Микрофонная техника для электрогитары guitar_miking Full view

Микрофонная техника для электрогитары

 

Барри Рудольф показывает отправные точки для записи гитарного звука.

Из-за фундаментального значения в популярной музыке, электрическая гитара является предметом довольно пристального внимания. Итак, что делает хороший гитарный звук?

Если учитывать все тонкие, и не очень тонкие, звуки, которые исходят из электрического гитарного усилителя, то проще оценить вокал!

Хорошее знание различных гитар и возможностей усилителей, в сочетании с хорошей микрофонной техникой поможет нам достичь конечного гитарного звука, который «подходит» для гитарной партии, для песни и соответствует жанру.

Хороший гитарный звук начинается с хорошего музыканта с правильным усилителем и правильным инструментом, всё вместе. Это нереально — полагаться на звукоинженера, чтобы он сделал бездарное исполнение замечательно звучащим в контрольной комнате.

Выбор микрофонов и методы их расположения являются хорошими отправными точками для записи звука электрогитары через усилитель.

Выбор микрофона

Выбор микрофона (для меня) является важной частью процесса записи гитары, не менее важной, чем выбор усилителя или гитары, громкости исполнения и выбор музыканта, потому что типа микрофона и его размещение в значительной степени влияют на исполнение и конечный звук.

Динамические

Динамический кардиоидный Shure SM57 является самым распространенным микрофоном, используемым для записи электрогитары. Это началось тогда, когда все более дорогие микрофоны уже были заняты на больших рекорд-сессиях. Инженеру оставался только «непритязательный» SM57, чтобы захватить этот громкий, капризный, шумный звук гитарных усилителей.

Но оказалось, что SM57 идеально подходит для этой задачи, его АЧХ, изначально заточенная «под речь», соответствует средне-диапазонному «голосу» гитары. Он также имеет эффект компрессии на громких звуках, что облегчает работу инженеру по поддержанию постоянного уровня записи.

Вы видели, как звукоинженеры размещают SM57 прямо перед защитной решеткой или тканью усилителя или кабинета, применяя эффект приближения, который увеличивает низкие частоты, при уменьшении расстояния от микрофона до источника звука. SM57 задает определенный «размер» для электрогитары, создавая присущее ей место в миксе без дополнительной эквализации или компрессии.

Кардиоидный динамический микрофон  Sennheiser MD 421U также популярен, предлагая более широкий частотный диапазон (больше высоких и низких частот), чем у SM57. Пяти-позиционный поворотный переключатель позволяет регулировать частотную характеристику: от ровной АЧХ, называемой М (для музыки), до четырех, на выбор, кривых S (для речи).

Вообще, я нашел, что 421 ярче, с меньшим эффектом компрессии, чем SM57. Этот микрофон также более направлен, что важно для вычленения звука от одного динамика на больших кабинетах.

Конденсаторные

Конденсаторные микрофоны тоже прекрасно работают, но необходимо позаботиться, чтобы не получить слишком яркий звук. Ваш гитарист может начать жаловаться, что его усилитель звучит более ярко, чем обычно (по сравнению с SM57) и он может начать крутить ручки, чтобы скорректировать параметры. Как правило, я размещаю конденсаторный микрофон подальше от динамиков.

guitarbarryfigure1На Фото 1 — конденсаторный Shure KSM44 на расстоянии около 20 дюймов от винтажного прямого кабинета Marshall1960 4X10.

Конденсаторные микрофоны захватывают больше низких частот от усилителя, это может быть хорошо, а может быть нехорошо. Движение массы воздуха может работать в хэви-металле, но может быть неподходящим для легкой поп-песни.

Я также заметил, что некоторые конденсаторные микрофоны иногда добавляют искажений, когда работают близко с очень громкими усилителями. Обычно это следствие вибрации плохо зажатой защитной решетки. Всегда используйте переключатель аттенюации, и по возможности – обрезной фильтр. Neumann U 87 и U-47FET, Shure KSM44 и Audio-Technica AT4041 — хороший выбор.

Конденсаторные микрофоны также дают возможность экспериментировать с различными диаграммами направленности, например, с «восьмеркой» или ненаправленной диаграммой. Ненаправленные микрофоны не проявляют эффекта приближения и правильно захватывают звук усилителя и помещения, а не одного конкретного динамика.

Мне нравятся ненаправленные (омни) микрофоны, потому что они захватывают больше окружающего звука, как микрофоны комнаты. Микрофоны-«восьмерки» также берут комнату, но только непосредственно за корпусом микрофона с задней стороны.

Говоря о «восьмерке», то у меня самый любимый микрофон для записи гитары — ленточный микрофон. У меня есть пара микрофонов Royer R-121, которые помогли увидеть новую гамму теплых электрогитарных звуков.

Большие, громоздкие старые ленточные микрофоны используются уже в течение многих лет, но их не применяли на громких инструментах из-за риска повреждения хрупкой диафрагмы. Небольшие, легкие микрофоны Royer могут работать с серьезным звуковым давлением без лишнего беспокойства.

Один звукоинженер как-то сказал мне: «когда ты переключился от Royer обратно к 57-му, тебе не стало интересно, куда делась вторая половина гитарного звука»? Согласен — большой, толстый и теплый звук гитары сам по себе может показаться идеальным, но подходит ли он к вашей композиции?

Микрофон Royer улавливает звук от двух противоположных сторон, это называется двунаправленным рисунком (восьмерка), и вы можете воспользоваться этим, чтобы получить больше пространства (объема помещения) в записи.

Звук, приходящий с задней части микрофона, развернут по фазе на 180 градусов относительно звука, приходящего в переднюю часть.

Размещение

Различные варианты размещения микрофонов на гитарных усилителях являются тщательно охраняемой коммерческой тайной между рекорд-инженерами, но ниже представлены некоторые проверенные методы, которые будут хорошей стартовой позицией.

С фронта

На фото 2 показан SM57 перед очень редким усилителем Gibson 1960-х годов.guitarbarryfigure2

Я направил микрофон по центру динамика внутри комбо-усилителя. (Для тех, кто не знает – у этого комбика динамик установлен не точно в центре кабинета, поэтому кажется, что микрофон стоит неровно.)

Чтобы лучше видеть динамик через ткань, используйте фонарик. Данное расположение обеспечивает максимум высоких частот, и перемещение микрофона ближе к динамику увеличивает уровень низких частот и уменьшает вклад самого кабинета в общее звучание.

Некоторые гитаристы и инженеры говорят, что из центра динамика не выходит ничего, что точно стоит записывать. (Этому верить не стоит, и очень легко возразить.) Это может быть и верно для некоторых динамиков, но проверьте эту позицию сами, чтобы судить о её полезности.

Если вы хотите меньше верха и больше «тепла», переместите микрофон в сторону, параллельно полу, по направлению от динамика. Двигайтесь с 1-дюймовым шагом, чтобы кто-то в контрольной комнате, кому вы доверяете, прослушивал звуковые изменения. Когда микрофон расположен в паре сантиметрах от диффузора, небольшие перестановки делают большую разницу в звуке.

Под углом

guitarbarryfigure3На фото 3 показан SM57, установленный под углом к комбику Fender Brown-Face Deluxe. Я нахожу это наиболее выгодным расположением, в большинстве случаев, поскольку сохраняется достаточно верха и звучание более полное, чем при прямом расположении микрофона.

Хорошая идея — попробовать с обеих сторон, или сверху, или снизу. Если микрофон, направленный на динамик, окажется на полу, и звучит хорошо, оставьте его там! Пол является ловушкой для басовых частот, а также окрашивает звук, особенно если он изготовлен из дерева и построен прочно.

Наклон усилителя

Если отражения от пола «убивают» звук, попробуйте наклонить комбик назад. У некоторых комбиков Fender имеются хромированные ножки по бокам кабинета для этой цели, а также для проецирования звука на музыканта. Усилители VOX, такие, guitarbarryfigure4как AC30 и Super Beatles, поставляются с наклонной стойкой, которая полностью изолирует усилитель от пола. Когда возможно, я ставлю комбик на складной стул.

Фото 4 показывает MD 421U на старом Fender Tweed Deluxe. Здесь комбик наклонен назад так, чтобы нижняя часть кабинета меньше контактировала с полом.

Все эти усилители были с «открытой спиной», поэтому наличие стены или, наоборот — открытого пространства прямо за ними сильно влияет на количество басов.

Спереди и сзади

guitarbarryfigure5На фото 5 показан усилитель с открытой спиной, Matchless DC30, с SM57 сзади и KSM44 на фронте.

Этот сет-ап производит очень необычный звук и позволяет микшировать два микрофона на моно-дорожку, или использовать два гитарных трека, размещенных в миксе слева и справа. Фазу одного из микрофонов нужно перевернуть.

Попробуйте подвигать микрофоны очень близко к динамикам или пропустить сигнал с заднего микрофона через очень короткую задержку, менее 3 мс. В этом случае старайтесь не переворачивать фазу.

Несколько микрофонов

Это хороший способ узнать, какой динамик звучит лучше в кабинете 4х10, и вы можете разместить каждый микрофон на отдельную дорожку и панорамировать вправо и влево.

Будьте осторожны с фазой, так как некоторые производители сознательно подключают динамики в кабинетах не в фазе.

Некоторые звукоинженеры используют конденсаторный микрофон на один динамик, и динамический или ленточный – на другой, но мне нравится найти лучший динамик  и на нём использовать два микрофона. Даже тогда, когда я слышу небольшой «фазовый дисбаланс» между микрофонами.

Очень популярный сет-ап: SM57 очень близко к решетке, затем, в четырех или пяти шагах U87 или ламповый U67.

В середине

guitarbarryfigure6На фото 6 я использую Royer R-121 на равном расстоянии между двумя кабинетами Marshall – прямым и скошенным.

Оба кабинета нагружены на один усилитель (голову), и данная схема не сработает, если на одном из кабинетов не перевернуть полярность.

Оба кабинета тянут и толкают звук вместе, производя теплое звучание на ленточном микрофоне в середине, вам не найти гитару толще, особенно на чистом звуке. (Кабинет VOX тут не участвовал… но кто знает?)

Научная точка отсчета

На фото 7 показан научный подход к размещению микрофона на усилителе VOX AC30 Beatles. Техник на изображении использует тестовые инструменты, а не свои уши, чтобы найти «лучшее место».

Звуковые волны, выходящие из гитарного усилителя, исходят во всех направлениях, производя волны, подобно камню, брошенному в тихий пруд.

guitarbarryfigure7Как и в воде, в воздухе звуковые волны взаимодействуют, производя многократные отражения и стоячие волны, где звуковая энергия усиливается. Идея в том, чтобы разместить микрофон там, где звуковые волны складываются.

Для определения этой позиции нам нужно найти способ измерения уровня выходного сигнала микрофона, когда он будет передвигаться перед кабинетом. Во-первых, подготовьте гитарный сет-ап, выберите микрофон и отключите все наушники в студии.

Затем отправьте с генератора сигнал 700Гц на вход гитарного усилителя, и разместите большой Vu-метр так, чтобы его было видно с места, где находится гитарный кабинет или комбо-усилитель.

Если это невозможно сделать, подключите вольтметр к системе cue и читайте уровень там. Установив индикатор так, чтобы его показания легко читались, и надев беруши для защиты слуха, можно начать перемещать микрофон перед усилителем.

Делая так, вы найдете много пиков и провалов уровня. Кроме того, я стараюсь стоять за динамиком, чтобы мое тело не влияло на процесс измерения.

Очевидно, что если микрофон ближе к динамику, то уровень поднимается, но если вы держите его на определенном расстоянии, а затем перемещаете влево, вправо, или вверх и вниз, вы найдете пиковый уровень. Это то, где вы должны установить микрофон.

Другие методы

Ниже некоторые другие способы записи электрогитары. Применяемые отдельно, или в сочетании с вышесказанным, они требуют гораздо больше экспериментов и студийного времени.

Микрофоны комнаты

Размещение микрофонов комнаты – весьма используемый эффект, особенно если вы записываетесь в хорошо звучащей студии. Это простой способ «приодеть» скучный гитарный звук, и есть много возможностей для эксперимента!

Попробуйте различные расстояния и высоты, типы микрофонов, эквализацию, компрессию и задержку. Я иногда ставлю PZM-микрофоны на стекло контрольной комнаты, или оставляю дверь в студию открытой и ставлю микрофон в коридоре. Если у вас есть шахта лифта или удобная лестничная площадка, используйте это – поставьте усилок на дно, а микрофон в верхней части.

Записываем акустическиguitarbarryfigure8

На фото 8 показан конденсаторный ручной микрофон Sennheiser e865 со «Святым Граалем» электрических гитар: Les Paul Sunburst 1959.

Очевидно, что для этого метода усилитель должен быть помещен в другую комнату. Но я записывал данным методом звук с усилителя и микрофона на отдельные треки, и это позволяло иметь уникальные комбинации. Отлично подходит для арпеджио!

Прямая запись

Прямая запись, с помощью ди-бокса — это самый простой способ записи выходного сигнала самой гитары. Электрический бас почти всегда записывают таким образом, из-за его супер чистого звука.

Гитаристы любят играть через различные примочки и педали, и все они не работают на очень чистый звук. Есть целая категория чисто гитарных педалей, процессоров и эффектов, которые лучше писать напрямую. Используете вы педали или нет, ниже несколько хитростей для получения лучшего звука от вашей гитары или баса.

Помните, что типичный выходной сигнал электрогитары — это очень низкий уровень и очень высокий импеданс. Низкий уровень означает, что нужно усиление, а высокий импеданс требует согласования с вашей системой звукозаписи.

Гитары оснащаются пассивными или активными датчиками.

В пассивных датчиках колебания струн в магнитном поле генерируют электрический сигнал, который обрабатывается пассивной схемой тембро-блока, а затем подаётся на выходной разъем.

Всё то же самое — и с активными датчиками, за исключением того, что электрический сигнал от датчиков усиливается активной схемой, а затем подаётся на выходной разъем

Следует помнить при прямой записи о том, какая система используется в гитаре. Старые гитары имеют довольно слабые, часто размагниченные датчики, способные окончательно удавить слабый сигнал. Именно поэтому много людей заменяют в старых гитарах датчики на новые, погорячее.

В дальнейшем, при присоединении директ-бокса (или другого устройства, например, цифрового тюнера), выходное сопротивление снижается (если подключаемое устройство имеет недостаточно высокий импеданс) уменьшая гитарный сигнал, не говоря уже о деградации звука, особенно на высоких частотах. Используйте только ди-боксы с очень высоким входным сопротивлением, чтобы избежать эффекта «загрузки».

С активными датчиками меньше стресса, поскольку встроенный усилитель внутри гитары (которому всегда нужна новая батарея) повышает уровень и понижает импеданс. В результате любые подключения имеют меньше влияния в этом плане.
Высокий выходной уровень гитары, если обращаться с ним правильно, может стать благословением, потому что он влияет на саунд и настройки усилителей, так же как и на запись напрямую.

При прямой записи гитары с активными датчиками, я использую простой, хорошего качества согласующий трансформатор (например, Jensen), который преобразует импеданс до стандартного значения для микрофонного предусилителя — около 150Ом.

Я почти никогда не использую активный ди-бокс с активными гитарами — слишком много активности! Для пассивных гитарных звукоснимателей мне нравится использовать активные ди-боксы, такие как модели от Raven Labs и Countryman, или ламповые модели от Demeter. Все они – электронно-изолированные усилители с крайне высоким входным сопротивлением, которое не будет загружать выходной сигнал вашей гитары и влиять на звук.

Прямая запись с усилителя

Еще один способ записи — через разъем для динамика. Кабель от разъема динамика подключается к согласующему трансформатору, и этот сигнал записывается. Разница в том, что записывается звук усилителя (со всей его персональностью), но не кабинета.

Существует несколько моделей устройств для согласования сопротивления нагрузки, которые подключаются вместо динамика, и обеспечивают изолированную запись с линейным выходом. Вы также можете поместить микрофон на динамик и смикшировать с прямым сигналом. Вам придется еще раз проверить фазы и, вероятно, использовать эквалайзер.

Музыканты в контрольной комнате (О, нет!)

Для электрического гитариста нет лучшего способа для достижения большого звука, чем сидеть или стоять рядом со своим аппаратом. Существует важное взаимодействие между телом гитары и вибрациями от усилителя.

Увеличенный сустейн отменного качества, эффекты обратной связи и расширения звука за счет акустического усиления происходят, если музыкант находится рядом с усилителем. Когда я слушаю некоторые новые рок-альбомы, я скучаю по этому звуку.

В студийных условиях часто непрактично размещать гитариста с его аппаратом рядом с барабанами, басом, и певцами в одном помещении, это исключает использование высоких уровней в гитарном усилении во время рекорд-сессии. Поэтому гитарный усилитель или кабинет помещают в изолированный бокс для максимального контроля и разделения.

Гитарист может сидеть в студии с барабанщиком и остальными членами группы, или даже в контрольной комнате с продюсером и звукоинженером, но он должен иметь хороший мониторный микс, чтобы играть вместе с группой. В этом случае гитарист теряет всё акустическое взаимодействия между гитарой и усилителем, сохраняя лишь основной тон своего усилителя.

Обычно, когда музыкант находится на расстоянии от кабинета, сам усилитель располагается рядом с гитаристом и подключен к кабинету толстым кабелем.

guitarbarryfigure9В случае использования комбика (усилитель+кабинет в одном), применение супер-длинных кабелей от гитары к усилителю является неприемлемым, поскольку распределенная емкость длинного кабеля действует как высокочастотный фильтр на слабом выходном гитарном сигнале. Я рекомендую использовать для этого маленький буфер, усилитель, который приводит в норму сигнал от гитары для длинных кабелей.

На фото 9 показан Distro от Little Labs, распределительный усилитель и коммутационная матрица для отправки сигнала электрогитары на несколько усилителей, и/или одновременно – сигнал +4dBv на профессиональное оборудование обработки сигнала.

Distro также обеспечивает чистый, прямой сигнал для записи на ваш носитель.

Барри Рудольф

Оригинал материала.

Обсуждение