Ещё ярче? Light_greed Full view

Ещё ярче?

 

Современному поколению навязывают яркий свет. Люди пялятся в яркие компьютерные экраны по 10 часов кряду, сидят перед огромными телевизионными экранами, ходят на концерты с ослепительными световыми эффектами. Лозунг нашего времени – «Громче и Ярче!». Но так ли хорошо это «ярче»? Большинство вообще не задумывается над этим, а уж понимание более тонких аспектов, как видимость при сценическом освещении – удел истинных профессионалов.

По этому поводу есть история, которую я люблю рассказывать, про моего студента, который работал над подготовкой постановки в университете. Действие происходило в зале с небольшой классической театральной сценой. Режиссер постоянно причитал: «я не вижу и не слышу актёров». Когда я приехал туда, актеры были залиты светом прожекторов, по меньшей мере, в 300 фут-кандел. Они обливались потом, но их действительно было трудно «увидеть и услышать». Как такое может быть?

Foot Candle (FC) — фут-кандела — единица измерения освещённости (не путать со световой потоком) в американской и английской традиционных системах мер. Один фут-кандела можно определить как освещенность от источника света силой света в одну канделу, который находится на расстоянии одного фута от освещаемой поверхности (площадью один квадратный фут). Один FC ? 10,764 люкс. (1 люкс = 1 люмен на квадратный метр).

Один из главных принципов сценического света — видимость происходящего. Свет нужен чтобы электромагнитное излучение в световом диапазоне длин волн отражалось от объектов и воспринималось глазами. И хотя наши глаза достаточно чувствительны к свету, все же есть определенный «минимум люменов» яркости чтобы глаза достаточно легко различали световую информацию. Но, сила светового потока, сама по себе, не обеспечивает видимости. Так и было у моего студента – просто затоплять сцену ярчайшим светом не достаточно. Художник по свету должен понимать, как пользоваться контрастом, тенью и углами освещения для достижения чёткой видимости.

Когда режиссер жаловался, что не видит актеров, мой студент добавлял еще больше прямого фронтального освещения, что является наихудшим выбором угла освещения, в плане видимости. Если лупить артистам светом в лоб, то на их лицах не будет теней, а значить невозможно моделировать, т.е. «проявлять», выражения лиц. А, как раз, видение выражения лиц актёров помогает нам понимать и «слышать» то, что они говорят или поют. Вот такой интересный эффект — если лица засвечены фронтальным светом, у нас возникают трудности с восприятием голосовой информации.

Правильный подход к освещению артистов, дающий эмоциональную отдачу, заключается в сочетании диагонального фронтального света (от прожекторов в районе лож), верхнего бокового света (прожекторы, подвешенные на краях штанкета над актерами, освещающие лицо сверху под углом 30-60 град.), дающего тени рельефа лица и проявляющего губы, и небольшого количества фронтального освещения (светильники расположены на рельсе балкона), для акцентирования глаз. Такой путь моделирования лиц артистов куда более эффективен, чем поджаривание их киловаттами мощности.

McCandlessХорошая и чёткая видимость зависит от контраста и баланса между передним планом и фоном. Важно понимать, что когда вы увеличиваете интенсивность освещения, радужка глаза сжимается, адаптируясь к более яркому свету. При этом все, что находится за пределами точки, на которой сфокусирован взгляд (задник, видеопроекция) становится для глаз более тёмным. Это явление называется относительной яркостью. При возникновении такого дисбаланса вам естественно хочется добавить света на заднем плане, но так вы увеличите яркость всего зрительного поля, что приведет к еще более сильному сжатию радужки глаза.

В этом случае намного грамотнее убрать излишек света с самого яркого объекта. Это даст возможность глазам адаптироваться и настроится на правильный баланс освещенности переднего и заднего планов. Вы удивитесь, насколько эффективен такой прием – убрать яркость, вместо того, чтобы добавлять еще. Заодно сэкономите на электричестве.

Для контроля баланса освещенности при видеосъемке или телетрансляции всегда смотрите на монитор с видеопотоком, камера играет роль глаза зрителя и при этом воспринимает уровни освещенности несколько иначе, нежели человеческий глаз.

Если продакшен делается для живой и телевизионной аудитории одновременно (как, например, филармонические концерты или большинство церковных служб), надо следить чтобы освещение подходило для обоих направлений. Частенько осветители упускают это из виду, концентрируясь только на чём-то одном. Пройдите в последние ряды и оцените баланс освещения сцены и аудитории, хорошо ли видна публика, которую надо показывать. Вероятно, после этого вы поймёте где надо добавить немного света, а где убавить, чтобы отрегулировать этот баланс.

Посмотрите на проекцию IMAG. Бывает, яркость экрана столь велика, что освещение сцены кажется приглушенным. Это всё тот же эффект относительной яркости, который возникает в мозге при обработке визуальной информации. Если у вас супер мощные проекторы, то небольшое снижение их яркости решит проблему.

Надо также учитывать окружающее освещение. Встречаются залы, где есть открытые боковые проходы, какие-то стационарные светильники, не относящееся к представлению и, даже стеклянные крыши, пропускающие внутрь наружный свет. Если убрать эти факторы невозможно, придется увеличивать освещенность сцены.

Понимание концепций хорошей видимости, контраста, относительной яркости и того, как наши глаза реагируют на свет, поможет вам создавать действительно зрелищные шоу и, возможно, вы никогда больше не услышите вопроса «почему так темно?».

Дэвид Мартин Жак (David Martin Jacques).
Перевод: Михаил Остапенко.

Оригинал материала.

Обсуждение