Факторы звучания микрофонных преампов mic-pre Full view

Факторы звучания микрофонных преампов


 

Иона Альтров раскрывает, что скрывается за такими терминами, как «окраска», «теплота» и «характер»,

Говорят, что микрофонные предусилители (преампы) звучат лучше и насыщенней, если их «разогнать». Это правда?

«Звучать лучше» и «насыщеннее» — довольно туманные понятия, но мы знаем, что усилители ламповых гитар обычно «звучат лучше», когда они «разогнаны», поэтому давайте с этого и начнем. «Окраска», «теплота» и «характер» — обычно отсылки к «фирменному» звучанию устройства.

На самом деле мы говорим о гармонических искажениях, то есть о наличии частот, которых нет во входном сигнале, но выходящих из устройства. Как правило, они кратны входной частоте: на 1 кГц будет еще 2 и 3 кГц и т. Д. Вот почему лампы, магнитная лента и винил имеют «звук».

Наличие такого «звука» означает, что устройство не является прозрачным по определению. Гитарные усилители так проектируются намеренно. При их «разгоне» возникают искажения на лампах, и … парни, это рок-н-ролл.

В старых микрофонных предусилителях применялись трансформаторы, поэтому они были нелинейными всегда, и количество гармонических искажений (THD) росло вместе с подъемом уровня сигнала, особенно в низкочастотном диапазоне, это свойство трансформаторов. Но современные предусилители построены на дискретных транзисторах и операционных усилителях, и они очень линейны вплоть до момента клипирования. Таким образом, грамотно спроектированный современный предусилитель не будет увеличивать количество THD при увеличении усиления, за исключением «бутиковых» моделей, в которые этот впечатляющий эффект добавлен намеренно (например, функция Silk в предусилителях Neve).

Но имеется один технический сюрприз. Предусилители имеют одну характеристику, которая изменяется при увеличении коэффициента усиления: уровень шума (NF), который показывает, насколько близко схемотехнический дизайн приближается к теоретически идеальному (бесшумному) усилителю. Все электронные устройства, даже скромный резистор, генерируют некоторое количество шума просто потому, что они сделаны из атомов, а атомы имеют электроны, и электроны перемещаются, даже когда мы их не просим. Надоедливые маленькие сволочи.

Это случайное движение создает шипение в «белом спектре», оно называется тепловой шум, или шум Джонсона, и в значительной степени определяется сопротивлением источника. (Откройте усилитель полностью без входного сигнала, и вы его услышите.)

Я знаю, вы не любите математику, но допустим, что микрофон имеет порог шума около -126 dBu. Если добавить гейн на преампе на 60 dB, шум поднимется до -66 dBu, даже если сам предварительный усилитель совершенно бесшумный.

Хотя ни один предусилитель не является действительно бесшумным, некоторые приближаются к теоретическому пределу с точностью пары dB при максимальных настройках усиления. Это происходит потому что, когда вы увеличиваете усиление, то уменьшаете сопротивление в цепи сигнала, и в результате генерируемый шум Джонсона уменьшается. Это неочевидно, потому что вроде возникает больше шипения, но это просто усиленный тепловой шум от самого микрофона.

При увеличении усиления (разгоне) сам предварительный усилитель вносит все меньше и меньше собственных шумов, поэтому, в некотором смысле, преамп фактически работает лучше при более высоких уровнях усиления. Но не сходите с ума — мы говорим всего о паре dB.

Итак, ответ на первоначальный вопрос: да, но не так, как вы думали.

Иона Альтров

Оригинал материала.