Мир аудио-разделения 110261_original Full view

Мир аудио-разделения

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Гэри Паркс описывает современные методологии для одновременной передачи живого звука на звукоусиление, потоковое вещание, трансляцию и запись.

Живые концерты или мероприятия часто служат более широкой аудитории, чем тем, кто пришел на арену. В дополнение к аудио в зале и видео на бокам сцены, это также может быть отправлено на дополнительную площадку, транслироваться в Интернете, записываться для архивных или других целей и/или транслироваться по радио или телевидению.

Чтобы выполнить эту задачу, звуковые сигналы от микрофонов и инструментов должны быть разделены не только на традиционные FOH и мониторы, но и отправлены в другие места, как то другие аппаратные, в месте проведения события, или внутри продакшн-траков.

Усложняя дальше — эти места, вероятно, будут находиться на разных плечах электрической системы, что потенциально добавит земляные петли и шум к сигналу.

Благодаря более широкому внедрению цифровых консолей и сетей в живом звуке стало гораздо больше возможностей для доступа к одним и тем же сигналам, и их объединению в кольцевые или другие топологии, с сохранением звука в цифровом домене. Мне было любопытно, используются ли (и как) эти новые технологии.

Мои изыскания начались на Monterey Jazz Festival, где основные сценические шоу транслировались в Джаз-Театр и другие локации, а также часто шли на радио или на веб-трансляции. Компания McCune Audio (Сан-Франциско) обрабатывает аудио и видео для фестиваля. Позже я поговорил с несколькими крупными звукозаписывающими компаниями о том, как они справляются с проблемами разделения сигналов, заземления и сопряжения консолей.

Основная сцена

6500-местная арена на Монтерейском джаз-фестивале, где проходят основные концерты, является центром одновременной передачи и трансляции. Консоли DiGiCo SD10 расположены на FOH и мониторах, а их D-рэки расположены на стороне сцены возле мониторной консоли. Четыре камеры находятся в зале для общих планов, и две по обеим сторонам сцены для крупных планов.

SplitWorld

 «Мир сплиттеров», прилегающий к мониторной позиции в Монтерей. (Фото Эвы Баньо)

Центр управления видео и трансляцией построен позади и под основной сценой. Из этого места назначаются все планы камер, аудио встраивается в видео, посылы обрабатываются и распределяются, а с 2014 году шоу также транслируется. Архивирование осуществляется в траке за пределами арены, при этом консоль AVID VENUE Profile создает там собственный микс.

Этот микс также отправляется на радио, как и каждый год, за исключением фестиваля в 2015 году. Необработанные каналы с камер приходят на экранам как на FOH, так и на трак для архивирования, чтобы инженеры имели визуальную информацию о том, что происходит на сцене, даже во время перехода между действиями.

Разделение и маршрутизация

Чтобы удовлетворить различные требования к микшированию для FOH, мониторов, архивирования и одновременной трансляции, сигналы со сцены разделяются на три направления.

Хотя все микшерные консоли цифровые, с аналого-цифровыми преобразователями на сцене, сам сплиттер является аналоговым сплиттером Ramtech STGBX-54 на три направления. Каждый из 54 каналов может быть введен напрямую, или через четыре 12-канальных и один 6-канальный сабснейк Ramtech CPC.

Консоль SD10 на FOH подключена напрямую, а консоли мониторинга и архивирования получают разделённые трансформатором каналы. «Любой микрофон, который находится в системе, даже если он предназначен только для записи, должен подключиться к FOH для фантомного питания», добавляет Ник Мальгиери, FOH-инженер.

Из сплиттера сценические сигналы идут от каждого из трех мультипиновых выходов к аналого-цифровым преобразователям. И FOH, и мониторы используют два 32-входных DiGiCo D-рэка с оптоволокном для передачи сигналов на консоли. Чтобы прокормить консоль Profile для архивной записи, третий посыл идёт на стейдж-рэк VENUE, используя цифровой протокол MADI. Контроль видео принимает два отдельных стереомикса, от FOH и архивного трака, и использует один или другой для встраивания в живой отредактированный видеосигнал, который оттуда идет на одновременную радио-трансляцию, запись и веб-трансляцию.

По поводу решению использовать аналоговый сплиттер, а не цифровые сети для обмена аудиосигналами, Мальгиери объясняет: «Есть способы, которыми мы могли бы объединить всё это вместе, но для скорости и эффективности мы сохраняем аналог. Таким образом, никто не привязан ни к кому другому. Совместное использование предусилителей сделало бы нас взаимозависимыми, что не способствует событию в стиле фестиваля с быстрыми изменениями и приглашенными инженерами».

Запись и архивирование

Рон Дэвис много лет микширует и продюсирует архивные записи в Монтерей Джаз. Микс не зависит от FOH, начиная с необработанного сигнала «прямо с микрофона» плюс микрофоны аудитории над сценой и в зале для реакции толпы. Он имеет свой собственный многоканальный посыл со сцены, что позволяет ему «точно настраивать микс для целей записи», отмечает он, поскольку его среда более благоприятна для критического прослушивания.

RonDavis

Рон Дэвис, микс-инженер и продюсер архивных записей Monterey Jazz, за своей консолью AVID VENUE. (Фото Эвы Баньо)

Консоль VENUE Profile взаимодействует с Pro Tools, а Роб Мэки контролирует запись вместе с другими техническими деталями. Другие члены команды включают находящегося на сцене Лайсона, который постоянно общается с персоналом в траке (также связанным с FOH, видео и другими позициями по всему месту проведения), и ещё одного техника, который архивирует записи на цифровые медиа, как только действие заканчивается.

Дэвис говорит, что 48 каналов, как правило, более чем достаточно для концертов плюс микрофоны аудитории, хотя порой ему нужна дополнительная пара входов. В таких случаях он может убрать одну из стереопар микрофонов аудитории, или просто использовать DI с баса, а не добавлять микрофон с кабинета. Его микс зашивается в центре трансляции в качестве потенциального трансляционного канала и подается на любые радиопередачи, транслирующие шоу. Архивный трак также получает FOH-микс для резервирования.

Центр трансляции Monterey Jazz

Поскольку одновременная трансляция является важной особенностью фестиваля, контрольная зона выделена для видео и предназначена для IMAG, создания канала трансляции и мониторинга, архивирования видео, производства MP4-записей для артистов, а иногда и для веб-вещания.

В состав команды входят операторы камер, руководимые Джесси Блоком из контрольной комнаты, человек, контролирующий встраивание видео и аудио, ещё один по записи, и «основной» техник.

UnderTheStage

Часть центра управления трансляцией под основной сценой в Monterey Jazz. (Фото Эвы Баньо)

Центр трансляции получает миксы от FOH и звукозаписывающего трака, а также субмикс с микрофонами аудитории. Мальгиери заявляет, что «в зависимости от того, кто готов первым, видео делает оценку того, с каким миксом они собираются идти. Это может измениться для каждого действия». Кроме того, наличие двух доступных миксов обеспечивает резервное копирование в случае возникновения проблем, двая один и тот же контент, но с разными миксами.

Трансляционный посыл отправляется в Джаз-Театр, где покровители, которые приобрели проходы на другие сцены, могут испытать то, что происходит на арене. Сигнал проходит около 250 метров по оптоволокну в Театр, а затем декодируется в L/R аудио для полнодиапазонных громкоговорителей и сабвуферов, при этом видео проецируется на большой экран. Зал Premier (VIP) — это меньшая площадка, ближе к арене, и она также получает трансляцию через HD/SDI.

В турах

Помимо Монтерей, я пообщался с несколькими туровыми компаниями, чтобы узнать, как они работают с разделением сигналов на живых событиях, особенно когда для вещания, записи и т.п. требуется несколько посылов.

В большинстве случаев рулит аналоговый сплиттер «старой школы» с изолирующими трансформаторами на выходах (по крайней мере, у тех, с кем я разговаривал), вместо того, чтобы использовать общий цифровой сигнал для различных приложений.

