полос пропускания может адаптировать отклик системы, прежде чем вам потребуется системный эквалайзер. А меньшее количество EQ сохраняет менее поврежденным фазовый отклик системы.

Просто помните, что в точках кроссовера слишком много перекрытий, особенно с сабами. Может потребоваться сдвиг точки пересечения каждый раз, когда меняется коэффициент усиления.

Обычно я не касаюсь основного эквалайзера, пока группа не приступает к саундчеку. Если система имеет несколько грубых пятен, я сначала использую канальный EQ, где это необходимо. Если я продолжаю резать определенную частоту на каждом канале, то убираю её на системном EQ.

Пока группа играет свою «песню саундчека», я порой использую основной эквалайзер, чтобы приспособить системный отклик в зависимости от того, как звучит группа с этими микрофонами, используемыми для этого конкретного шоу. Поскольку группа и микрофоны являются переменными, которые могут меняться изо дня в день, то работа с системным EQ имеет смысл только после того, как я услышу, как эта группа играет в этой системе с этими микрофонами.

Меньше это больше

Если в системном процессоре доступен параметрический эквалайзер, то я сначала использую его, потому что он предлагает гораздо больше контроля, чем графический. Конкретные частоты могут быть вырезаны или вытащены, не затрагивая другие части системы. С графическим эквалайзером выбирайте только группу, которая действительно нуждается в удалении или усилении, — не хватайте четыре или пять фейдеров рядом друг с другом и не стройте из них довольно маленькую кривую! (И помните, что все графические эквалайзеры ведут себя очень по-разному.)

Разрушающее действие эквалайзера умножается при каждом касании его фейдеров. Намного лучше захватить одну частоту и вырезать её на 10 дБ, чем взять четыре соседние частоты и сократить каждую на 2 дБ. На параметрическом эквалайзере один широкий и плавный вырез может быть выполнен с одним широким и плавным изменением фазового отклика по сравнению с пятью узкими вырезами с пятью узкими изменениями фазового отклика. Увидели разницу?

Если вам кажется, что нужно скорректировать сразу несколько смежных частот, лучше вернитесь назад и измените коэффициент усиления на данной полосе пропускания. Это будет иметь ограниченное влияние на фазовую характеристику, но качественно повлияет на частотный баланс.

Практически в любой момент, если я думаю, что это звучит достаточно хорошо, я останавливаюсь. Знание того, когда нужно остановиться, вероятно, является одной из самых трудных вещей, которые нужно усвоить при настройке живого звука. Я сам таким был — неоднократно разрушал хорошую вещь, постоянно меняя настройки до последней ноты последней песни. Не будьте таким человеком.

И последнее — когда вы инвестируете в инструменты и в образование для изучения передовых методов измерения, вы на пути к лучшему в том, что вы делаете. Удачного микширования!

Тим Уивер

Оригинал материала.

Обсуждение