Минные поля светового дизайна sochi — fail big Full view

Минные поля светового дизайна

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

За 25 лет преподавания искусства художественного освещения я был свидетелем неизмеримого числа ошибок, многие из которых были откровенно глупыми. При этом ошибаются все, даже опытные художники по свету, имеющие за плечами опыт сотен постановок. Но отличие профессионала от новичка в том, что он способен распознать и устранить ошибки, а главное – извлечь из них полезные уроки. Можно рассказывать о дюжинах распространенных ошибок, но сейчас я остановлюсь на пяти основных, которые совершают начинающие осветители.

1. Слишком сложные световые партитуры

Чего греха таить, создание светового шоу – это увлекательное занятие, особенно если у вас есть время писать замысловатые и длинные кью-листы. Но будьте осторожны, иначе вместо праздника вы получите освистание зрителями.

В этом кроется, пожалуй, самая распространенная ошибка, которую допускают молодые осветители. Они стараются повторить абсолютно все, что происходит на сцене, «играя» светом. А порой достаточно единственной световой атмосферы, чтобы поддержать дух постановки. Количество свето-переходов должно разумно и логично соответствовать событиям на сцене, а темп развития сценического представления определяет, сколько кью вы физически успеете сделать. К тому же, написав меньше кью, у вас будет больше времени, чтобы «отшлифовать» до совершенства уже имеющиеся световые переходы.

collapse1Вы должны хорошо представлять себе, какой вес (приборов вместе с кабелями) могут выдержать места подвески прожекторов. Тут речь идет уже о безопасности всех присутствующих людей. Этот фактор сразу же ставит границы в количестве подвешиваемой осветительной аппаратуры. Энергопотребление также ограничивает количество аппаратуры, вы никак не сможете задействовать больше осветительных приборов (ОП), чем позволит мощность электросети зала или площадки.

И наконец, для подвешивания и фокусировки вам потребуется время и помощники, количество которых не всегда достаточно. Команде из нескольких электриков потребуется много часов, чтобы надежно подвесить и скоммутировать все осветительное оборудование. Далее, если допустить что на прицеливание и фокусировку каждого прибора уходит полторы минуты и, зная, сколько часов вы имеете в распоряжении, путем незатейливых вычислений вы получите количество ОП, которые вы реально сможете подвесить и задействовать.

Мой первый профессиональный наставник Гилберт Хемсли (Gilbert Hemsley), делая проект, оставлял на чертеже много светильников без назначения. Когда я спросил его: «а что это за приборы», он ответил: «СМОПСы, мой мальчик… СМОПСы!» — «Что такое СМОПС»? – «Спаси Меня От Проблемного Светильника», сказал он.

Это был мой первый опыт, когда я получил наиболее полезный урок на всю жизнь, который неоднократно уберегал меня от всяких неприятностей в театре.

И последнее: хотя большое количество ОП вовсе не означает, что вы застрахованы от непредвиденных обстоятельств, всё же несколько запасных ОП, размещенных в стратегически важных точках, позволит вам, в случае возникновения проблем, спасти все шоу одним мановением руки.

2. Переоценка своих возможностей

Одним из важнейших моментов в подготовке является четкое понимание объективных ограничений, которые могут быть в проекте, и среди них — время, бюджет и трудозатраты. Без этого вы не сможете правильно спланировать количество ОП, которые вы сможете установить, настроить и запрограммировать.

Времени всегда не хватает, будь то концертная площадка, театр или зал. Даже когда вам кажется, что вы всё тщательно организовали, обязательно возникнет что-то, что заставит приостановить работы. Опытный осветитель всегда готов скорректировать расписание подготовки, пожертвовав какими-то ОП, или световыми переходами, чтобы выиграть время и уложиться в срок. Умение приспосабливаться к изменениям в расписании крайне важно для получения успешного результата.

Подписывая договор о постановке шоу, внимательно изучите часть, касающуюся бюджета. Если денег выделено мало, не стоит питать надежды, что вам удастся арендовать хорошие «головы» или качественные LED (если вообще удастся). По размеру бюджета вы сразу ясно сможете представить возможный масштаб продакшена.

А вот что в контрактах почти никогда не пишут — какое количество тех. персонала (электриков, рабочих, «хелперов») и на сколько дней, будет в вашем распоряжении. Всегда обговаривайте рабочее расписание, чтобы знать, сколько у вас будет времени для установки и настройки оборудования. К примеру, хороший программист, может прописать за один час порядка 20-ти кью. Таким образом, зная, что у вас есть всего семь часов на программирование, вы заранее понимаете, что можете рассчитывать не более чем на 140 световых переходов.

3. Использование перенасыщенных цветов

colorПустите молодого световика «порулить» и вы поймете, что видели под ЛСД хиппи 60-х: цвета, Цвета, еще больше ЦВЕТОВ! Цвет — очень мощный инструмент и с ним легко «переборщить». Это представляет угрозу для всего шоу и для здоровья осветителя, в частности (почему? скажу чуть ниже). Использование перенасыщенных цветов может полностью разочаровать публику, которая будет недоумевать: а почему актриса, появившаяся на сцене, вдруг стала зеленая, как лягушонок Кермит? И с чего это вдруг садовый заборчик стал красным? За исключением случаев, когда этого требует режиссура происходящего на сцене, работать надо с менее насыщенными цветами. Слабо окрашенный свет позволяет публике видеть кожу артистов в нормальном виде. Как известно, правильное освещение крайне важно при моделировании лица. Но чтобы увидеть лицо, нужно видеть его цвет.

И тут я возвращаюсь к тому, почему перенасыщенный цвет может сказаться на здоровье осветителя. Я неоднократно наблюдал сцены, когда художники по костюмам в неистовом бешенстве гонялись за художниками по свету, уничтожившими их работу над костюмами (и их цветами) своим перецвеченным светом. Определенно, такие ситуации могут сократить вашу карьеру.

4. Затемнение сцены без предупреждения артистов

Это еще одна распространенная ошибка новичков, которая несет в себе реальную опасность. Осветители обладают огромной властью над тем, что можно увидеть, а что нет, и должны быть осторожными, когда меняют силу света в ту или иную сторону, особенно принимая во внимание колоссальную мощность осветительного оборудования.

too-brightНесчастные случаи, когда освещённость резко меняется, а артисты на сцене об этом не предупреждены, не так уж редки. Внезапное резкое (а тем более полное) затемнение может привести к тому, что артист оступится или вообще упадет со сцены. Так же опасен внезапный полный свет, который может ослепить, вызвать дезориентацию в пространстве, и, в итоге, привести к травмам и увечьям. Художник по свету обязан предупредить артистов перед резким, а тем более не прописанным в изначальном сценарии изменении освещенности, и получить от них подтверждение (хоть голосом, хоть еще каким способом). Во время репетиций или работ по подготовке сцены такая обратная связь может осуществляться через помощника режиссера или мастера сцены. Способы оповещения могут быть разные, но суть одна – люди на сцене должны быть предупреждены перед резким изменением света и ответственность за их безопасность лежит, помимо прочих лиц, на осветителях. Об этом надо всегда помнить, работая со сценическим светом.

5. Препирательство с режиссёром

Участие в продакшене даёт очень плодотворный опыт. Это обусловлено самим процессом художественного творчества, или вернее, созидания, в театре, концертной и киноиндустрии. Творческие коллективы состоят из специалистов в разных областях (освещение, декорации, костюмы, звук и т.д.). Команды таких специалистов объединяются для сотрудничества с целью создать впечатляющий аудио-визуальный ряд всего выступления. Шоу могут быть самыми разными, в их создании могут участвовать режиссёры, постановщики, продюсеры, видеоинженеры, звукорежиссеры и т.п., но все они в одной большой команде, имеющей общую цель.

Естественно, порой возникают разногласия между членами команды, приводящие к тому, что одни могут усомниться в действиях других. Все эти творческие личности, каждая со своей индивидуальностью, тем не менее, должны находить пути для разрешения противоречий и согласования их с тем главным лицом, которое обладает правом решающего голоса и на этом закончить все препирательства.

Повидал я и осветителей, которые заходили слишком далеко. Собственно, ничего плохого нет, в том, чтобы спросить мнение руководителя, но надо научиться правильно и корректно формулировать вопрос, чтобы это способствовало решению конечной задачи. Другими словами надо стараться быть конструктивным, а не «качать права».

Режиссеры, с которыми работаю я, знают меня и они приглашают меня не потому что я «просто хороший художник по свету», а потому что они уверены, что приглашают человека, который думает в одном направлении с ними. Они приглашают члена команды, у которого есть собственное мнение, но при этом они уверены в том, что в итоге, окончательное решение будет за ними.

Так как же вам найти ту черту, за которую не надо заходить? Если вы не понимаете, что пытается сказать режиссёр (или руководитель), задавайте больше вопросов. Если вы не согласны с режиссером, постарайтесь все же принять его мысль и поддержать его решение. Не будьте провокатором. Помните – ваша задача способствовать усилению радости и синергии от совместного творчества. Выражайте свою поддержку. Будьте позитивным командным игроком, даже если не согласны с решением. Скандалами вы не измените решение режиссёра, а вот результат может стать удручающим.

Будем надеяться, что всё вышесказанное убережет вас от «мин», на которые «наступают» практически все начинающие художники по свету. Приняв эти советы и проявляя здравый смысл, вы будете заранее готовы к проблемным ситуациям, а сведя к минимуму возникновение подобных ошибок, вы получите больше времени для продуктивного и увлекательного светового дизайна.

Дэвид Мартин Жак (David Martin Jacques), перевод Михаил Остапенко.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение