Может ли «кто-нибудь» быть звукоинженером? nothing_else_smart Full view

Может ли «кто-нибудь» быть звукоинженером?


 

Алес Стефанчич уверен: как и в любой другой профессии, для достижения успеха нам требуются годы обучения, исследований и тренировок.

На недавней аудио-конференции один из участников спросил меня: «Может ли «просто кто-нибудь» стать компетентным звукоинженером?». На этот вопрос нелегко ответить, но я попытаюсь.

Техническая сторона

На том же мероприятии выступал Боб Маккарти, и он предложил разделять аудио на объективную и субъективную части. Его цель — научный подход к физике и измерениям, получение количественных данных, которые могут интерпретироваться звуко-, или системным инженером. Это абсолютно доступно для тех, кто хочет учиться. Честное предупреждение – в про-аудио есть много областей, которые нужно изучить и которыми нужно свободно владеть, чтобы стать компетентным звукоинженером.

Рассмотрим некоторые из них

Электроника. Требуются действительно правильные знания основных принципов электроники. Такие термины, как «импеданс», «напряжение», «крест-фактор» и т. д., должны стать частью словаря каждого инженера, который действительно хочет понять, как звуковой сигнал передаётся и воспроизводится.

Акустика. Очень важно понимать, как звук ведет себя в разных помещениях, а также — акустические свойства разных частот, взаимосвязь между временем, частотой и фазой, и многое другое, что имеют решающее значение для звукоинженера. Очень важным аспектом является умение делать измерения звука в помещении и читать полученные данные, чтобы сделать осознанный выбор.

Компьютерные технологии. В наше время мы сильно полагаемся на устройства на базе DSP. Мы ежедневно встречается с управлением файлами, хранением данных, совместимостью форматов, особенно при работе с цифровыми консолями, которые поддерживают плагины, запускаемые сервером, громкоговорителями на базе DSP, и даже виртуальными инструментами для современных музыкантов.

IT. Я отделяю знания в области ИТ (информационных технологий) от компьютерных технологий по той простой причине, что доводилось быть рядом со многими опытными компьютерными инженерами, которые не знали, как настроить сеть, или не имели представления о настройках IP-адреса своего маршрутизатора. Поскольку мы ежедневно используем разные цифровые форматы, чтобы наши цифровые устройства могли общаться друг с другом, знание того, как настроить сеть и обеспечить ее стабильность, является огромной частью набора скиллов звукорежиссера.

Аудио процессинг. Эквалайзеры, компрессоры и гейты, микшерные пульты всех форм и размеров, микрофоны и динамики — в нашем бизнесе есть много специфических инструментов, работу которых мы должны понимать с точки зрения их обработки.

Хорошо, что многие из нас, изучая принципы работы теоретически, затем переводят эти знания на все устройства (например, ручка «threshold» на компрессоре будет выполнять одну и ту же задачу, будь она в отдельном аналоговом устройстве, в цифровой консоли, плагине или в процессоре для громкоговорителя). Тем не менее, могут быть и дополнительные функции, назначенные производителем для конкретной модели, и их необходимо знать для того, чтобы любая часть оборудования работала в полном объеме.

Музыкальная сторона. Субъективная сторона в звуке состоит из того, что он не поддаётся количественной оценке, а скорее всего — рождается из нашего собственного представления о том, как что-то должно звучать. В-основном, это вопрос личного выбора, но для которого все же требуется огромное количество домашней работы.

Можем ли мы формировать наш выбор при создании звука?

Теория музыки. Это понимание ритмических рисунков, тактов и грува, основных принципов аранжировки, а также того, как инструменты воспроизводят звук. Знание того, как барабан производит звук, помогает нам правильно разместить на нем микрофон. Знание того, как организована песня, может повлиять на наши решения с эквалайзером. Другой стороной этого процесса является понимание сленга музыкантов, просто для того, чтобы нормально решать проблемы.

Музыкальный багаж. Это может показаться странным, но в этом есть большой плюс относительно нашей работы. Когда мы впервые работаем с группой, мы обязаны знать их дискографию и то, как их музыка (и «звук») развивалась с течением времени. Кроме того, в разговорах они, скорее всего, апеллируют к другим исполнителям. Возможность повторить конкретный звук с определенной записи является очень эффективным способом общения.

Тренировка ушей. Нет, это не ошибка. 2 кГц звучит одинаково для всех? Короткий ответ: нет. Все слышат звук по-разному, поэтому нам нужно, для принятия обоснованных решений, приучить уши и мозг распознавать частоты, изменения громкости, уровни компрессии и другие нюансы аудио.

Все это — многословный способ сказать, что такая сфера, как аудиоинженерия — абсолютно может быть изучена. Как и в любой другой профессии, у некоторых людей больше естественных способностей, чем у других, но обычно для достижения успеха, независимо от бизнеса, требуются годы обучения и тренировок.

И последнее, но не менее важное, фактор, который я неоднократно освещал в прошлом: нужно быть личностью, способной к сотрудничеству и просто необходимо быть дружелюбным, уважительным и профессиональным в стрессовых обстоятельствах. И это гораздо труднее освоить, чем любой другой аспект, потому что это предполагает работу над личностью, а не над нашими способностями.

Но это тема для другой статьи.

Оригинал материала.