Микс как график Charting The Mix_main Full view

Микс как график

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Как у звукоинженеров, наша цель — обработка звукового исполнения. Когда мы работаем за консолью, мы буквально «собираем кусочки» композиции в продукт, который слышит публика. Я обнаружил, что понимание того, как песня «работает», как различные звуки играют разные роли в композиции, увеличивает мои шансы сделать песню приятной и интересной аудитории. Уверен, что осведомленность в том, как различные инструментальные компоненты работают в разделах песни, помогает лучше донести идею песни через микс.

Когда мне было 13, мой учитель музыки дал мне звуковой MIDI-модуль и какие-то зачатки понимания работы программного обеспечения. Я подключил свою клавиатуру Casio к родительскому ПК и начал создавать мои собственные MIDI-треки.

Я узнал, как могу запрограммировать 16 каналов MIDI-данных для управления различными инструментами и звуками, и быстро понял, что во избежание звукового хаоса требуется план. Все 16 музыкальных партий должны быть организованы, почти хореографически, чтобы поддерживать друг друга в этом приятном пути, и лучше, если бы там были некоторые изменения на протяжении всей песни, чтобы её было интересней слушать.

Мой учитель показал мне упражнение, оно называется «реестр аранжировки», и является графическим представлением о том, какие части инструмента играют в разных разделах песни. Я сделал столбцы по разделам песни (Intro, Verse 1, Prechorus, Chorus, etc.) в верхней части страницы, затем вниз по левой стороне, сделал «реестры» из всех инструментов, которые я мог различить в миксе.

Затем я закрасил строки цветными полосами, чтобы показать, какие инструменты в каком разделе играют. Результат выглядел очень похоже на представление данных в многоканальной цифровой аудио рабочей станции в режиме «Timeline» или «Arrange».

Заставляя себя слушать песню, сосредотачиваясь только на том, что делает гитара, потом перезапуск трека, с фокусом только на клавишных, и так далее, я научился слушать,  критически оценивая то, что происходило в миксе, и изучая роли, которые каждый из инструментов играет в определенной части песни. Мой учитель пытался привить мне навыки аранжировки, ведь именно это мы и делаем за консолью, когда микшируем.

Отдельные части

Я хочу рассмотреть это упражнения, используя этот, на мой взгляд,  простейший механизм, с песней Carly Rae Jepsen «Call Me Maybe». Тем из вас, кто дочитал до этого места, признаюсь — я был удивлен результатом работы «реестра аранжировки». Мне удалось выявить 16 различных элементов микса, которые играют различные роли на разных этапах песни, неожиданное совпадение, что спровоцировало желание (мимолетное) попробовать собрать эту песню на старом MIDI-модуле.

Затем я сосредоточился на каждом элементе микса, который, в свою очередь, и попадал в тот раздел песни, в котором он играл. Это дало мне графическое представление, как организован микс, как он меняется, и как песня прогрессирует. Проницательные читатели сделают вывод, что я прослушал «Call Me Maybe» 17 раз подряд, долгосрочные последствия от этого пока не изучены. Еще слишком рано заявлять о каких-либо долговременных последствиях, хотя я испытал необъяснимое ощущение радости и непреодолимую тягу к жевательной резинке.

Charting The Mix_chart

Графическое представление песни Call Me Maybe. Кликабельно.

Наблюдения:

—В песне используется две бочки, которые я назвал «маленькая бочка» и «большая бочка». Маленькая бочка играет во время куплета и перед припевом, легко и ненавязчиво. Большая бочка работает в припевах, чтобы создать энергичный, танцевальный настрой, что мы вправе ожидать от этого жанра. Изменение оправдано, так как монотонная долбёжка по бочке бывает порой утомительна.

—Припев делится пополам, во вторую половину добавлено больше «вкусностей» в виде дискотечного хай-хета и искаженных гитарных аккордов, которые усиливают мощность основного риффа. Эта технология популярна в производстве хитов для Top 40, она помогает акцентировать интерес и энергию на припеве, и вы слышите её повсюду, будь то Kesha «Tik Tok» или Katy Perry «Teenage Dream».

Финальный припев, однако, очень меня удивил. Заканчивается песня двойным припевом (как каждая песня NSYNC), и заключительный припев — только половина по сравнению с предыдущим, и «вкусности» присутствуют все время. Это помогает вложить в песню светлое чувство, и помогает быстро её принять.

—В этом миксе очень много воздуха (К сожалению, ролик в конце статьи этого не отражает, алгоритмы, применяемые YouTube для обработки аудио.. хмм). Это можно только приветствовать в условиях, когда поп-жанры борются с такими проблемами, как избыточная компрессия, отсутствие динамического диапазона — «война громкостей», как её называют. (К счастью, в звукоусилении это пока не так серьезно, хотя, конечно, никто не застрахован.) Комбинация «дыхания» в миксе с запоминающимся припевом от Tommy Tutone, и становится легко понять, почему эта песня пользуется таким огромным успехом.

Многозадачность прослушивания

Конечно, мы – live-инженеры, а не студийные продюсеры, поэтому мы ограничены в осуществлении контроля за музыкальным оформлением, но это упражнение научило меня слушать «многозадачно» – больше обращать внимание на отдельные детали и как они взаимодействуют в миксе –  чтобы лучше понять, как все это действует на меня, как на слушателя.

Умение слушать оценивающе может вывести нас на другой уровень «осведомленности» о том, что мы воспринимаем. (На сотом прослушивании я обнаружил акустическую гитару, смикшированную тихо и панорамированную вправо, во втором куплете). Я уверен, что это поможет мне лучше строить мои миксы в будущем.

Эта практика оказалась поучительной для меня и доставила удовольствие, и я призываю других, дать ей шанс. Просто убедитесь, что правильный разбор песни помогает ей потом застрять в голове слушателей на некоторое время. Может быть.

Иона Альтров

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение