Музыканты – с Юпитера, инженеры – с Сатурна Jupiter_Saturn Full view

Музыканты – с Юпитера, инженеры – с Сатурна

 

Карл Винклер, Lectrosonics, делится соображениями по поводу коммуникации между различными типами гуманоидов в процессе работы над шоу…

Читая онлайн-форумы, иногда я просто поражаюсь закономерности или тенденции, которой никогда не было раньше, или она была не так явно выражена. Это произошло совсем недавно, и контекст имеет отношение к тому, что мы делаем в нашем бизнесе, в живом звуке.

В этом конкретном обсуждении на музыкальном форуме была тема  «наш великий звук, который мы выстраивали годы, полностью деградирует, когда проходит через систему звукоусиления». (Как вы догадались – это про гитаристов.) Эти парни и девушки действительно часто тратят огромное количество времени,  подбирая струны, звукосниматели, педали, гитарные кабели, лампы и тому подобное, и все в стремлении достичь своего святого Грааля: идеального звука гитары для конкретной песни или отрывка.

Конечно, этот квест никогда не может быть пройден полностью, поскольку не существует «идеального» звука. Однако особенности сигнала, поступающего с гитарного рига — это очень личное, и действительно могут обозначить большую разницу в песне. Некоторые музыканты имеют свой узнаваемый тон, одним из самых известных является «коричневый звук» Эдди Ван Халена, заявленный уже в первом альбоме его группы.

Но что эти люди имеют в виду, когда говорят, что их звук деградировал в звуковой системе? Далее в тред подключается вторая группа пользователей, с другой точкой зрения, которые считают, что так не должно быть. Некоторые из них объясняют, что с правильно настроенной системой, хорошим микрофоном и порядочный парнем за пультом, звук исполнителя должен быть усилен так, как исполнитель этого желает.

Между Миров?

Это заставило меня задуматься о том, насколько сложным может быть понимание между разными людьми на сцене. Я могу в данном применении идентифицировать четыре типа людей: Артист (музыкант), его/её техник, мониторный инженер, и FOH-инженер. На мой взгляд, эта цепочка содержит наиболее важные части уравнения. Возможно, ещё может повлиять системный техник, но обычно FOH-инженер определяет план настройки аудио-системы и правильной структуры усиления, возможно, с некоторыми личными «вкусовыми добавками».

Что я заметил за годы работы — во многом эти четыре партии не стремятся как можно продуктивнее общаться. Конечно, артисты и мониторный инженер, скорее всего, стремятся к наведению порядка. Инструменталисты и их техники, вероятно, тоже имеют эффективное общение. Но техники и FOH-инженер, и возможно, даже FOH и мониторный инженер? Если уж на то пошло, как насчет FOH-инженера и артистов?

Скорее всего, у появления этой проблемы имеется ряд причин. FOH-инженеры и Артисты работают, часто имея разные цели. Аудитория фокусируется на Артисте, пока система звукоусиления доставляет им то, что они ожидают услышать. Это может показаться противоречием, но на самом деле, исполнение и микширование — два разных мира. Что опять возвращает меня к теме «гитаристы и звуковая система».

О людях и IEM-ах

То, что Артист хочет и/или должен слышать в своих ушных или напольных мониторах, не то же самое, что выходит из звуковой системы. И в этом кроется одна из основных проблем. Во многих случаях Артист не знает о том, как он звучит с точки зрения аудитории. По той же причине, FOH-инженеру не нужно знать, как мониторный микс звучит в ушах Артиста.

Таким образом, Артисты и мониторные инженеры находятся в их собственном мире, где FOH – это другая планета. Конечно, во многом так и должно быть. Но что, если FOH-инженер захочет прослушать различные мониторные миксы, чтобы получить представление о том, что же Артисты слышат? Возможно ли прослушать мониторные миксы из FOH-позиции? Будет ли это иметь значение для главного микса? Это, наверное, зависит от желания сотрудничать Артистов и инженеров.

Наверное, сегодня, с распространением цифровых транспортов (Dante или AVB), это не такая уж и невыполнимая задача, это не загромоздит систему и не сделает её намного дороже.  В любом случае, это то, что можно рассмотреть.

Мнение со стороны сцены

Другой аспект — некоторая враждебность (и даже порой откровенное неуважение) между различными сторонами. Некоторые из инженерно-технической части думают, что музыканты — технические идиоты, а многие музыканты считают, что инженеры не имеют ни малейшего понятия о музыке.

Поэтому эти две специальности часто вступают в противоречие друг с другом. Да, некоторые музыканты не являются технически ориентированными, и несомненно, их цели и перспективы могут отличаться от целей и задач инженеров, которые имеют дело с различными проблемами, и часто обеспокоены совсем не тем, что волнует музыкантов. Опять же, это не обязательно, и не всегда так.

Но если наша цель заключается в соединении артистов и зрителей, возможно, мы можем быть немного более чуткими. У врачей есть выражение «мнение со стороны больничной койки», это также можно отнести и к нашей деятельности. Например, если гитарист говорит: «все, что мне нужно — это 57-й, размещенный на верхней колонке с левой стороны», иногда инженеры склонны сказать: «ну, гораздо лучше это будет работать с 421-м». Но в реальности, если мы не можем сделать приличный гитарный звук с 57-м, мы не должны быть в этом бизнесе.

Возможно, лучшим способом было бы принять то, что говорит музыкант и параллельно просто предложить ему лучшую из наших возможностей. Или, еще один шаг вперед: настроить все необходимые параметры, а затем предложить музыканту возможность сравнить это из FOH-позиции, чтобы дать ему самому определить, тот ли это звук, какой он/она хочет. Люди часто чувствуют себя более комфортно и уверенно, если некоторые из их идей были включены в окончательное решение.

К тому же, было бы неплохо для музыкантов доверять звукоинженерам в сохранении «ядра» своего звучания, чтобы быть представленными должным образом. «Мнение со стороны сцены» помогает, пока оно несёт компетентность и уверенность, до той поры, пока не превращается в надменность. Нужно иметь в виду, что слушая микс с любым музыкантом, нужно учитывать «правило 3 дБ», которое в данном случае выражается в том, что большинство музыкантов хотят слышать себя где-то на 3 дБ громче, чем уместно в миксе. Таким образом, мудро оставить некоторое пространство для увеличения его звука, которое затем может быть скорректировано соответствующим образом во время шоу.

Для публики шоу, как правило — это то, чем она хочет наслаждаться. Люди в зале могут не знать, если ли проблемы, или это действительно микс удивительной тонкости. Они ведь не говорят: «я вчера вечером слышал большое шоу», они говорят: «я ходил на шоу вчера вечером». И их переживание будет усилено за счет качества звукоусиления, особенно если они смогут четко слышать песни и чувствовать грув.

Как часто говорят: «никто не уходит с концерта из-за шумящего света». Но также, в большинстве случаев, никто  не уходит с концерта из-за шумной басовой линии, либо искажённого басового барабана. Приоритеты те же: Артист, Песня, и Зрители. Если мы можем научиться лучше общаться, то пригодимся этой Троице.

Карл Винклер

Оригинал материала.

Обсуждение