Дейв Скафф (Dave Skaff), глава тур-поддержки Clair Global говорит: «Кажется, есть два разных лагеря в живом мире гастрольной музыки и трансляции. Живые микс-инженеры насмерть стоят за контроль предусилителей. Если этот контроль у них, то цифровой сплит отчасти исключен».

Недостатком аналогового сплиттирования является то, что каждая консольная позиция нуждается в собственных стейдж-рэках. Продолжая, он добавляет: «В мире трансляции идея использования одного набора преампов, а также наличия нескольких людей, использующих цифровой trim или другой способ отслеживния уровней усиления — это довольно приемлемый способ делать работу – поэтому их уровень комфорта выше».

Про недавний тур U2 Скаф говорит: «Нас действительно привлекла идея цифрового сплиттирования, одни люди контролировали стейдж-рэки,  другие использовали цифровой trim для контроля уровней». Он добавляет,  что в ходе планирования были случаи, когда выпадал сигнал управления, «и вы теряли много контроля». Шоу было особенно сложным, с шестью различными консолями, которые были в единой сети — FOH плюс резервная копия, и три отдельных мониторных консоли с резервной копией.

Скаф отмечает, что некоторые сотрудники турового отдела опасаются новых технологий, основываясь на том, что они «слышали от других», плюс собственные наблюдения Clair о небольших сбоях убеждают их придерживаться «проверенных методов».

Компания для шоу U2 вернулась к специально разработанному 6-полосному аналоговому сплиттеру, чтобы каждая консоль имела контроль над уровней, с правильной нагрузкой на шесть микрофонных предусилителей на канал и трансформаторами, которые обеспечивают широкий диапазон уровней сигнала без насыщения. Были также обычные пассивные сплиттеры, которые работали на 3-х или 4-х стороны.

Для шоу также необходимо было обеспечить трансляционные траки, инженер оттуда мог запросить изолированный аналоговый сигнал или цифровой сплит, посылаемый им как AES3, или MADI от стейдж-рэков; в последнее время у Скафа имется всё вышеперечисленное. Многие туры обеспечивают открытый аналог сплиттинг, доступный  для рекординг-трака, или другого производственного приложения.

Меньшая или большая гибкость

Дэйв Рэт из Rat Sound Systems (Oxnard, CA) обсудил со мной «базовый метод» разделения сигналов с использованием специальной XLR-панели с двумя 56-парными выходами Whirlwind W4 с мультипиновыми коннекторами MASS. Для небольших шоу выбор обычно представляет собой единую панель для FOH и мониторов, в то время как для больших шоу или тех, где требуются отдельные посылы на запись или на вещание, сет представляет собой несколько панелей с одним входом, одним прямым выходом, и парой изолированных выходов, — прямой выход идёт на FOH.

ChiliPeppers

Часть сплиттера для записи в туре с Red Hot Chili Peppers в Европе.

Rat Sound также разработал мультипиновые панели, которые питаются от стейдж-рэков, и простая замена кабельных «хвостов» позволяет выполнять переключение между коллективом разогрева и хедлайнером быстрее и надежнее. Случается, когда в разных группах FOH и мониторные инженеры работают с одних и тех же микшерных консолей, в этом случае используется общий цифровой сплит; любые дополнительные каналы, например для продакшн-трака, скорее всего, будут поступать из аналогового сплиттера.

Рэт отмечает, что запись, похоже, подразделяется на две категории.

Первая — это запись, где сигналы с изолированных выходов поступают на рекординг-трак, или, как в случае с Red Hot Chili Peppers — на консоль, расположенную в удаленном помещении на площадке, где они приходят на отдельный рэк с A/D-конвертерами, и микшируется там. Этот микс также может идти в эфир или для другого применения.

Второй, когда посылы на запись отправляются с FOH или мониторной консоли, где микрофонные выходы приводятся в нужную форму для многодорожечного рекордера.

Грег Снайдер из Thunder Audio (Livonia, MI) также подтверждает, что, несмотря на то, что многие из последних микшерных консолей могут совместно делить стейдж-рэк и обеспечивать цифровое разделение сигнала, его команда часто предпочитает не делить микрофонные предусилители и использовать аналоговый сплиттер. Он считает, что готовые сплиттеры могут быть очень качественными, и что «с сегодняшними цифровыми консолями мы обнаруживаем, что пассивные сплиттеры очень просты в использовании».

Снайдер добавляет, что довольно часто FOH-инженер создает микс, который затем будет встроен в видео, и который передаётся с консоли на видео-трак через аналоговый мультикор или оптоволоконный интерфейс. Он отмечает, что микширование одновременно для лайва и для видео «требует, чтобы звукоинженер был очень хорошо осведомлен о том, что они предполагают использовать, чтобы он мог применить это для трансляции».

Зал славы и другое

Когда я недавно его поймал, то он — Марк Диттмар (Mark Dittmar), инженер прямых трансляций в Firehouse Productions (Red Hook, NY), только что вернулся с шоу Rock&Roll Hall of Fame, в котором он проработал несколько лет подряд. В этом году мероприятие объединило живое шоу для аудитории около 15 000 человек на арене Barclay Center в Бруклине, а также трансляцию.

В дополнение к аудио части от Firehouse, которая включает в себя инфраструктуру, сплиттирование и интеркомы, компания All Mobile Video обеспечила ТВ-трак и трак Music Mix Mobile для микшировния звука. Firehouse отрабатывает общую координацию шоу, а затем, как отмечает Диттмар, «информирует остальных о том, как мы будем ими управлять».

Для маршрутизации аудиосигналов от различных стейдж-рэков,  были развернуты 3-х сторонние, и 6-ти сторонние сплиттеры для микшерных консолей на площадке и для траков. «Мы всегда делим всё аналоговым способом; мы не делаем никакого цифрового разделения», — объясняет он. «Это оказывает серьезное негативное влияние на скорость и рабочий процесс. Мы сохраняем всё в аналоге в мире сплиттеров, а затем, от этой точки, сигнал становится цифровым. Так как в этом типе шоу проходят быстрые изменения, оказалось нецелесообразным любое совместное использования предусилителей».

Он также отмечает, что FOH, продакшн консоль, мониторная консоль, вещательная консоль обычно отличаются друг от по брендам и моделям, и на репетиции у каждой группы обычно есть только одна песня для установки уровней и эквалайзера, а также для быстрой проверки камер, а затем репетирует следующий Артист.

Firehouse использует модифицированные сплиттеры Whirlwind, и Диттмар отмечает, что «это один из краеугольных камней нашей компании: иметь абсолютно нулевые проблемы со сплиттированием». Нередко можно видеть, как 192-входное шоу расходится на шесть сторон, поэтому компания использует очень специфическую схему заземления и является «воинственной» в том, чтобы его придерживаться.

 «Часть дизайна сплиттеров сосредоточена на обеспечении надлежащего заземления, а технический персонал также придерживается жесткой схемы распределения электроэнергии, которая также усиливается нашим передовым методом заземления». Dittmar завершает наш разговор, подчеркнув основы: «Сплиттирование и заземление — это то, где вы должны быть на 99,9% правильными, и только 0,1% на возможную ошибку».

Приземляемся на аналог?

В течение последних нескольких лет цифровая сеть значительно улучшилась и может надежно распределять аудиосигналы для несколько источников, но все же есть некоторые области в аудио цепочке, где аналоговые устройства старой школы остаются стандартом. Одним из таких направлений является разделение и изолирование сигналов.

Частично это практическое решение, основанное на характере шоу, которое каждый вечер настраивается в разных местах, на необходимости быстрых изменений между действиями, и на стремлении инженеров полностью контролировать входы со своих консолей. Также очевидно, что существует некоторое сопротивление отказу от этого контроля, основанному на предыдущих опытах с более ранними сетевыми технологиями и анекдотах от других инженеров.

Суть в том, что аналоговое сплиттирование является проверенным решением для обмена в живом звуке. Требуется больше времени, положительного опыта и, возможно, технического развития, прежде чем цифровое сплиттирование станет более распространенным явлением в этом применении.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •