Чаще заглядывай под капот под_капотом Full view

Чаще заглядывай под капот

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Осветительная техника является важной и затратной частью оборудования зала или клуба. Регулярное профилактическое обслуживание световой аппаратуры должно стать непреложным правилом, если вы хотите чтобы приборы служили верой и правдой многие годы, а ваши капиталовложения были максимально эффективными. При этом надо понимать, какую часть операций по обслуживанию можно проводить самостоятельно, а что лучше доверить профессиональным сервисным центрам, учитывая сложность и стоимость самого оборудования и профилактических или ремонтных работ, а так же вопросы безопасности, поскольку в осветительных приборах (ОП) присутствует высокое напряжение, опасное для человека.

Общие вопросы технического обслуживания

Техническое обслуживание надо принимать в расчет еще на стадии закупки оборудования. Если рассматривать долгосрочную перспективу, намного разумнее приобрести меньшее количество качественных и более дорогих приборов, которые будут долго и надежно работать, чем накупить кучу дешевых светильников, которые довольно быстро выйдут из строя.

Вот что говорит по этому поводу Роберт Мокри (Robert Mokry), совладелец фирмы LightParts Inc., которая специализируется на обслуживании и ремонте «интеллектуальных» (динамических) осветительных приборов: «Наиболее верный способ обеспечить надежную эксплуатацию «интеллектуальных» и обычных ОП – это сделать правильный выбор при покупке оборудования, в том числе изучив сведения о производителе – его репутацию, предоставляемые гарантии и доступность сервисного обслуживания. Также следует принимать во внимание характер и масштаб будущих шоу. Если время от времени будет требоваться дополнительный свет, то возможность арендовать в вашем регионе ОП такого же типа может стать одним из факторов, влияющих на выбор».

«Регулярное обслуживание должно стать неотъемлемой частью рабочего процесса. Мы рекомендуем полную чистку и профилактику аппаратуры каждые полгода, а если она используется в пыльной местности или в сочетании с большим количеством дыма, то и чаще» — продолжает Мокри. «Это позволяет продлить срок службы ОП, а также обнаруживать мелкие проблемы до того, как они приведут к серьезным неисправностям».

Очень полезно завести и держать под рукой специальный журнал учета, где будет отмечаться, когда производилась чистка и обслуживание, а также замена ламп в ОП. Так вы сможете поддерживать расписание регламентных работ и планировать затраты на обслуживание.

При оборудовании зала следует продумывать места подвешивания ОП с учетом обеспечения возможности их обслуживания. То, как и где будут подвешены аппараты, напрямую отразится на регулярности и стоимости обслуживания. Не стоить пренебрегать очевидным фактом, что проводить обслуживание и ремонт намного проще, качественнее и безопаснее, опустив ОП вниз, чем пытать проделать это навесу. Еще лучше, если прибор, требующий профилактики или ремонта можно отнести на верстак или стол. Доступ к приборам должен быть легким, чтобы замена ламп, обслуживание или устранение неисправности не превращались в кошмар. Не стоит надеяться на то, что вас это не коснется, ибо ОП работают в тяжелых условиях, постоянный циклический сильный нагрев и остывание при включении/выключении и так тысячи раз подряд. Именно это является первичной причиной выхода из строя оптических, механических систем ОП и электроники.

Перед началом профилактических работ обязательно убедитесь, что прибор отключен от электропитания. Надо помнить, что во многих приборах, в частности в «головах» есть конденсаторы и другие электронные компоненты, которые держат заряд после отключения прибора.

Если вы не очень уверены в своих навыках, лучше обратиться с вопросами обслуживания и ремонта к дилерам или в специализированные мастерские. Стыдиться тут нечего, большинство творческих людей не имеют нужных знаний и умений для производства ремонта и доверяют это специально обученным профессионалам.

После отключения прибора осмотрите кабель питания. Разъемы и фиксаторы должны быть целыми, контакты чистыми и без механических повреждений. На кабеле на должно быть трещин, порезов или перегибов. Далее осмотрите патрон лампы, этот узел более других подвергается воздействию неблагоприятных факторов, как в обычных прожекторах, так и в «головах» и является потенциальным источником неисправностей. Цвет металла контактов не должен быть измененным, а лампа должна надежно фиксироваться в патроне, контакты должны быть тугими. Из-за постоянного нагрева/остывания они могут «отпуститься», что приводит к искрению или тлеющему электрическому разряду. Каждый раз при замене лампы или при плановом обслуживании проверяйте провода, идущие от патрона. Не должно быть следов изменения цвета или обугливания, потертостей и нарушения изоляции в тех местах, где провода находятся близко от металлических частей светильника.

Пара полезных советов

Практически во всех «интеллектуальных» ОП, особенно с мощными источниками света, есть вентиляторы для охлаждения электроники. Надо следить за их работоспособностью и чистотой, как самих вентиляторов, так и фильтров. Некоторые производители рекомендуют продувать приборы чистым сжатым воздухом, но в сервисной фирме LightParts предпочитают очищать ОП при помощи мягкой кисти и пылесоса. Так грязь и пыль действительно удаляется из внутренностей, а не раздувается куда попало.

Также при очистке пылесосом или сжатым воздухом следует не допускать раскручивания крыльчаток вентиляторов потоком воздуха. Вентилятор становится генератором тока, который может повредить управляющую электронику. Кроме того, «внешнее раскручивание» приводит к износу подшипников.

dustПри использовании дымовых машин следует располагать их подальше от ОП, особенно оборудованных вентиляторами. Пары жидкостей для дым-машин образуют налет на всей оптике. Большинство линз, отражателей и стеклянных гобо имеют специальное покрытие, улучшающее оптические свойства и способствующее отводу тепла. Оптику следует очищать с особой осторожность, чтобы не повредить это покрытие и не снизить светоотдачу прибора. Ни в коем случае нельзя пользоваться бытовыми чистящими средствами, они могут смыть покрытие, обесцветить отражатели, вызвать появление пятен и других дефектов.

Рекомендации компании ЕТС на этот счет вполне определённы: «НИКОГДА НЕ используйте для очистки линз водный раствор нашатыря и бытовые средства (синий стеклоочиститель) для мытья окон. Это может повредить стеклянную оптику, смыть антибликовое покрытие (просветление оптики), разрушить напыление рефлектора. Следует пользоваться изопропиловым спиртом, начиная с 10% -ного раствора.

LensCleaningДля очищения стеклянных линз следует использовать мягкую ткань, не оставляющую ворса, смоченную в водном растворе спирта или белого уксуса. Запрещается пользоваться абразивными материалами, как металлическая вата и чистящие порошки.

Очищать линзы следует, двигая ткань от центра к краю, при каждом новом движении меняя участок ткани на чистый, чтобы собранная на ткань грязь не царапала оптику. Двигать увлажнённую ткань надо в одном направлении и без усилий, т.е. не прижимать к очищаемой поверхности.

Полную инструкцию можно найти на сайте ЕТС.

zeiss-clothsВ фирме LightParts пользуются одноразовыми влажными салфетками производства Carl Zeiss Optical. Они специально предназначены для очищения оптики, рефлекторов, зеркал и т.п. Такие салфетки полностью и деликатно удаляют любые загрязнения, в том числе налет от дымовых машин. Достаточно вскрыть индивидуальную упаковку, достать салфетку и провести ею по поверхности, которую надо очистить, и выбросить салфетку. При необходимости, повторить операцию, взяв новую, неиспользованную салфетку. Если у вас нет таких салфеток, то специалисты LightParts тоже советуют применять водный раствор изопропилового спирта и мягкую, неворсистую ткань.

Эти рекомендации справедливы как для обычных прожекторов, так и для «интеллектуального» света, сканеров и «голов», отражателей и дихроичных фильтров и обеспечат сохранность и чистоту оптических систем и полную отдачу ОП.

Приборы динамического света

multiservoКогда дело касается «голов» надо понимать, что оптика является только частью, хоть и важнейшей, целого аппаратного комплекса, в который также входят электроника и многочисленные сервоприводы, для движения, цвета, гобо, зума, шторок, диафрагмы (ириса) и т.д. В приборе могут быть различные платы, блоки поджига, балластные дроссели и т.п. Многие узлы заменить довольно легко, достаточно отсоединить проводку и открутить пару винтов. Но при замене, надо предпринять меры предосторожности, чтобы случайный статический разряд не повредил новую электронику.

Внутренности «голов» обычно довольно чистые, благодаря фильтрам, которые стоят на вентиляторах охлаждения. Надо постоянно следить за состоянием фильтров и регулярно очищать их пылесосом или сжатым воздухом. При каждом вскрытии головы обращайте внимание на состояние внутренней проводки. Все разъему должны быть тугими и без повреждений, как-то изменение цвета или растрескивание, что говорит о перегреве или преждевременном старении. Будьте аккуратны работая вблизи шлейфов и проводки, не отсоединяйте и не шевелите их без лишней надобности.

Как уже говорилось, внутри «голов» может присутствовать электрическое напряжение опасное для жизни. Роберт Мокри советует не лезть самостоятельно в узлы, где может быть опасное напряжение – питание ламп, блоки поджига и т.п. и предоставить работу профессионалам. В памятках фирмы LightParts большими жирными буквами написано: «Если вы не специалист и не уверены в своей квалификации – не испытывайте судьбу. Внутри осветительных приборов опасное для жизни напряжение»Никогда не занимайтесь ремонтом или обслуживанием подвешенных ОП. НИКОГДА. Опускайте их на землю. Хуже получения удара током от ОП может быть только одно – получить удар током, стоя на лестнице или вися в «беседке». Вот так и калечатся люди. Не играйте в эти глупые игры, пытаясь что-то исправить на ходу. Будьте благоразумны и аккуратны. В конце концов, шоу вряд ли пострадает из-за пары неработающих светильников. Не рискуйте сами и не подвергайте риску других. Оно того не стоит.

Роберт Мокри даёт еще один, не совсем обычный, совет. «Если по близости есть специалист по копировальной технике – он сможет вам помочь. У него есть необходимые знания о механических, оптических и электронных системах, т.е. всем том, что есть и в копирах и в «интеллектуальном» свете».

Подводя черту: следует найти сервисный центр и поставщиков оборудования, которые осуществляют техническое обслуживание и ремонт ОП, и с которыми лично вам будет комфортно сотрудничать. Еще лучше, если у них будет горячая линия техподдержки.
Не забывайте, что регулярная профилактика осветительной аппаратуры продлевает срок её службы и бережёт ваш кошелёк.

Майкл С. Эдди (Michael S. Eddy)
Перевод: Михаил Остапенко.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Похожие материалы

Обсуждение