DMX-контроль 130412_light_DMX_2 Full view

DMX-контроль

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Крэйг Лирман объясняет, что есть целый ряд протоколов, используемых на протяжении многих лет для облегчения общения (передачи управляющих сигналов) между световой консолью, приборами, диммерами и эффектами.

До появления движущихся (интеллектуальных) приборов использовались аналоговые протоколы для отправки информации об интенсивности света на диммерные стойки. Эти протоколы посылали сигнал постоянного напряжения от 0 Вольт (полностью выключенное состояние, или 0%) до 10 Вольт (полное включение, или 100%), и назывались 0-10 Вольтовые системы.
Хотя аналоговые системы управления напряжением позволяют реализовать действительно гладкие затухания, у них есть несколько недостатков. Первым является то, что для каждого канала яркости в системе требуется отдельный провод, а также необходим общий нейтральный провод. Большие системы освещения требуют больших, тяжелых многоканальных мультикоров от консоли к диммерным рэкам.

Другим большим недостатком этих систем было то, что пульты управления были весьма ограничены функционально: имелось только несколько субмастеров, и практически отсутствовала возможность программирования. К тому же, производители не имели соглашения об унификации разъемов, так что консоль одного производителя могла быть не в состоянии подключиться к диммерам других производителей.

Когда интеллектуальные приборы прибыли на сцену, стало очевидно, что использование 0-10В протокола не лучший выбор, поэтому производители разработали свои собственные протоколы (и консоли) для контроля своих приборов. Какое-то время это было обычной практикой — использовалось две консоли одновременно: одна для управления PAR’ами, вторая – для сканеров. Реализация в одном мероприятии интеллектуальных приборов разных производителей требовала бы отдельной консоли для каждого бренда.

В 1986 году американский Институт Театральных Технологий (USITT) разработал стандарт цифрового управления под названием DMX512. DMX (или Digital Multiplex) предлагает 512 каналов управления по одному 3-5 проводному экранированному кабелю. Впервые консоль любого производителя смогла управлять любыми диммерами или приборами, если они тоже использовали стандартный DMX.

Сегодня, DMX512 используется для управления диммерами, светодиодными приборами, движущимися «головами», дым-машинами, специальными эффектами, например – пушками для конфетти. Поскольку протокол DMX не имеет формы коррекции ошибок, он не должен использоваться для контроля пиротехникой или любым сценическим оборудованием или эффектом, которое может представлять опасность при незапланированном или случайном включении. По стандарту DMX512 кабель передает не только основные, или первичные данные, но и вторичные данные. Это используется некоторыми производителями для передачи информации от устройства обратно к консоли, например — температуру прибора, или мониторинг статуса. В большинстве случаев второй пары данных не используется.

Стандарт DMX требует использования 5-контактного XLR-разъема и 5-проводного экранированного 110-омного кабеля. Использование стандартного микрофонного кабеля не рекомендуется, поскольку это может вызвать выпадения или ошибки в потоке данных, особенно на больших расстояниях.

Назначение пинов во входном разъеме:5-Pin-XLR-Cable
Пин 1 = Общий провод (Экран)
Пин 2 = Данные 1– (Первичные данные)
Пин 3 = Данные 1+ (Первичные данные)
Пин 4 = Данные 2– (Опциональные вторичные данные)
Пин 5 = Данные 2+ (Опциональные вторичные данные)

Назначение пинов в выходном разъеме:
Пин 1 = Общий провод (Экран)
Пин 2 = Данные 1– (Первичные данные)
Пин 3 = Данные 1+ (Первичные данные)
Пин 4 = Данные 2– (Опциональные вторичные данные)
Пин 5 = Данные 2+ (Опциональные вторичные данные)

Так как обычно требуется только три провода, некоторые производители используют 3-контактный XLR-разъем вместо 5-контактного. Это часто встречается на недорогом оборудовании, ориентированном на ди-джеев. Несколько производителей размещают и 3 — и 5-контактные разъемы на своем оборудовании, что позволяет конечному пользователю легче интегрировать устройство в существующую кабельную систему.

DMX имеет много преимуществ по сравнению с аналоговыми системами, в том числе возможность использования единственного тонкого кабеля для передачи 512 каналов управления, а также возможность линковать управляющий сигнал от прибора к прибору. Сначала, когда стандарт только появился, казалось, что 512 каналов – очень много, так как сценический свет состоял в основном из PAR’ов, управляемых диммерами. Сегодня только мувинг-хеды требуют кучу каналов для управления одним прибором.

Современные консоли могут выводить более одного потока DMX512. Они могут контролировать много интеллектуальных приборов, а также позволяют использование нескольких кабелей. Для облегчения управления большого количества приборов в разных местах, может быть использован DMX сплиттер. Это изолирующее устройство, распространяющее один сигнал на несколько выходов. DMX512 поддерживает до 32 приборов на линии. Если нужно больше, требуется повторитель. Это позволит еще подсоединить еще 32 прибора — в общей сложности 63 прибора (повторитель считается также прибором).  Однако в больших сетях лучше использовать сплиттер для получения нескольких линий от одного источника. В случае появления проблемы на какой-то одной линии, неисправность локализуется гораздо быстрее.

Сигнал DMX должен быть терминирован в конце линии приборов или диммеров. Большинство световых устройств имеют встроенный переключатель терминации, а простой DMX-терминатор можно легко построить: нужен только резистор сопротивлением 120 Ом, и разъем XLR-мама. Резистор припаивается между контактами 2 и 3 разъема, и терминатор вставляется последний прибор в цепочке. Всегда проверяйте, чтобы последний прибор был терминирован.

coda_f

Оригинал материала.

_______________________________________________

Крейг Лирман

Редактор ProSoundWeb и Live Sound International.

Работал в широком диапазоне ролей в про-аудио, его 30-летняя динамичная карьера включает в себя гастроли, театры, вещание и даже концерты в Белом доме. В настоящее время он владеет и управляет компанией Tech Works, региональной продакшн- компанией, которая базируется в Лас-Вегасе и Рино, и специализируется на корпоративных мероприятиях.

_______________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение