Микшируем live в стерео mixing_stereo Full view

Микшируем live в стерео

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Дэйв Рэт считает, что хотя может показаться, что стерео в лайве предполагается только как вариант «двойного моно», но существует намного больше, чем только два простых канала.

Системы звукоусиления, с которыми мы, как live-микс инженеры работаем, как правило, делятся на две категории: моно или стерео. Да, есть редкие исключения микширования в сурраунд, на многих мероприятиях имеются линии задержки и различные громкоговорители заполнения (fills), но по большей части, это всё равно какой-то вариант моно или стерео.

Стерео имеет значительное преимущество, позволяя использовать горизонтальное размещение источника восприятия различных сигналов. Основная задача с микшированием в стерео — избегать ситуации, когда на одной стороне площадки не слышно инструментов, направленных на другую сторону.

Чтобы полностью реализовать преимущества стерео-системы, нужно посмотреть немного глубже в некоторые из не очень очевидных аспектов звука и человеческого восприятия. Наши уши не только определяют громкость и тональность звуковой энергии, которая их достигает, мы также четко воспринимаем направление излучения звука.

Мне нравится думать о миксе в нескольких измерениях. Слева направо: ось Х, ближе-дальше: ось Z, вверх-вниз: это ось Y, а также ещё: светло, скучно, громко, мягко, также временные факторы, которые могут быть добавлены, чтобы ещё более изменить восприятие того, что воспроизводится. Все эти аспекты дают нам разнообразную палитру, которая добавляет больше характера и ясности в создаваемое нами звуковое переживание.

Одна из основных проблем при микшировании множества источников — представить слушателю звук таким, чтобы он мог различить каждый отдельный источник, но все источники сливались в одно на взаимодополняющей основе.

Простое увеличение одного входного сигнала увеличивает его слышимость, одновременно маскируя слышимость других сигналов. Это довольно заманчиво, и стало общим местом, когда происходит постепенное циклическое увеличение уровней разных каналов, вплоть до достижения пределов аудиосистемы. Но с помощью тщательной и продуманной стратегии может быть реализовано значительное улучшение разборчивости.

Всё накапливается

Итак, начнем с того, чего не делать. Если все инструменты и вокал отправляются в равных объемах для левого и правого громкоговорителей, то по восприятию всё скапливается в центре.

Кроме того, если левый и правый громкоговорители воспроизводят идентичные сигналы, возникает максимальное количество гребенчатых фильтров, присутствующих везде, кроме мертвой точки. Гребенчатый фильтр (comb-filter) это частотно-зависимые отмены и суммирования, которые наиболее выражены для двух одинаковых сигналов в сочетании с временным сдвигом между ними.

Для уменьшения этого эффекта необходимо либо запустить один моно кластер, либо разместить слушателей так, чтобы они стояли на равном расстоянии от левого и правого кластера, либо минимизировать тональные и временные сходства между сигналами, воспроизводимыми левой и правой сторонами аудио-системы.

Один работающий кластер оставляет нам некоторые серьезные ограничения, продажа мест точно посередине оставит большой провал в продаже, так что остаётся держать ориентир на отправку разнородных сигналов на левую и правую стороны аудиосистемы.

Цель — уменьшить количество аудио, приходящего в центр восприятия без ущерба для микса на той или другой стороне.

Иначе говоря, мы хотим, как с левой, так и с правой стороны, воспроизводить различные сигналы, насколько это возможно, сохраняя для каждой стороны тонально сбалансированый микс.

Достижение этой цели должно привести к минимальному загромождению центра, широкому стерео-образу, и прекрасно звучащему миксу независимо от положения слушателя.

Наклон

Самый простой способ сместить центр восприятия источника — немного задержать одну сторону. Преимущество в том, что слева и справа остаётся тональное совпадение при переходе слушателя от центра в одну или другую сторону.

Трудность в том, что фактический сигнал воспроизводится с обеих сторон по-прежнему одинаковый, это не поможет с гребенчатой фильтрацией, просто этот эффект сдвинется по горизонтали от центра вправо или влево.

Скорость

Использование двух микрофонов разных типов на одном инструменте, с выравниванием их звука, и панорамированием их жестко влево-вправо является очень эффективным способом представить различия в воспроизводимые сигналы. Говоря «различные типы микрофонов», я имею в виду использование динамического микрофона в сочетании с конденсаторным, или ленточным микрофоном.

Есть несколько интересных вещей, которые происходят при совмещении неодинаковых микрофонов. В дополнение к присущим им тональным различиям, также будут различия в линейной громкости. Когда инструмент играет, звук будет «тянуться» в одну или другую сторону.

Кроме того, динамические микрофоны, как правило, имеют сравнительно тяжелую пластиковую мембрану, которая делает их немного инертными в том, чтобы начать и остановить движение. Конденсаторные и ленточные микрофоны, как правило, имеют очень легкие, металлизированные ультратонкие мембраны, которые очень быстро реагируют на изменения в звуке.

Этот фактор «скорости», из-за различий в массе диафрагмы, «тянет» звук, как правило, в сторону более легкой диафрагмы, и более тяжелая динамическая диафрагма имеет тенденцию отставать. Имейте в виду, что оба выбранных вами микрофона должны великолепно звучать сам по себе, и каждый легко мог быть использован самостоятельно.

Пространство

Расстояние до микрофона тоже полезный инструмент. Когда моно инструмент снимается двумя микрофонами, один микрофон, расположенный очень близко к инструменту, отдает сигнал  на одну сторону аудио-системы, а сигнал с микрофона на более дальней позиции отправляется на другую сторону, что является естественным способом ввести некоторую задержку с одной стороны.

Возникает не только небольшое смещение в центре восприятия, но и более дальний микрофон добавляет атмосферу объема, как и наклон угла восприятия инструмента.

Если используются направленные микрофоны, ближний микрофон будет иметь больше низких, чем дальний микрофон. Выравнивание звука от них канальным эквалайзером дает фазовые сдвиги, что также вносит дополнительные различия между левым и правым сигналами.

Диаграммы направленности

Сочетание кардиоидного микрофона со всенаправленным, или с имеющим диаграмму «8» в двойной микрофонной технике от одного источника, является еще одним способом создать различия между сигналами, отправленными на левую и правую стороны аудио-системы.

Разница в захвате окружающего пространства между микрофонами, а также нелинейность, обусловленная эффектом приближения, может хорошо усилить стерео-восприятие звука.

Сглаживание

Компрессоры могут быть использованы для создания иллюзии движения.

Насыщенный гитарный звук, бэк-вокал, или другой инструмент, заведенный на стерео-компрессор с неодинаковыми настройками на каналах порога и рэтио, вызовет зависимый от громкости сдвиг звука в одну или другую сторону.

При достижении порога первого канала компрессор будут сдерживать громкость на этой стороне, вызывая ощущение качания звука в противоположную сторону.

Однако если более высокое значение ratio используется на канале компрессора, у которого порог выше, звук снова качнется, но уже в другую сторону.

Разделение

Это очень часто применяется, когда на басу используют и микрофон и ди-бокс, и не обязательно оба эти сигнала панорамировать жестко в центр. Если у вас сабвуферы запитаны с отдельной шины, отправьте на сабы сигнал только с ди-бокса, а в общем миксе разведите сигнал с ди-бокса и микрофона по панораме, чтобы освободить больше места в переполненном центре восприятия.

Такое же разделение можно применить для бочки, если снимать её двумя микрофонами, и для рабочего барабана с верхним и нижним микрофонами.

Сочетание

Двигаясь дальше — некоторые из этих методов могут быть объединены для создания многомерных миксов. Сигнал от каждого инструмента имеет панорамирование по горизонтали, относительную дистанцию слева и справа, уровень окружающей среды, движение слева направо, местоположение, которое может меняться с громкостью или тоном, и множество других возможностей.

Микс может быть создан таким образом, чтобы гитара опиралась на одну или другую сторону, но при включении соло-педали пара компрессоров ставили её в центр. Инструменты могут дрейфовать между левым и правым каналами, но с каждой стороны аудио-системы великолепно звучать самостоятельно. Как правило, очищая переполненное центральное пространство, мы создаем замечательные возможности для создания ясного и четкого вокала, имея при этом плотный общий микс.

Ставя точку

Все обсуждаемые здесь концепции подразумевают способы изменения восприятия размещения инструментов и вокала в стерео-поле. Я намеренно избегал разговоров об эквалайзерах и эффектах, и цель этих методов не в том, чтобы изменить тональные качества вашего микса, и не о применении эффектов, которые отвлекают от музыки.

А в том, чтобы создать микс, который предлагает широкий стерео образ, минимизирует гребенчатую фильтрацию, и предлагает качество микса независимо от положения слушателя. Только простые, чистые, ясные природные звуки, захваченные с изяществом со сцены и представленные публике в многомерной основе.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение