LED-никовый период LED-никовый_период Full view

LED-никовый период

 

Прогресс технологий делает процесс правильного выбора осветительной аппаратуры все более непростым. Инструментарий дизайнера по свету меняется, и по мере развития технологий новые инструменты оказывают влияние на художественные приемы. Так было на протяжении всей истории эволюции сценического освещения.

Немного истории

В начале 19-го века газовое освещение изменило сценическое искусство. Газовые светильники были не только намного ярче свечей, но и впервые дали возможность осветителям управлять силой света дистанционно. К распределительной панели, её еще называли «газовым столом», было подключено сразу много газовых рожков и это позволило художникам того времени изменять освещенность различных частей сцены. Газовое освещение также сделало возможным использовать цвет, посредством приспособлений, которые называли medium. Фактически это были первые светофильтры. Цилиндры из окрашенных материалов, пропускавших свет, при вращении позволяли постепенно менять окраску освещения. Благодаря этому театральные художники смогли создавать изменяющиеся цветовое пространство представлений, что было недостижимо при использовании свечей. В конце 19-го века, уже электричество еще раз внесло значительные перемены, предложив более широкие возможности по управлению освещенностью. Теперь свет можно было выключить полностью или дать максимальную яркость, не рискуя при этом сжечь сам театр дотла.

Что касается самих осветительных приборов (далее ОП), то тут развитие шло медленно. Почти 70 лет электрическими источниками света были лампы накаливания и дуговые устройства. Изобретение прожектора с эллиптическим отражателем предложило светохудожникам возможность придавать форму (в определенной степени) пятну света на сцене, и более гибко подходить к освещению разных её частей. Однако в течение многих лет ОП практически не изменялись, и основными были традиционные «пушки», прожекторы с линзой Френеля и ПАР-ы.

Кстати, «пушки» до сих пор часто называют «леко» (leko или leco), в честь Джозефа Леви (Joseph Levy) и Эдварда Кука (Edward Kook), которые изобрели этот тип прожектора (а точнее – ERS — Ellipsoidal reflector spotlight, прожектор с эллипсоидальным отражателем) в 1933 году. Leko, это сокращение от начальных букв фамилий изобретателей, и одновременно сокращение от названия брэнда Lekolite

Радикальные изменения в системах управления светом произошли в 60-е годы прошлого века, когда появились полупроводники – транзисторы и тиристоры. Можно сказать, что начали появляться световые консоли, в привычном смысле этого слова, потому что осветителям впервые представилась возможность управлять интенсивностью света электрических ОП дистанционно, и делать пресеты, не находясь непосредственно рядом с громоздкими реостатами и не надрываясь, двигая их многочисленные массивные рукоятки. Делать световые переходы стало легче и быстрее.

В 70-е годы произошла еще более значимая «революция», появились световые консоли с функцией памяти. Такой вид контроллеров дал возможность светорежиссерам программировать множество световых переходов не ожидая, каждый раз, пока фейдеры на пресет-панелях будут выставлены вручную. Одновременно, такие консоли избавляли от ошибок персонала. Теперь художники по свету могли свободно создавать столько световых пространств, сколько им захочется и менять их самым замысловатым образом, что было невозможно реализовать при ручном управлении светом.

Следующим огромным скачком в области осветительного оборудования стало изобретение движущегося (динамического) света. Изначально предназначавшийся для рок’н’рольных туров, динамический свет, в конечном счете, пришел в театр, на телевидение и в церкви. Удивительная гибкость этих приборов давала возможность мгновенно менять направление, форму и цвет.

Это не просто ускорило творческий процесс, а открыло путь для импровизаций, поскольку весь набор светового инструментария был собран в одном приборе. Динамический свет можно перенастраивать удаленно, так что больше не были нужны техники, каждый раз взбирающиеся по лестницам, чтобы только сменить цвет или перенацелить ОП. Более того. Стало возможным всё это менять прямо в ходе шоу и использовать один и тот же прибор многими различными способами.

И вот снова, технология осветительной аппаратуры изменила творчество художников, работающих со светом.

LED – инструмент современности

Как же современные технологии меняют инструментарий сегодняшних художников по свету? Со времен появления «пушек», «френелей» и ПАР-ов утекло много воды, и хотя эти приборы до сих пор широко применяются, появление LED (светодиодных) приборов в индустрии сценического освещения породил новые разнообразные аппараты, основанные на концепциях классических световых приборов, в том числе LED прожекторы (LED PAR), стриплайты (striplights), ОП заливающего света, и даже «пушки».

Тут следует уточнить, что крепко прижившийся термин LED PAR, строго говоря, неправильный. (Некоторые источники приписывают «славу» появления этого названия китайским производителям). LED PAR пока имеет только внешнее сходство с оригиналом, а именно корпус прожектора PAR. Но принципиальное отличие состоит в том, что в светодиодном «псевдо ПАР-е» отсутствует главный элемент – галогеновая лампа с интегрированным параболическим алюминиевым отражателем (Parabolic Aluminized Reflector lamp), в силу чего свет LED прожектора намного более рассеянный и с меньшей пробивной силой, чем плотный луч настоящего ПАР-а.

LED ОП применяются, в основном, так же, как и их классические собратья, но с большим комфортом, прежде всего, благодаря «врожденной» возможности изменения цвета, которая делает их более удобными и универсальными. Как и в случае с динамическим светом, художник может смешивать цвета прямо со световой консоли и больше нет нужды в светофильтрах и других ухищрениях.

Линейные LED светильники заливочного света (LED-бары) очень популярны для освещения циклорам и задников изображающих небо. В отличие от обычных стриплайтов, имеющих три – четыре цвета, равномерно чередующихся по всей длине ОП, цветные элементы LED (собственно, сами светодиоды) расположены близко друг к другу, в кластерных массивах. Каждый элемент может управляться независимо, так что, например, можно плавно вывести цвет из голубого в красный на всей длине прибора. Это дает возможность делать очень сложное смешение цветов вдоль всего задника или циклорамы, скажем перетекающее смешение солнечного заката и неба.

Кроме того, маленькие и легкие светодиоды можно закрепить на длинной ленте. Так можно делать многоцветные световые линейки. К примеру, собрать одни ленты из RGB светодиодов, для получения смешанных цветов, а другие из светодиодов тёплого/холодного белого света и комбинировать их расположение при дизайне, что невозможно реализовать, используя обычные люминесцентные трубки.

Заливочные LED ОП и LED прожекторы выпускаются в самых различных форм-факторах и конфигурациях. Одни представляют собой фиксированные приборы, которые могут только менять цвет, другие имеют функцию дистанционного зума, а третьи монтируются на подвижную лиру, что превращает их в полноценные «головы». Производители постоянно расширяют спектр функций, создавая новые ОП с невиданными доселе возможностями.

B-EYE LED_Lighting_Fixtures_2

Один из таких примеров – LED «голова» Clay Paky «B-Eye». B-Eye отличается особой оптической системой LED элементов, а весь массив светодиодов может поворачиваться, создавая удивительные двигающиеся световые эффекты.

Новые LED «пушки» меняют наше представление об ERS, прожекторах с эллипсоидальным отражателем. Смена цвета заложена в них благодаря применению специальных светодиодных матриц. ЕТС применяет 7-ми цветные светодиоды, позволяющие делать очень красивые переходы и градации цветного и белого света, еще недавно невозможные для LED приборов.

Одной из основных проблем LED оборудования было (и есть) недостаточно хорошее смешение для получения качественного белого света. Но ситуация улучшается, с новыми светодиодами и новыми технологиями смешения цветов удается получать все более теплый и естественный белый свет. Учитывая эту проблему, производители предлагают разнообразные сочетания LED элементов, согласно потребностям заказчика. Например, заливочные приборы ETC D22, D40, D60 поставляются в нескольких конфигурациях.

ETC Desire StudioETC Desire Studio Tungst

Серия “Desire Vivid” предлагает широкий выбор цветов для насыщенных цветовых заливок. Серия “Desire Studio”, напротив, предназначена для создания тёплого и холодного белого освещения. Однако в этой серии белый создается не смешением цветов, а специализированными белыми светодиодами с дистанционным управлением, производящими очень натуральный белый свет. Это особенно важно при фронтальном освещении, где цветовая температура и спектр являются критически важными параметрами, для того, чтобы человеческая кожа в белом свете выглядела естественно, в том числе и при видеосъемке.

Имея всё это в виду, надо хорошо понимать, что художник по свету должен в совершенстве разбираться в особенностях LED светильников и в том, как их использовать в художественных целях. Как видите, для правильного подбора ОП надо быть в курсе новейших разработок. Один из способов как это сделать – читать статьи, вроде этой. Еще полезно набрать книг по тематике и изучать по ним все разнообразные виды осветительной аппаратуры, их устройство и возможности. Надо посещать семинары и выставки. Или более крупные мероприятия, типа ежегодного съезда LDI Lighting (который обычно проходит в ноябре, в Лас Вегасе), где вы сможете узнать все практически про любой, когда либо существовавший осветительный прибор. Кроме этого всегда можно проконсультироваться в фирмах, профессионально занимающихся продажей такого оборудования. Они всегда с радостью предоставят вам информацию и свои услуги. И кто знает, может, вы найдете что-то совершенно новое и удивительное для своего творчества.

David Martin Jacques, перевод: Михаил Остапенко.

Обсуждение