Фестивальное веселье Festival Fun Full view

Фестивальное веселье

 

Николас Радина остаётся уверенным, собранным и спокойным, выполняя свою работу.

Живой фестиваль – это поле битвы с мокрыми носками, солнечными ожогами, обезвоживанием, сложными личностями и самой большой проблемой: ограниченным временем.

Давайте занырнём (и вынырнем) прямо в технику работы на микшерной консоли, которые помогут обеспечить качественные миксы, сухую одежду, красивый загар, достаточную гидратацию,  время для приёма душа, а также возможность быть красивыми и профессиональными.

Как человек, который работал на десятках фестивалей за эти годы, я обнаружил, что истинный успех на этой арене всегда связан с качественной подготовкой, следованием фундаментальным принципам и проверенному рабочему процессу.

Я предлагаю посмотреть на это с двух точек зрения: с позиции FOH-звукоинженера, который микширует большинство (или все) шоу-программы, а также с гибридной позиции FOH-звукоинженера и A1-техника. Обе позиции отличаются по требуемым навыкам; также важно понять свою роль задолго до события.

Прежде чем перейти к чисто техническим вопросам — единственным фактором, который, как мне представляется, наиболее сильно влияет на успех в этой среде, является «понимание развития событий». Это работа, сделанная до мероприятия либо вами, либо продакшн-менеджером, либо обоими. Необходимо учитывать детали загрузки сцены, контактные данные на день работы, сценические планы и списки аудиовходов, список оборудования, персонал и многое другое.

Документы (в аналоговой и/или цифровой форме) и уровень организованности имеют решающее значение. Сюрпризы на день открытия неизбежны, и, по большей части, их следует ожидать. При правильной опережающей работе перед шоу многие сюрпризы не будут приводить к дополнительному стрессу.

Я также подготавливаю отдельную таблицу, которая подсчитывает, сколько микрофонов, кабелей, ди-боксов и микрофонных стоек будет необходимо. Суть заключается в том, чтобы быть активным — собрать телефоны, составить списки оборудования, сцены для консоли и всё остальное, что будет полезно в организационном плане, и отправить несколько электронных писем.

Как не свалиться

Отступите немного назад и посмотрите на типичный праздничный день с точки зрения здоровья. Ранние пробуждения после долгих ночей, жаркие и/или возможно дождливые дни, плотные графики, не имеющие четкого представления о том, когда, если вообще возможно, будет время поесть. Упакуйте солнцезащитный крем, питательные батончики, бутылки с водой, пару бинтов, аспирин/обезболивающее, запасную рубашку, шапку и носки, а также беруши для ушей – это будет отличное начало.

Тик-так20170404festivalWalkieTalkie

Хотя это и не ваша единственная работа, но понимание того, сколько сейчас времени, а также того, что происходит сейчас и в ближайшем будущем, имеет решающее значение для плавного каждодневного движения. Я ношу наручные часы, это помогает мне быть в курсе, хотя мой телефон также показывает время. Наличие больших часов для сцены помогает как технической команде, так и исполнителям. Имейте в виду, что наиболее важные исполнители больше всего нуждаются в информации о том, сколько времени им осталось.

Создавайте связи

Убедитесь, что коммуникации налажены.

Довольно часто бывало, что я раньше не слышал группы, которые мне предстояло микшировать. Уделите несколько минут, чтобы представиться группе в момент смены на сцене, этим вы поможете всем обрести уверенность и спокойствие.

Я также задаю группе вопрос: как группа хочет, чтобы их микс звучал; и мне нужно знать про какие-то необычные вещи (например, про амбициозных лидер-вокалистов, собирающихся петь, забравшись на ферму), а также выслушать предложения по микшированию, такие как: дополнительный ревербератор для вокала, размещение в миксе каких-то треков выше (или ниже), и так далее.

Этот быстрый контакт позволяет делать чудеса для всех участников.

Прекратите мне кричать!20170404festivalSquawk

Связь со сценой для FOH-позиции имеет решающее значение. Проводной интерком — огромная помощь, но также для обеспечения и улучшения связи с консолью, независимо от того, что мероприятие или клиент могут предоставить, я использую свои собственные 2-х канальные радиостанции.

Я также иду глубже, используя пару «squawk box», которые представляет собой небольшой громкоговоритель и микрофон с переключением, один жестко связанный с FOH, а другой с мониторной консолью. Эти линии работают через посылы и возвраты аналогового мультикора. Ключевым моментом здесь является возможность поддерживать связь (без криков) в случае сбоя консоли или стейдж-рэка.

Ценность маркировки

Работая с моим фестивальным патчем и соответствующим списком входов, я обозначаю в нижней части (под фейдерами) каналов не подлежащие изменению входы. Верхняя часть, над фейдерами, предназначена для постоянно изменяющихся названий входов.

Я все еще использую липкую ленту, потому что в разгаре битвы никогда не хватает времени, чтобы вытащить клавиатуру или коснуться экрана — написать  от руки я могу быстрее. Черный маркер на белой ленте имеет довольно большое преимущество перед большинством цифровых «подписей», особенно на ярком солнце.

20170404festivalScribbleStripИногда старомодная липкая лента и цифровое маркирование каналов дополняют друг друга, в зависимости от условий освещения.

Сейчас я вижу четко

Экраны в наши дни, независимо от антибликовых решений, все еще могут быть довольно отражающими. Это иногда приводит к неприятным  отражениям, особенно, когда над нашей головой находится обычная белая, колышущаяся на ветру палатка. Иногда небольшая настройка консоли может облегчить проблему.

Яркое летнее солнце может вызвать проблемы с видимостью, а также сожженную солнцем шею. Я натягиваю сетку (используя  легко прикрепляемые липучки) которая позволяет проходить потоку воздуха, и уменьшает прямой солнечный свет на консоль (и на меня).

Сабвуферы «A La Carte»

20170404festivalSubsХотя в большинстве систем в наши дни используется способ управления сабвуферами независимо от стерео-шины (так называемый «саб с отдельной шины»), иногда приглашенные инженеры предпочитают не иметь эту функцию и сохранять контроль над независимой левой и правой низкочастотной информацией.

В этом случае я применяю посыл на сабы с матриц, на которые, в свою очередь, приходят сигналы с L-R шины.

Некоторые простые, но эффективно работающие «фишки» могут очистить звук на нижнем краю диапазона.

Если консоль не позволяет отправить сигналы на матрицы прямо из канала, я могу создать группу стереосигналов, где собраны сигналы каналов, содержащих низкочастотную информацию, и отправить на матрицы сигнал из этой группы.

Другой трюк при использовании «стерео-сабы от aux/matrix» является возможное сокращение «НЧ-аллеи» путем отправки на стороны разных сигналов от одного источника, например —  внутренний микрофон и внешний микрофон бочки панорамируются на разные стороны. То же самое и с басом — микрофон и DI. (Низкий поклон Дэйву Рэту за эту идею.)

Так много фейдеров!

Цифровые консоли предоставляют замечательные инструменты для управления каналами. Например, консоли Yamaha серий QL и CL предлагают функцию под названием custom fader layer (настраиваемый слой фейдеров), которая обеспечивает четыре «слоя» фейдеров, которые могут быть назначены на любые входы, выходы, группы или DCA. DiGiCo также предлагает мощный инструмент с функцией assign faders (назначаемые фейдеры).

Воспользовавшись этими функциями, я могу упростить текущий акт, который я микширую, удаляя фейдеры, которые мне не нужны. Если у группы есть свой собственный звукоинженер, я назначаю «настраиваемый слой фейдеров» в соответствии с входным списком для данного инженера, в результате чего его входы будут находиться там, где он хочет, независимо от того, как мои входы назначены на консоль. Используйте простую белую липкую ленту, чтобы разметить консоль названиями входов, это удобно.

Вставки (insert) и эффекты

В моих семинарах по живому звуку я, как правило, ловлю несколько пустых взглядов, когда говорю о вставках и о том, как они работают и коммутируются. Способ добавления «внешних» или дополнительных приборов в сигнальную цепь изменился совсем немного.

В аналоговые дни я спрашивал у звукоинженеров, какие гейты и компрессоры нужны и где, а также — как для них скоммутировать внешние FX-процессоры. Сегодня это несколько нажатий на экран или нажатий кнопок, и всё. В фестивальном режиме, независимо от того, являюсь я единственным инженером или нет, я настраиваю короткий и длинный ревербераторы, а также задержку, которую можно «настучать» с кнопки на консоли.

Еще одна вещь, которую я делаю — назначаю на определяемые пользователем кнопки доступ к меню эффектов, чтобы быстро получать доступ к параметрам каждого устройства. То же самое справедливо и для графических эквалайзеров — я не хочу (или кто-либо еще) лазить через всё меню консоли, чтобы добраться до часто используемой функции или прибора.

Вокальные педали

Некоторые певцы имеют собственную педаль вокальных эффектов, которая является частью их звучания.

Чаще всего у таких устройств возникают проблемы с клипированием и шумом. В разгаре настройки устранение неполадок является первостепенным, но может украсть ценное время проверки линий.

Я готовлюсь к таким моментам с помощью жесткого сплиттирования (с помощью Y-кабеля) вокального микрофона — одна линия идет на педаль вокального процессора, а другая – это «чистый» сигнал (без педали). Это оставляет мне «выход», если возникают проблемы.

И если мне нужно немного больше ясности, я могу добавить в микс чистую линию. Будьте осторожны с фазами: если в педали используется мощный DSP, он может создавать заметную задержку.

Шоу-файлы (сцены) консоли

Некоторые артисты, конечно, приезжают с собственными консолями, в то время как другие будут работать за вашим пультом, используя свои собственные шоу-файлы. Это очень важно — будьте очень осторожны с тем, как они загружаются в консоль. Особенно когда непонятный звукоинженер решит сам загрузить файлы, пока вы отвлеклись на что-то другое. Консоли различных производителей обрабатывают загрузку файлов по-разному.

В результате у меня всегда есть последняя резервная копия файла фестивального шоу на консоли, и, конечно же — на флеш-накопителе USB (или даже на двух). Освойте привычку сохранять шоу, когда все каналы в состоянии «mute» – это необходимость.

Вы же не хотите загружать шоу-файл при смене коллектива, в то время как на сцене все патчи с открытыми и включенными входами! Ключевой вывод: режим «mute» несовместим с моментом патчинга. Использование консольных «safe» для патча — хорошая стратегия.

Бесшумный лайн-чек20170404festivalPaul-768x697

Многочисленные проверки линий могут производиться через наушники, и опытный FOH-инженер Пол Дитер отлично делает это на фото справа.

Мы все знаем, как звучит басовый барабан, и аудитории не нужно постоянно слышать его настройку, прежде чем группа выйдет играть для них.

Общайтесь со своим техником на сцене и контролируйте звук с помощью наушников. В обычной фестивальной ситуации «бросай и беги» и ограниченным временем, которое она предлагает, основное внимание уделяется правильно запатченным и нормальным звучащим входам(без шумов, искажений и т.п.).

Мониторы

Два сценария — мониторы от FOH и мониторы от мониторной консоли. Оба требуют общения и своего рабочего процесса, который предлагает лучшие шансы на успех, пока часики тикают.

В цифровом мире я создаю сцену обнуления, которая просто сбрасывает уровни отправки на мониторы из предыдущего акта. Я считаю, что сохранение настроек канального и выходного эквалайзеров из предыдущего акта — безопасная отправная точка. (Вы можете просто «сохранить» эти функции.)

Звучит хорошо?

Я знаю, что я невозможно поддерживать уровень объективности, микшируя несколько часов подряд без перерывов. После того, как микс готов, и звучит нормально, я ненадолго надеваю беруши (с подавлением 15 дБ), чтобы убедиться, что всё звучит так же хорошо.  Данный способ может выявить довольно много в вашем миксе — я предполагаю, что это связано с кривой Флетчера-Мансона.

Доверься своей интуиции!

Как только проверка линии завершена, наступает время шоу (по расписанию, конечно), это то, где для меня бьётся сердце живого звука. Принятие решений на основе вашего личного инстинкта и реагирование на то, чего хочет группа, — это настоящее ралли! Наслаждайтесь фестивальным сезоном и готовьтесь к этому летнему «убийственному FOH-загару».

coda_f

Оригинал материала.

Обсуждение