Кабели на сцене cables_on_stage Full view

Кабели на сцене

 

Алекс Ферни хочет внести немного здравого смысла в понимание сценического кабельного хозяйства и напомнить, что демонтаж начинается с монтажа.

У многих пришедших в звуковую профессию новичков я заметил отсутствие знаний о том, как должны быть организованы кабели на сцене.

Возможно, это из-за того, что большинство аудио-школ являются, по сути, студийными курсами. Или может, просто трудно заставить молодой ум сосредоточиться на чем-то скучном — например, на том, как работает кабель, в то время, когда имеется цифровая консоль с множеством индикаторов, кнопок и ручек.

Неправильное выполнение монтажных работ на сцене создает проблемы, когда дело доходит до упаковки оборудования после мероприятия, становится трудно отслеживать любые неисправности кабелей, которые могут возникнуть во время саундчека или во время концерта, и может привести к возникновению опасности для артистов и сценической команды.

Поделюсь методом, которому меня учили много лет назад, и основным в нем является повторяемость работ на каждом этапе, вплоть до самого верхнего уровня. Прежде чем мы начнем, нам следует прояснить некоторые термины:

Просцениум (upstage) — часть сцены внутри сценической коробки.

Авансцена (downstage) — часть сцены, ближняя к аудитории.

Левая сторона сцены — слева от вас, когда вы стоите на сцене лицом к аудитории.

Правая сторона сцены – справа от вас, когда вы стоите на сцене лицом к аудитории.

Силовые кабели

Тяжелые силовые кабели (3-х фазные питающие кабели) всегда должны быть вне сцены. Излишек сетевого кабеля не нужно оставлять плотно свернутым, его нужно уложить в аккуратные «восьмерки» под сценой (если это возможно) и конечно, подальше от проходов на сцену.

При прокладывании кабелей от сетевого дистрибьютора до усилительных рэков оптимизируйте их длину, чтобы избежать большого количества лишнего кабеля в местах, где работают мониторный инженер, гитарные техники и другие члены сценической команды. Излишки кабеля лучше оставлять в «мёртвом» пространстве за усилительными рэками.

Убедитесь, что все сетевые кабели к усилителям идут по своему пути, чтобы избежать путаницы во время демонтажа. Убедитесь, что это выглядит аккуратно; если это не так, вероятно, вы должны переделать вашу работу.

При выполнении работ с силовыми кабелями на сцене напряжение должно быть отключено, рекомендуется иметь, по крайней мере, разные раздачи для просцениума и авансцены.

На просцениуме старайтесь прокладывать сетевой кабель за барабанным подиумом, рядом с сигнальными кабелями и кабелями для мониторов, если это возможно.

Раздача на просцениуме в основном предназначена для гитарных и басовых усилителей (бэклайн). На авансцене силовая раздача требуется для мониторов, и снова должна следовать вдоль мониторных и сигнальных кабелей. Эта же раздача обычно питает гитарные педалборды и клавишные инструменты.

Опять же, избегайте слишком длинных кабелей. Убирайте излишки кабеля под сцену, или сбоку сцены, где возможно, таким образом, что если Вам потребуется переместить подключенное устройство, дополнительный запас кабеля был легко доступным. Ключевая идея в том, чтобы никогда не пересекать кабелем исполнительское пространство (т. е.  между ударной установкой и мониторами первой линии).

Кабели для громкоговорителей

Похожая идея применяется и для спикерных кабелей. Для сценических мониторов кабели прокладывайте в одной линии с другими кабелями. Используйте минимально необходимую длину, излишки держите вне сцены, и никогда не оставляйте мотки кабеля на сцене рядом с мониторами. Во-первых, это — некрасиво.

Если возможно, используйте мультикорный акустический кабель  для групп мониторных миксов, расположенных близко друг к другу. Это ускоряет как монтаж, так и демонтаж.

Сигнальные кабели

Мультикорные кабели, идущие от сцены к FOH-позиции, желательно поднять выше аудитории, где это возможно. Другие решения включают в себя резиновые коврики, кабельные пандусы или создание зоны в центре зала, свободной от аудитории.

yellow-jacket-openНекоторые площадки имеют отдельные кабельные каналы для быстрого монтажа линейных систем и кабелей управления в FOH-позиции. Современные протоколы на базе Ethernet и оптоволоконные системы позволили значительно упростить эту часть работы с кабелями.

На сцене ключами к быстрому, аккуратному и точному монтажу сигнальных кабелей являются наличие сабснейков и небольшое планирование. Если у вас есть стейдж-план, определите, где будут находиться основные кабельные зоны.

Барабанная установка, как правило, занимает не менее 8 каналов, плюс пару каналов для соседнего басового аппарата, плюс пару вокальных каналов, в итоге мы имеем минимум 12 каналов довольно близко друг к другу.

Вместо того, чтобы прокладывать 12 длинных кабелей к основному стейдж-боксу, укладываем 12-канальный сабснейк перед барабанным подиумом, и подключаем двенадцать коротких кабелей для микрофонов и дибоксов. Это простая математика: намного быстрее проложить 15 метров сабснейка и 12 трёхметровых кабелей (в общей сложности 51 метр кабеля), чем 12 десятиметровых кабелей, то есть — 120 метров.

Другие места, где возможно, потребуются сабснейки – место работы клавишника, передняя линия фронт-вокала с акустической гитарой, и так далее. Помечайте входные каналы на стейдж-боксах соответственно основным входным каналам и для чего этот канал предназначен (лидер-вокал, малый барабан, бочка, и т.п.).

Опять же, применяются общие правила для кабелей: следуйте  маршрутами прокладки кабелей, используйте необходимую длину кабелей, и никогда не пересекайте исполнительское пространство.

И, наконец — оставляйте излишки микрофонного кабеля аккуратно смотанными под микрофонной стойкой. Всегда держите излишки как можно ближе к источнику, это позволяет легко перемещать микрофон при необходимости.

Всегда начинайте прокладывать микрофонный кабель от главного стейдж-бокса или от коробки сабснейка. Для этого есть две причины: 1. это означает, что избыток всегда будет возле микрофона и, 2. если вы работаете в команде, нет никаких шансов, что кто-то из вас случайно подключит микрофон не в тот канал.

И, наконец — держите на сцене в доступном месте несколько кабелей в качестве замены при необходимости. Не закрывайте стейдж-боксы и не прячьте их в труднодоступные места.

Заключение

Помните старую поговорку: демонтаж начинается с монтажа. С помощью этих здравых идей вы будете иметь больше времени, чтобы сделать звук, настроить систему, а также устранить любые проблемы, возникающие время от времени.

Кроме того, ваша сцена будет безопаснее, ваши кабели будут работать дольше, и вы будете делать меньше ошибок. И вы будете уходить домой после концерта пораньше.

Алекс Ферни

Оригинал материала.

Обсуждение