Гид по LED led-par-64 Full view

Гид по LED

 

В последние годы рынок светодиодных (LED) светильников, возможно — самый быстрорастущий сегмент в области сценического света. Все ведущие производители оборудования нырнули в светодиодные технологии, плюс появилось много доступной по цене продукции из Юго-Восточной Азии, что значит, что любой клуб, небольшой коллектив, или DJ может получить свой собственный кусочек праздника. Прокатные компании в настоящее время достаточно активно заменяют приборы на лампах накаливания на LED-приборы, которых становится все больше, а рынок и технологии стремительно развиваются.

Если вы новичок в использовании LED, или думаете о добавлении LED в ваш арсенал, этот небольшой материал даст вам представление о светодиодном сценическом свете.

Чем так хороши LEDы?

Технология LED (Light Emitting Diode — светодиод) в наше время стала действительно доступной для использования в качестве источника света для живых исполнений и ТВ. Светодиодные светильники имеют ряд преимуществ перед «старыми» лампами накаливания и являются сегодня особенно востребованными на event-рынке и в концертной индустрии. Производители, специализирующиеся на оборудовании для театра и ТВ, также разрабатывают более сложные светодиодные светильники, чтобы ответить на потребности своего рынка.

Давайте посмотрим, что людям нравится в LED:

  • Низкая потребляемая мощность. Так как светодиодам требуется сравнительно небольшое количество энергии, вы можете использовать много светильников, запитывая их просто из розетки в стене. Это очень удобно для небольших мероприятий. Принимая во внимание, что последние 20 лет назад мы работали с большим количеством ПАР-светильников, низкое потребление энергии – огромное преимущество также и для больших шоу.
  • Небольшое тепловыделение. Хотя светодиодные сценические светильники также производят тепло, его количество гораздо меньше, чем у их коллег с лампами накаливания или газоразрядными лампами. В некоторых применениях низкое выделение тепла очень желательно.
  • Легкость и портативность. Оборудование для монтажа и подвеса светодиодных светильников не должно быть тяжелым. Даже с различными источниками питания и другими элементами, как правило, оно довольно легкое. Некоторые светодиодные приборы могут работать от батарей, а некоторые могут похвастаться управлением DMX через WiFi. Это дает гораздо больше свободы в установке и монтаже приборов, без проводов и с минимумом суеты.
  • Цветовые эффекты. Сценические светодиодные светильники применяется аддитивный метод смешивания разноцветных светодиодов для получения различных цветов. Светильник с тремя основными цветами: красным (red), зеленым (green) и синим (blue) — RGB светодиодами дает выбор многих цветов в палитре. Более сложное смешение цветов в светодиодных светильниках достигается при использовании дополнительных источников — RGBA (янтарный), RGBW (белый) или семицветных светодиотов ETC Selador 7 . Цветовые возможности этих приборов позволяют полностью отказаться от использования пленочных фильтров.
  • Небольшие и компактные. Светодиодные светильники могут быть выполнены в очень компактном корпусе, что позволяет их использовать в очень ограниченном пространстве, например – на выставочных стендах.
  • Высокая яркость. Этот параметр, в сочетании с низкой потребляемой мощностью, показывает прекрасное соотношение яркости света к потреблению энергии. Обычно его показывают количество люменов на ватт. Добавьте смешение цветов, упомянутое выше, ведь это означает, что излучаемый свет не гасится светофильтрами.
  • Долгожительство. Производители светодиодных приборов любят приводить для сравнения, насколько больший срок службы имеют светодиоды по сравнению с галогенными лампами. И речь идет о десятках тысяч часов.

? Встроенный диммер. Большинство светодиодных приборов имеет встроенный алгоритм зетемнения, поэтому отпадает необходимость иметь дорогую отдельную диммерную стойку. Кроме того, многие из них имеют бортовые элементы управления, которые позволяют установить цвет и яркость светильника, или даже цикличность различных алгоритмов, и все это без необходимости иметь отдельный контроллер.

Так что, LED – ответ на все вопросы?

Пока нет. Есть несколько вещей, которые вы, возможно, захотите узнать о светодиодном освещении сцены, прежде чем пойдете и купите полный грузовик приборов.

  • Большинство светодиодных приборов не могут служить точечными источниками, как обычные светильники. Так как светодиоды расположены массивом, они не могут создавать пятно с четкими краями, или работать с гобо. Производители работают над этой проблемой, создавая точечный источник при помощи оптических системам, или с помощью одного, яркого светодиодного источника. Недавно появился прибор с четкими краями пятна — ETC LED Source Four, но все же, большинство LED-ов это приборы заливного света (wash).
  • 16 миллионов цветов, только не тот, который вы хотите. Принцип создания цвета в LED не позволяет им качественно создавать некоторые цвета. Качественный белый свет, который отлично смотрится на человеческой коже, пока недоступен в большинстве LED-приборов. Светодиодам, которые отвечают за белый цвет, не хватает спектральной составляющей, имеющейся в галогенных лампах или лампах накаливания.
  • Светодиодные светильники, конечно яркие, но… Хотя по отношению к мощности потребления, яркость светодиодных светильников действительно эффективна, многим устройствам не хватает «ударной силы» своих обычных родственников. Дешевые PAR со светодиодами работают далеко не так, как пробивной обычный 1000 Вт PAR64. Недорогие светодиодные светильники не имеют ни линзы, ни отражателей, свет, которые они производят, рассеивается, и происходит серьезная потеря интенсивности, когда они работают с большого расстояния. Тем не менее, большие успехи были сделаны в отношении оптики в последние несколько лет и топовые светодиодные светильники действительно способны служить качественной заменой обычным PAR-ам.
  • Смешивание цветов и теней. Цветные светодиоды расположены на одной плоскости, и смешанный цвет от них тем качественней, чем дальше освещаемая ими поверхность. Если есть большое расстояние между цветами, в конечном результате возникают разноцветные тени, которых не бывает от обычного светильника, с одним источником. Хотя последние профессиональные и более дорогостоящие светодиодные оптические системы лучше решают эту проблему.
  • Вопрос затемнения. Поскольку светодиоды не используют традиционное питание переменным напряжением, то они не ведут себя также, как традиционное оборудование, когда дело доходит до затемнения. Дешевые приборы имеют плохие, или дискретные кривые затемнения, и есть реальная возможность появления высокочастотного мерцания при съемке на камеры. В какой-то момент кривой затемнения LED могут резко переключиться на полное затемнение, в отличии от равномерного остывания ламп накаливания. Хотя дорогие LED-светильники пытаются повторять затухание обычных собратьев, затухание происходит пока не совсем равномерно для всех цветов, что может привести к небольшому изменению цвета при затухании.

Вы получаете то, за что вы платите. Все LED-светильники для сцены разные. Если вы можете купить их недорого — не значит, что вы должны их купить, а все вышеперечисленные пункты наиболее очевидны как раз для дешевых светодиодных светильников. Высококачественный прибор всегда будет дороже, но от него вы можете ожидать и качественной работы. Если вы хотите хороший цвет, высокое качество пучка и оптики, вы должны быть готовы за это платить.

Перед тем, как выбросить свои старые приборы в мусор, знайте, что есть серьезные и зачастую сложные причины, почему светодиоды в настоящее время пока еще не панацея от всех бед в сценическом освещении. Пока есть вопросы в цветопередаче, затемнении, оптике и даже в экологии. Световые дизайнеры имеют свои причины для выбора светодиодов, а также причины, почему они продолжают использовать традиционные источники света.

Что я могу получить от LED?

Возможность смешивания цветов у LED-светильников часто является ключевым моментом продаж. LED бывают разных форм: в виде рампового светильника — длинная полоса с множеством цветных светодиодов, в прямоугольном корпусе, или в компактном круговом массиве, который дает луч света, похожий на обычный PAR или прожектор. Рамповые полезны для освещения плоских областей, таких как стена или задник, в то время как PAR или напольный светильник даст вам луч света, похожий на свет от обычных приборов освещения сцены.

Технология движущегося света (мувинг-хеды и сканеры) также присоединилась к светодиодной моде, и на рынке предлагется большое количество приборов всех форм и размеров. Также пришла мода на светодиодные экраны, которые используются ля создания цвета, узоров или движущихся изображений низкого разрешения на гигантских экранах.

Самые современные разработки в LED-освещении для театра включают смешивание цветов с линзой Френеля и работу с лекалами в таких приборах, как таких как ETC Source Four LED. Однако не все еще разработано, чтобы давать полноценные цвета, и производители предлагают разные приборы с разными версиями белого цвета: или «холодный белый», или «теплый белый». Эти приборы могут использовать контурные шаблоны (лекала), работать с линзами и шторками, и хотя у них белый цвет неплох, он пока не совпадает с белым цветом от ламп накаливания.

Как контролировать LED-светильники?

Системы сценического освещения, как правило, управляются с помощью стандартного протокола DMX512, и светодиодные светильники не являются исключением. Различные каналы DMX для красного, зеленого и синего или другого цвета, в то время как другие каналы могут быть использованы для управления общей интенсивностью или для специальных эффектов и сценариев. Если у вас нет DMX-контроллера, или световой консоли: многие LED’ы могут работать в «самостоятельном» режиме, или вы можете контролировать их локально, изменяя цвет и применяя простые эффекты.

Заменят ли LED другие источники?

При наличии своих недостатков и ограничений, DMX-управляемые LED-светильники являются важным и позитивным событием в сценических технологиях и в театральном освещении. Скорость развития изменений такова, что было бы глупо пытаться определить, когда светодиоды заменят другие источники, и заменят ли вообще, даже если бы мы этого очень хотели.

Если вы уже используете или собираетесь приобретать светодиодные светильники для освещения сцены, вы должны ознакомиться с их ограничения, а также преимуществами. Наслаждайтесь возможностями LED”ов на сцене, но не выбрасывайте ваши приборы с лампами накаливания или газоразрядными лампами.

Роб Сэйер

Обсуждение