Коварные данные wrong_data Full view

Коварные данные


 

Джим Якабуски призывает к изучению и практике при применении измерительных программ.

Я большой поклонник и давний пользователь измерительной программы Smaart от Rational Acoustics. В конце 80-х — начале 90-х я настраивал системы, используя только уши (и анализатор в реальном времени или RTA), но как как только на рынке появился еще один FFT анализатор измерения звука, кроме Meyer Sound SIM 2, то я, имея навыки оптимизации от моего аудио-наставника, Дейва Лоулера (он же «Доктор Дейв»), решил, что нужно быть в курсе этих великих достижений науки и искусства, и купил программное обеспечение Smaart вместе с аудиоинтерфейсом и измерительным микрофоном, и больше не оглядывался назад.

Пользуетесь вы SIM или Smaart (или любой другой системы измерения на основе Быстрого Преобразования Фурье — FFT), то вы, скорее всего, со временем обнаружите, что при настройке системы, для выравнивания линий задержки и баланса уровней во всей системе вы сильно зависите от данных, предоставленных программой.

Если у вас есть приличный опыт для расшифровки данных, представленных программой, то вы можете на них опираться, но я бы хотел обратиться к пользователям, которые смотрят на экран, не понимая, что он показывает, но производят, например – эквализацию на основе этих данных.

Научиться использовать программное обеспечение для FFT-измерений и доверять результатам интерпретированных данных занимает много времени и практики, но это того стоит, если вы пришли в этот бизнес надолго. Имеется пара ловушек, которые я рекомендую избегать, чтобы вы могли стать более опытным пользователем Smaart и оптимизатором звуковых систем.

Понимание передаточной функции

В основном, при работе со Smaart, я переключаюсь между режимами «SPECTRUM» и «TRANSFER FUNCTION».

В спектральном режиме (Spectrum) на дисплее отображаются два отдельных «RTA-подобных» окна частотной характеристики, одно из которых показывает вход с консоли (или источника), а второе представляет то, что микрофон «слышит» в комнате.

Если я пропускаю розовый шум через систему, трасса в окне «Source» будет выглядеть почти полностью ровной, в то время как трасса «Mic» будет показывать провалы и всплески в частотной характеристике звуковой системы, так, как микрофон «слышит».

В режиме функции передачи (Transfer Function) трассы «Source» и «Mic» заменяются одной горизонтальной трассой, которая отображает «разницу» двух трасс в графической форме. В идеальном безэховом мире, где система имеет полностью АЧХ от 20 Гц до 20 кГц, экран будет показывать плоскую линию … но мы не в идеальном мире. Провалы и пики на графике передаточной функции дают нам представление о том, каких частот имеется избыток или недостаток в общей частотной характеристике.

Понимать разницу

И тут можно подумать, что если у вас «плоский» график передаточной функции с небольшим подъемом в области сабвуфера, то система будет звучать довольно хорошо. Конечно, это возможно, но важно помнить, что трасса в Transfer Function показывает только разницу между тем, что выходит из консоли, и тем, что слышит микрофон в комнате. Если микс звучит великолепно, и трасса передаточной функции ровная, то все хорошо, но если говорить прямо, когда микс действительно ужасный, а трасса ровная, это просто означает, что система звучит так же, как микс, одним словам — ужасно!

Полезный тест, который помогает это выявить, состоит в том, чтобы включить мастер-EQ на консоли, поднять несколько частот в верхней середине (мы все «любим» избыток в этой области) и взглянуть на экран Transfer Function на Smaart. Хотя аудиосистема сейчас звучит ужасно, вы увидите, что, трасса передаточной функции по-прежнему довольно плоская. Это потому, что консоль и динамики производят довольно похожий сигнал, но это еще не значит, что это звучит хорошо. Используйте розовый шум, добейтесь плоской трассы, затем создайте сбалансированный микс на консоли, и вы найдете, что ищете.

Расшифровка Phase и Coherence

Давайте переключимся и обсудим трассы фазы (Phase) и когерентности (Coherence). Еще одна ловушка при использовании Smaart возникает, когда пользователь не совсем понимает, что эти трассы нам говорят. Smaart, в его простейшей форме, относительно легок в использовании, очень нагляден и полезен, когда вы работаете с трассами фазы и когерентности.

В общих чертах, Coherence показывает, насколько вероятно, что данные, которые мы видим на экране, вызваны тестовым сигналом, а не источником шума, таким как электропогрузчик, световые приборы или остаточная реверберация помещения. Я часто говорю людям, что трасса Coherence, по существу, отображает «достоверность» данных при измерении. Если эта трасса высокая (около 100 процентов), то Smaart «уверен» в том, что микрофон «слышит» достоверное представление источника (розовый шум или микс), и мы можем чувствовать себя более-менее комфортно при принятии решений по настройке на основе этих данных.

Тем не менее, если трасса имеет большой участок с гораздо меньшим процентом, то это говорит о том, что в этой области происходит что-то, что «сбивает с толку» программное обеспечение: сильные отражения или несколько версий одного и того же источника. Это может произойти, когда измерительный микрофон расположен ближе к правой стороне аудиосистемы, а левая сторона дома также включена во время измерения. Микрофон слышит две версии одного и того же источника (которые не выровнены по времени прибытия), поэтому трасса когерентности «опускается» в попытке отобразить путаницу, вызванную несколькими источниками.

Это одна из причин, по которой мы видим, как техники или инженеры направляют микрофон прямо в пол во время измерений. Это устраняет отражения от пола, которые заставляют Smaart слышать прямой сигнал от PA вместе с отражением, и он «задаётся вопросом», почему он слышит две разные версии одного и того же источника.

Фазовая трасса немного сложнее, но она также может быть индикатором того, что «всё честно». Проще говоря, она показывает время прибытия измерительного сигнала по сравнению с опорным сигналом. Если вы делаете измерение, а затем перемещаете микрофон на 5 метров, чтобы сделать еще одно, но если вы забыли сделать измерение «Delay Finder», фазовая трасса и когерентность внезапно окажутся ужасно неправильными. Когда вы перенесете микрофон, применив «Delay Finder», трассы должны снова объединиться и выглядеть намного красивее. (Более подробное обсуждение других вариантов использования трассы Phase оставим на другое время.)

Я могу это исправить …

Smaart (при правильном использовании) похож на лучший электроинструмент в наборе инструментов, который помогает выровнять время прибытия от всех источников в системе, выставить баланс уровней и настроить его. Но имейте в виду, что его основная задача — реально показать то, что выходит из источника сигнала и что слышит микрофон. Это данные, и только данные.

В сражении с системой, особенно в трудном помещении, наши уши всегда должны быть последней линией защиты. Если Smaart показывает прекрасные графики, но система не звучит правильно, помните, что проблема может быть в миксе, выходящим с консоли, который съехал по балансу. Возьмите наушники и убедитесь, что то, что выходит из этого дорогого микшерного пульта, действительно то, что вы хотите слышать через динамики!

Современные звуковые системы в массе своей звучат удивительно, поэтому, если то, что вы слышите, не совсем эпично, первым делом может понадобиться пара наушников и полчаса с мультитрековой сессией, а не хакерская работа с системным EQ.

Оригинал материала.