Как низко можно пасть? island_speakers-wide Full view

Как низко можно пасть?

 

Глубокий, ударный, плотный, пробивной – это просто некоторые из слов, используемых для описания баса. Осязаемый низ формирует основу для многих современных стилей музыки и помогает расшевелить аудиторию.

Сабвуферы – это специально сконструированные кабинеты, работающие, как правило, в диапазоне от 20 до 150 Гц, с точкой кроссовера около 100 Гц. Ближе к нижней границе сабового диапазона низкочастотные звуки скорее ощущаются телом, чем слышатся, и диапазон от 20 до 40 Гц часто называют суб-бас. Звучание многих популярных инструментов строится вокруг низких частот: нижнее Е на бас-гитаре или контрабасе имеет фундаментальную частоту 41 Гц, нижние ноты синтезаторов, фортепиано, или пяти-струнном басе опускаются до 31 Гц или ниже, и удар бочки имеет очень много энергии около 60 Гц.

Для удовлетворения требований воспроизведения НЧ на высоких уровнях звукового давления, большинство сабвуферов имеют физически большие размеры и сложные конструкции, часто содержащие в себе пару 15-дюймовых или 18-дюймовых (иногда и больше) динамиков. Но даже внушительный размер все еще очень незначителен в сравнении с длинами звуковых волн, которые они должны воспроизводить. Для частоты 40 Гц, например, требуется около 8,5 метров, чтобы завершить один цикл. Учитывая отношение длин волн к размерам сабвуфера, мы понимаем, что звук из саба распространяется не направленно, хотя имеются и доступные технологии для контроля (по крайней мере, в некоторой степени) направленности.

В дизайне сабов применяется несколько основных принципов. Наиболее распространенная конструкция использует один или более прямо-излучающий динамик в настроенном корпусе с портом, он же – «бас-рефлекс». Также широко используется дизайн «нагруженный рупор», в котором динамик расположен внутри корпуса. Конструкция «бэнд-пасс» это что-то похожее на «ящик-в ящике», где динамик, находящийся в собственном корпусе, излучает звук в настроенную камеру, тем самым, снижая верхние гармоники, представляет более контролируемую пропускную способность НЧ.

Дизайнеры иногда используют более чем один из этих принципов для создания гибридных сабвуферов, таких как «бас-рефлекс+бэндпасс» кабинетов. Кардиоидные конструкции отдают больше акустической энергии в сторону аудитории при одновременном снижении выхода по направлению к сцене. Они обычно имеют один или более динамиков спереди, совмещенных с задним громкоговорителем, что в сочетании общих звуковых волн имеет тенденцию к снижению или отмене по НЧ-энергии по бокам и сзади.

Несколько сабвуферов также могут быть объединены различными способами для создания направленности, как правило, разворотом на 180 градусов одного саба относительно остальных. Либо, отдельные сабы могут иметь обратную полярность (некоторые модели обеспечивают переключатели или другие внутренние настройки), или их выход задерживается в электронном виде для создания желаемого рисунка суммирования и отмене НЧ-энергии на сцене и направлении её в сторону слушателей. Сабвуферы, объединенные в массивы, также способны эффективно создать направленный источник относительно длинных звуковых НЧ-волн.

Другие аспекты, которые следует рассмотреть: размещение сабов в конкретном помещении, диаграмму уровней, отношение количества низа к музыкальным требованиям, способность точно воспроизводить аудио-источники (переходные процессы и АЧХ), минимизация гармонических искажений, интерференция между сабами и основной аудио-системой.

В конечном счете, выбор сабов и их применение диктуется потребностями музыки и ожиданиями слушателей. Однажды мне довелось участвовать в выборе треков для настройки сабов. Я предпочел акустический инструментал с соло на контрабасе, доходящим до мощной, устойчивой нижней Е (ми), которую можно было не только слышать. Коллега выбрала танцевальную мелодию с ударной бочкой, что для моих ушей звучало как удары по картонной коробке. В итоге мы использовали оба трека, так как один отмечал музыкальность, а другой подчеркивал ударное воздействие.

Нижеследующий обзор рассматривает несколько моделей сабов в различных форматах. Кроме того, LiveSoundJournal предлагает несколько информативных статей про сабвуферы, для дальнейшего понимания этого аспекта звукоусиления.

Борис Никитинский

САБВУФЕРЫ

JBL VRX915S

VRX 915В комплекте с элементами VRX928LA сабвуфер VRX915S с успехом применяется в звуковых системах малого и среднего формата, выполняющих как самостоятельные функции при озвучивании площадок небольшого размера, так и вспомогательные в составе больших комплектов, где они служат в роли сценических прострелов и систем ближнего поля. Стандартные цвета — чёрный и белый (VRX915S-WH).
VRX915S — компактный (496x420x597мм) и лёгкий (26кг) сабвуфер, предназначенный для совместной работы с элементами линейного массива VRX928LA. В составе сабвуфера мощный (800Вт) 15″ динамик 2265G-1 Differential Drive®, который способен эффективно воспроизводить очень низкие частоты в корпусе маленького объёма (частотный диапазон 35-250Гц). Акустическое оформление — бас-рефлекс (фазоинвертор). Благодаря встроенной системе подвеса и адаптеру для стойки М20, VRX915S может применяться и в подвесных, и в напольных комплектах. Простая в пользовании и недорогая система подвеса одинаково удобна и рентабельна как для мобильных, так и для фиксированных инсталляций. Корпус изготовлен из высококачественной берёзовой фанеры с ударопрочным покрытием DuraFlex™. От механических и погодных воздействий динамик защищён перфорированной стальной сеткой с порошковым покрытием, изнутри которой наклеен акустически прозрачный вспененный полимер. Две эргономичных ручки по бокам корпуса облегчают переноску и установку. Опционально можно приобрести транспортные колёса (места для их установки подготовлены на задней стенке), тканевые чехлы и фанерные кейсы.

JBL VRX918SP

VRX 918VRX918SP/230 — компактный (508x597x749мм) и лёгкий (38,5кг) активный сабвуфер, предназначенный для совместной работы с активным элементом линейного массива VRX932LAP/230. Встроенная система подвеса и адаптор М20 на верхней панели позволяют использовать сабвуфер как в подвесных, так и в напольных комплектах. Простая в пользовании и недорогая система подвеса одинаково удобна и рентабельна как для мобильных, так и для фиксированных инсталляций. Двухкатушечный 18″ динамик 2268FF Differential Drive® с неодимовой магнитной системой установлен в корпус типа бас-рефлекс (фазоинвертор). В заднюю стенку вмонтирован усилительный модуль JBL DrivePack® DPC-2 от компании Crown. Встроенный процессор выполняет все необходимые функции: эквализацию, кроссирование, лимитирование и реализует полный набор защит. Пиковая мощность модуля 1500Вт. Входной сигнал подаётся через разъём XLR f, параллельно с которым подключен XLR m для линкования по входу других активных громкоговорителей. В зависимости от конфигурации системы и её компоновки можно выбрать 2 частоты раздела между сабвуфером и сателлитом: 80 или 120Гц.
В комплекте с элементами VRX932LAP сабвуфер VRX918SP/230 с успехом применяется в звуковых системах среднего формата, выполняющих как самостоятельные функции при озвучивании площадок среднего размерf, так и вспомогательные в составе больших комплектов, где они служат в роли сценических прострелов и систем ближнего поля. Опционально можно приобрести транспортные колёса (места для их установки подготовлены на задней стенке), тканевые чехлы и фанерные кейсы.

Presonus StudioLive 18sAI

presonusС StudioLive 18sAI активным сабвуфером Вы получите низкие составляющие Вашей аудиопрограммы, удовлетворяющие любые запросы — даже ниже стандартных 35 Гц (-6 дБ). 18-дюймовый ферритовый динамик воспроизводит суб-бас с точностью, обычно присущей только студийным мониторам, только гораздо громче — SPL до 135 дБ благодаря мостовому усилению в 1000Вт ( усилитель класса D). Это способствует звучанию нижнего диапазона весьма отчётливо, но в то же время комфортно-«округло», что важно при озвучке бас-барабана, бас-гитары и других инструментов, звучащих в нижнем регистре.
В ближайшем будущем — проводное или беспроводное управление посредством ПО SL Room Control, совместимым с Mac, Windows и iPad.

db_technologies DVA-s1518n

db_dvas1518Тип: Активный сабвуфер типа Bass reflex
Направленность: круговая, кардиоида через установки DSP
Мощность(Вт.) 1500 (RMS), усилитель DigiPro G2 class -D
Частотный диапазон (Гц +/- 10 дБ): 39 — 110 Гц
Макс. Звук. Давление (дБ): 138
НЧ Драйвер (дюйм): 18 ( катушка 4 дюйма) RCF Neodimium
Корпус: березовая фанера Multiplex
Контроллер: цифровой DSP 56 bit, AD/DA 24 bit/96kHz,
Управление: инверсия фазы (0/180 гадусов)
Встроенная задержка: 0-4,5 ms
Кроссовер: DSP шаг 5 Гц/ 24 дБ/октава
Защита: пиковая, тепловая
Вход XLR: 1, 2 x RJ45, RDnet
Выход на сателлиты XLR: 2 (1 Link out, 1 X-over out)
Питание: 90-240В/50Гц, Powercon 1 вход
Ручки: 6, встроенные
Адаптер для стойки: да, под резьбу М20
Система подвеса: SRK-10 ( опционально)
Колеса: нет ( опционально )
Цвет: черный (базовый)
Габариты (ВхШхГ мм.): 640 х 510 х 720
Вес (кг.): 46

Turbosound TSB-212

tsb212

Turbosound TSB-212 инсталляционный сабвуфер 2х12″ бэнд-пасс, 38-200Гц+/- 4дБ, 800Вт /3200Вт пик, 4Ом, 132дБ RMS/138дБ пик, 16 точек подвеса М10, 420x1000x470мм, 45кг, чёрный.

Tannoy VS215 HL

tannoy

Белый или черный пассивный рупорный сaбвуфер в закрытом корпусе. Сопр. 2х8Oм. Динамик 2х15″. Прогр.мощность 4000Вт. Диапазон 48Гц-350Гц, Подключение: Speakon NL4MPR, клеммный зажим. Габариты(ВхШхГ):700x1050x850мм. Вес:107кг

Behringer B1800D-PRO

behringer

Behringer B1800D-PRO активный сабвуфер 18″ 1000Вт (пик1400Вт) стерео-кроссовер.

lsj16x16

Обсуждение