Искусство слушать art_of_listen Full view

Искусство слушать

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Бекки Пелл рассуждает о совершенствовании этого жизненно важного навыка в про-аудио.

Как часто вы слушаете музыку? Я не про то, когда радио в машине играет в фоновом режиме, я имею в виду, действительно слушаете: где вы отдаете музыке полное внимание, фокусируясь на качествах отдельных звуков и замечая вещи, которые не сразу очевидны. Этот отдалённый многослойный гитарный аккорд, легкая тарелка на заднем плане, различные гармонии скрипки, нюансы реверберации, настройка барабанов, позиционирование звуков в стерео-образе?

Как часто вы это делаете? Если вы хотите стать успешным профессиональным звукоинженером, я надеюсь, что ответ «часто».

Искусство критического прослушивания это жизненный навык, в котором нуждается каждый микс-инженер, в звукозаписывающей студии или на телешоу, в FOH-позиции, или за мониторным пультом. В любом месте, где ваши руки оказываются на консоли, вам нужна способность обнулять звуки, как джедай, чтобы различать, что они добавляют (или нет!) в общий микс.

Только тогда вы сможете начать манипулировать ими, приобретая опыт, потому что простое добавление всё большего количества источников звука, без разбора, может оставить вас с неприятной звуковой «грязью», из которого трудно что-то извлечь. Это умение, которое оттачивается с течением времени, но хорошая новость заключается в том, что вы можете начать где угодно, вообще без какого-либо причудливого оборудования.

Как туда попасть

Фактически, вы можете начать прямо сейчас слушать разные стили музыки на разных громкоговорителях и наушниках. Никогда не интересовались классикой, рэгги, кантри или самбой? Попробуйте! Обычно слушайте загруженные треки в автомобиле или в наушниках? Попросите у кого-нибудь, или купите достойную пару домашних громкоговорителей и проиграйте любимый альбом на CD или виниле. Очистите пространство от всех других отвлекающих факторов и просто слушайте. Готовьтесь к изумительному открытию всех деталей, которые вы никогда не замечали раньше. Вы можете сделать это игрой, описывая каждый звук, который идентифицируете (если вы не знаете инструмент, не волнуйтесь, просто опишите его — это только для вас).

Затем попробуйте нарисовать изображение стереоизображения, как если бы оно было на киноэкране. Гитарный звук слева? Виолончель справа? Некоторые вещи выше в воздухе или ближе к земле? Вы чувствуете, что некоторые звуки сидят дальше или ближе к вам? Вы, возможно, начнёте чувствовать стерео-образ больше как 3D, чем плоское «лево-право».

Вы просто взорвёте свой мозг! Я это знаю, когда я сделала это в первый раз — начала СЛУШАТЬ — и всё еще помню, в какой комнате это было, а было это 25 лет назад! Выполнение большого количества практического прослушивания ставит вас на шаг вперед, когда вы, в конце концов, оказываетесь за консолью.

Разумный ход для звукоинженера — перед работой с группой получить копию концертного списка и прослушать песни много раз. Очевидно, что если вы только микшируете несколько групп в течение одного дня на фестивале, то это непрактично, но если вы делаете повторяющиеся концерты, то действительно полезно понять, как звучит песня в оригинале, и как музыканты привыкли её слышать , и вам не обязательно пытаться воссоздать это, мониторный микс более функционален, а также приятен для прослушивания, но эталонная точка очень важна.

Угол общения

Есть ещё один вид слушания, который также жизненно важен, особенно для мониторных инженеров — это искусство слушать то, что говорит ваш Артист. Здесь мы попадаем в психологический аспект звукоинженерии.

Очень важно построить доверие между мониторным инженером и музыкантами, а отличный способ развить его (после предварительной домашней работы, и дружелюбного и уверенного самопредставления) — это действительно слушать то, что они вам говорят. (Мудрый человек однажды сказал, что у нас есть два уха и один рот по причине!)

Держите зрительный контакт, дайте им ваше полное внимание и проверьте всё, что вы не совсем поняли. Повторяйте ключевые слова, чтобы они убедились, что до вас дошло. Это не только дает вам лучший шанс быстро удовлетворить их потребности, но и помогает им почувствовать себя услышанным — и поверьте мне, что это огромная часть формирования доверия. Вы были знакомы с людьми, которые заставляют вас чувствовать, что вы единственный человек в комнате? Будьте одним из тех людей!

Конечно, сложная часть мониторной работы — это заставить одновременно каждого человека на сцене так себя чувствовать, и если они все общаются с вами сразу, это не значит, что вы действуете так же! Используйте принцип «по одному за раз, но вас я вижу» — оставайтесь с человеком, с которым вы разговариваете, но кивните прерывателю, или скажите «Я сейчас займусь вами, Джон» (или кто бы ни был). Как только вы свободны, то «теперь, Джон, что я могу сделать для вас?»

После нескольких раз они, как правило, перестают толкаться за позицию, потому что знают, что к ним вернутся. Конечно, бывает межгрупповая политика, и тогда вас поймают в перекрестном огне эго-проявлений. Опыт учит, как с этим бороться, но, оставаясь спокойным, методичным и профессиональным, вы не ошибетесь.

Многие музыканты не умеют описывать то, что им нужно услышать, поэтому также необходимо научиться расшифровывать их запросы, и снова это происходит с практикой. Такие комментарии, как «мой голос чувствует себя приглушенным», часто могут быть решены с помощью микрофонной техники и эквализации, но и просто быть любопытным — это способ получить подсказки — если вы не понимаете, о чём они говорят, задавайте раскрывающие вопросы: «Можете ли вы рассказать мне больше о хрустящем/дышащем/пурпурном ощущении?» (Да, люди порой придумывают самые странные описания!)

Это дает дополнительное преимущество, помогая им почувствовать, что вы на их стороне, и снова  это создаёт доверие. Для мониторного инженера отношения с группой действительно имеют первостепенное значение — когда они чувствуют, что у них надёжный тыл, они могут расслабиться, заняться своей работой и сыграть отличный концерт, вот что это такое!

Слияние сфер

Микширование — это искусство и наука, сотрудничество между чувством, интуитивным правым полушарием мозга и аналитическим, логическим левым полушарием. Имея это в виду, давайте рассмотрим, как разделяются разные аудиоэлементы в миксе, и я опишу, как я эквализирую отдельные входы. Это далеко не единственный способ, но за 20, и более, лет проб и ошибок я нашла этот метод удачным и наиболее эффективным для меня.

Мониторные миксы нужны, чтобы было легко играть на инструменте и/или петь, и должны хорошо звучать. Они особенно нуждаются в предоставлении четкой, функциональной информации о строе и времени, поэтому стоит подумать о том, что предоставляет полезную информацию для мониторного микса, а что — ненужный наполнитель.

Например, некоторые звуки полезны для исполнителя, чтобы передать строй или время, или они несут конкретный рифф внутри песни; другие звуки могут создать приятную полноту для FOH-микса, но уменьшить ясность мониторов и затруднить исполнение. Это особенно актуально, когда речь идет о быстрых треках — некоторые элементы более полезны, чем другие. Конкретные звуки, как струнные или перкуссия, как правило, очень полезны, а эффекты гораздо меньше.

Режим PFL (Pre-fade listen) — ваш лучший друг, когда дело касается идентификации разных звуков, особенно когда задействованы мультитреки, потому что звуки, вероятно, будут меняться от песни к песне. Частый PFL-контроль входов приведет к знакомству с тем, что приходит, помогая вам идентифицировать полезную аудиоинформацию.

Дополнительные советы

Разумное использование самой элементарной части эквалайзера — фильтра верхних частот (HPF) — проверенный путь к устранению ненужных частот, которые могут мутить микс, и это мой первый порт захода в процессе эквализации. Рассмотрим диапазоны частот, внутри которых существует каждый звук и какие определяющие характеристики этого звука лежат в его спектре.

Давайте возьмем в качестве примера хай-хэт — в низких частотных диапазонах у него нет никакой полезной информации, и на самом деле микрофон собирает звуки от остальной установки — так что его нужно очистить, и избавляться от посторонней НЧ-информации. Мой подход состоит в том, чтобы установить HPF около 600 Гц для тарелок, но попробуйте сами — микрофон в «соло», используйте уши и посмотрите, что вы думаете.

Следуйте тому же процессу с другими входами, и приведите в порядок всё, что не представляет полезной аудиоинформации, — поиграйте и рассмотрите, на какой точке вы можете установить обрезные фильтры для разных барабанов, вокалов и так далее.

Вы можете сделать то же самое с фильтрами нижних частот (LPF), но будьте осторожны. Например, бас-гитара — это, прежде всего, низкие частоты, но если LPF установлен слишком низко, вы потеряете много «атаки» — звука на основе струн, который дает басовое определение, потому что этот звук, на самом деле, лежит довольно высоко в частотном спектре. (Попробуйте увеличить бас-гитару в области 5 кГц и посмотрите, что вы заметили.)

Или, вокал — большая часть его действия находится в диапазоне от 300 Гц до 3 кГц, но установите фильтры там, и вы потеряете низкое «тело», а также «супер-Кс» — очень высокие гармоники, которые придают звуку «воздух». Также слушайте, слушайте, слушайте и экспериментируйте.

Создание звуковой идентификации

Идентификация частот, очевидно, является жизненно важным инструментом для звукоинженеров, и получение этого навыка достигается практикой и повторением. Я провела много часов на складе звуковой компании с микрофоном и графическим эквалайзером, сделав мониторный канал и постепенно узнала, как звучат разные частоты.

Как только у вас появляются приличные идеи, значит — пришло время начать совершенствовать свои навыки, используя параметрический эквалайзер на линейке канала, и это следующий EQ-инструмент после HPF для входов. Мой предпочтительный способ точно определить частоту — это прослушать канал в режиме mute-соло на наушниках, установив фильтр с высокой добротностью «Q» вокруг частоты, которую я ищу, и увеличить ее довольно серьезно, скажем, на 10 дБ.

Затем я немного двигаю частоту фильтра вверх и вниз, пока частота, которую я ищу, не выскочит, и теперь я могу корректно уменьшить или увеличить её, по мере необходимости (закройте глаза, когда это делаете, если хотите убедиться, что вы действительно используете свои уши и не позвольте своим предположениям обмануть вас).

Возможно, вы захотите, чтобы Q остался очень жестким, если это только одна частота, которая торчит или недопредставлена (я обычно делаю так с томами), или вы можете сделать большой старый «колокол». Мой типичный эквалайзер для бочки имеет широкий подъём внизу для «уммм», широкий подъём для «шлепка» и широкий спад в серединах, где нет ничего для данного инструмента.

Применение EQ, это как вырезать звуковой ландшафт, используя различные инструменты, занимающие различные области частотного спектра. По моему опыту он дает хорошую ясность и «разделение» в миксе, в противоположность звуковой «мутности». Все дело в пробах и ошибках, поэтому хватайтесь за все возможности, чтобы наработать навык.

Появление систем виртуального саундчека упростило совершенствование навыков, поэтому, если вам посчастливилось иметь доступ к такой системе, используйте её. И ещё один совет. У большинства высококлассных производителей консолей есть демонстрационные залы, использующие именно такие системы, и, как правило, они очень удобны для потенциальных конечных пользователей, которые приходят для тестирования оборудования, поэтому не стесняйтесь поговорить с ними и организовывать сеанс. Это отличный способ отточить своё ремесло, а также изучить разные консоли и установить контакты.

coda_f

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •