Mute — как золото ControlSurface-FaderTile-CB Full view

Mute — как золото

 

Во время учебы в школе у меня была работа, довольно стрессовая: смешивать краски в хозяйственном магазине. Оборудование было похоже на лабораторию доктора Франкенштейна, а я на создание этой лаборатории. Всего одна лишняя капля красителя могла превратить апельсиновый цвет в темно-оранжевый, и возврата не было.

Я получил два ценных жизненных урока: не спешить в тонком процессе, и всегда проверять свою работу. На втором этапе, после приготовления смеси, я небольшой деревянной палочкой макал в краску и затем сушил ее феном, — если она соответствовала заданному цвету, это было хорошо.

Годами позже, я применяю те же принципы для микширования аудио. Это действительно строительный процесс. Начинается с банка заглушенных каналов, заканчивается 18-ю (или более) живыми аудио каналами. Цвет к цвету добавляется к основе и, в конце концов — микс считается готовым.

Но как понять, что микс «нужного цвета»? Мы окажем себе медвежью услугу, если не будем время от времени применять метафорические палочку и фен для рассмотрения аудиомикса: какой он есть и каким он должен быть.

Индивидуальные занятия

«Неслышание» может быть полезным. Путем недолгого отключения (кнопкой «mute» или «on») инструмента или певца, мозг хорошего звукоинженера может себе представить, что он хочет услышать, когда данный канал размьютируется. Это дает мозгу возможность сравнить: «что должно быть» против «что я получил».

Мьютирование позволяет решить проблемы индивидуальных уровней, исправить странности эквализации, и улучшить общий микс. Этот процесс происходит в двух направлениях: на отдельном канале и на уровне группы инструментов. Давайте начнем с мьютирования отдельного аудио канала.

Баланс уровней — это неотъемлемая часть микширования и, выбирая канал, легко оценить уровень громкости. Начните с прослушивания всего микса. Дайте некоторое время, чтобы уши «впитали» микс, затем выключите, например, канал ритм-гитары. Послушайте микс без этого канала.

Следующий шаг значительно улучшил мои миксы. Теперь опять включите канал, и сразу будет заметно: уровень канала слишком большой, слишком маленький, или просто нормален. Внесите соответствующие изменения и двигайтесь дальше, к следующему каналу. Это может делаться для общей оценки канала или нахождения конкретных проблемных каналов. Всем, кто недавно микширует, определенно рекомендуется использовать этот процесс для оценки уровней.

Коррекция эквализации через отключение подобна коррекции уровней, но с изюминкой. Представьте себе гитарный рифф, с которого начинается классическая рок-песня «Layla», где рифф Эрика Клэптона имеет очень четкий звук. Вы можете прослушать пять альтернативных кавер-версий, но точно определите оригинальную запись. Мы знаем, что звучит правильно для песни.

Итак, отключение канала для коррекции EQ. Послушайте общий микс, а затем замьютируйте проблемный канал, например – соло-гитару. Во время прослушивания микса без соло-гитары, представьте, как она должна звучать, если будет присутствовать в миксе. Теперь включите канал гитары и решите: удовлетворяет она ожиданиям или нет. Если нет, внесите необходимые настройки эквалайзера. (И извините, взять другого гитариста — не вариант.)

Отключение помогает также определить натуральную громкость инструмента в помещении. Этот опыт может быть использован для барабанов, медных духовых инструментов, и любых инструментов, использующих собственные усилители на сцене. В случае барабанов и перкуссии, использование подгрупп позволяет это легко сделать. Любой звук, исходящий со сцены с достаточной громкостью, влияет на микс в зале. В некоторых случаях, отдельный звук со сцены может быть громче, чем тот, который приходит через портальные акустические системы.

Оценить нескольких

Отключение группы каналов в равной степени полезно как для установления взаимных уровней, так и для работы с EQ. Иногда отключения отдельного канала не хватает для устранения проблемы.
В некоторых случаях проблема присутствует в нескольких каналах. Убрав группу из микса, можно найти источник проблемы. Групповой mute позволяет сфокусироваться на больших площадях микса, таких как: low end, гитары и бэк-вокал.

Моя стандартная конфигурация консоли включает в себя пять микс-группы: гитары, вокал, фортепиано/клавишные, ударные, и low end (бочка и бас). Выключив группы low end и клавишных, я могу лучше анализировать звуки гитар и вокалов, которые правят в большинстве наших песен.

Если гитаро-центричный микс не складывается, удалите все группы, кроме гитар и лидер-вокала. Когда эти два звука станут нормальными, добавляйте ранее выключенные группы по одной, чтобы выявить проблемный участок. Как правило, чаще всего это группа бэк-вокала или барабанов.

Мьютирование группы барабанов может работать в двух различных направлениях, в зависимости от причины мьютирования. Нужно услышать разницу в миксе с барабанами и без них? Используйте общий групповой mute. Нужно исправить проблему внутри барабанного микса? Используйте групповую концепцию, но применяйте его к каналу следующим образом.

Начните с мьютирования всех индивидуальных каналов на барабанах, оставляя группу барабанов неотключенной. Послушайте микс без барабанов. Далее, включите бочку, и оцените, как она сидит в миксе. Продолжите последовательно включать все каналы барабанной установки, от низкого тома до высокого, затем рабочий барабан. При желании, можно включить рабочий после бочки, а затем томы. Наконец, добавьте тарелки.

Дополнительный концепт

Другой метод для точного помещения барабанов в микс: не отключение, а увеличение уровня частей установки, регулируем EQ, затем обратно опускаем до нужного уровня. Благо, mute-метод позволяет мозгу представить, что он хочет услышать, а затем микшировать до совпадения представления и реальности. Звукоинженеры, работающие с одной и той же группой все время, и у которых звучание их коллектива просто отпечатано в мозгу, могут использовать любой (или оба) метод(ы).

Процесс мьютирования группами при микшировании позволяет определить проблемы с уровнем или EQ относительно группы каналов. Он также ускоряет расследование в отношении отдельного канала, быстро устраняя из микса много каналов сразу. Между тем, процесс мьютирования отдельного канала позволяет легко корректировать громкость и проблемы эквализации отдельного инструмента или вокала. Все это приводит к улучшению общего микса.

В отличие от смешивания краски, микширование звука позволяет нам вернуться назад, и смешивать так много «цветов», как мы хотим, пока не найдем правильную комбинацию. Доктор Франкенштейн создал монстра в своей лаборатории, но он сделал нечто гораздо более интересное: он дал своему творению жизнь. Интересная параллель.

Крис Хафф

Обсуждение