Бас под контролем control_bass Full view

Бас под контролем

 

Майк Сокол предлагает рассмотреть физику низкочастотного звука и объясняет, почему его так сложно контролировать.

Басисты обеспечивают основу для почти всей современной музыки. Без них наши миксы звучат тонко, и никто не хочет танцевать. Но если мы добавим нужное количество баса, то внезапно это становится настоящим шоу. Несмотря на то, что мы любим бас, он часто приходит с проблемами, особенно в маленьких помещениях.

Есть ли способы снизить уровень баса, который выплёскиваются со сцены в зал, но так, чтобы музыканты были счастливы? Да, есть решения. Но сначала мы должны понять физику низкочастотного звука, и почему его так сложно контролировать.

Цифры

Начнем с определения длин волн различных частот. На таблице ниже видно, что частота 30 Гц имеет длину волны больше 11 метров. Это действительно большая волна, которая достаточно длинна, чтобы передвигаться в воздухе, игнорируя препятствия нормального размера (например, человека), и она легко огибает углы. На самом деле, очень трудно остановить басовую энергию, которая обходит вокруг всего на своем пути.

Freq_wave

С другой стороны, частоты выше 10 кГц имеют очень короткие длины волн, порядка 2 сантиметров, или около того. Это означает, что даже небольшой объект, помещенный между вами и источником высокочастотного звука, может относительно легко блокировать звук.

Для быстрого эксперимента подключите один контрольный монитор и попросите кого-то встать между ним и вами. Теперь включите запись ударной установки или чего-нибудь ещё с большим количеством высоких и низких частот, а человек пусть входит и выходит из вашего поля зрения. Вы заметите, что верх от тарелок легко блокируется, в то время как басовый барабан и бас-гитара продолжают обходить блокирующий объект.

Это также говорит о том, что высокие частоты относительно легко регулировать, просто повернув громкоговоритель влево или вправо, но низкие частоты (ниже 100 Гц) от сабвуфера не могут быть направлены таким простым путем. Они действительно не направлены ниже 100 Гц или около того.

Воспроизводимые низкие частоты — как вода, они будут катиться по всему помещению и будут везде, даже там, где вы их не хотите. В этот момент убавить бас, который уже заполняет комнату, довольно сложно, требуются такие технологии, как басовые ловушки и поглощающие панели. В результате — намного дешевле остановить басовую энергию в самом её начале.

Также учтите, что физические размеры каждого инструмента напрямую определяют длину волны, которую они воспроизводят (график ниже). Возьмем, к примеру, флейту. Она около 60 см в длину, что подразумевает минимально возможную частоту 250 Гц или около того, так как это полуволновый дипольный резонатор (звучит с обоих концов той же трубки, возбуждаясь через мундштук).

Теперь рассмотрим тубу, которая представляет собой изогнутую трубку длиной около 6 метров. Это излучатель, который может достигать нижних частот до 50 Гц или около того, так как это фактическая длина волны этих низких нот.

20170511boomFigure2

Процесс получения низкочастотной энергии от громкоговорителей работает по аналогичной формуле. В двух словах: высокие частоты обычно воспроизводятся высокочастотным динамиком или компрессионным драйвером с диафрагмой или горлом диаметром 1 дюйм, в то время как низкие частоты должны воспроизводиться большими диффузорами диаметром 15, 18 или даже 21 дюйм, которые могут перемещать много воздуха.

На сцене

Что все это значит, когда мы стремимся к тихой сцене? Мы должны понимать уникальные свойства басовых частот, чтобы их контролировать.

Однако мы не будем здесь заниматься физикой специализированных кардиоидных сабвуферных массивов для басовых усилителей, поскольку их никто не делает (как я знаю), плюс сложность их размещения делает их невозможными для большинства сцен. (Но у меня есть несколько идей о том, как это сделать.)

Итак: первый миф о басе, который я хотел бы развеять. Часто басисты, стоящие на сцене, говорят, что не слышат свой бас, хотя он всё это время гуляет по залу. Если они выйдут в зал, то соглашаются, что баса слишком много, но там, где они стоят на сцене, определенно его нет.

На протяжении многих лет я слышал, как многие звукоинженеры и музыканты говорят, что басовые частоты развиваются только далеко в помещении. Они говорят, что мы не можем слышать ноту длиной в 30 футов, пока мы не остановимся, по крайней мере, на расстоянии в 30 футов от источника баса. Что? Да это просто куча дезинформации.

Хотя действительно есть большая разница в присутствии баса на сцене и в зале, аргументация совершенно неверна. Если для развития низких частот потребовалось расстояние минимум 30 футов, то в наушниках или автомобильных стереосистемах мы бы не слышали басов.

Басовая энергия от всенаправленного басового кабинета не только перемещается в направлении музыканта на сцене, но также возвращается назад и отскакивает от задней стены. И когда отскок возвращается — он уже на 180 градусов не в фазе с прямой волной.

Это простое объяснение, и оно очевидное, если вы подумаете об этом. Это действительно из-за отражения от задней стены за бас-гитарой и возникающей отмены. Точно так же, как поднятие гитарного кабинета на несколько футов над уровнем пола отменит в нём басы, аналогично размещение кабинета бас-гитары в двух метрах от задней стены поставит бас-гитариста в четвертьволновый узел отмены на 40 Гц (рисунок ниже).

20170511boomFigure3-1

Как мы все знаем, случайный переворот полярности на одной стороне низкочастотных громкоговорителей  отменяет почти все басы. В помещении достаточно отражений, чтобы выровнять отмену, поэтому мы всё равно слышим бас. Но стоять на сцене прямо перед басовым кабинетом — это самое худшее место.

Как это исправить? Просто переместите басовый кабинет назад, к задней стене, и проблема отмены будет исправлена, плюс уровень баса фактически немного увеличится, так как энергия излучается уже в четверть сферы, а не в полусферу. Разве физика — это не круто?

Тактильные датчики для спасения20170511boomFigure4

Другое решение состоит в том, чтобы в первую очередь устранить большую часть басовой энергии в свободном пространстве, но все же направить ее в тело музыканта. Я экспериментировал для этого задания с преобразователями ButtKicker, в частности с парой своих моделей BK4-4 Advance, которые рассчитаны на 400 ватт каждая (фото справа).

Для этого я построил платформу из 20-мм фанеры и резиновых изоляционных ножек от Guitammer.

20170511boomFigure5

Во-вторых, если на усилителе, питающем ButtKicker, установлен достаточно высокий гейн, чтобы не терялось ощущение на негромких уровнях исполнения, то при игре слэпом ButtKicker пытается сбросить музыканта с платформы. Поэтому я вставил в сигнальный тракт компрессор 4: 1, чтобы выровнять уровни для ButtKicker. (У меня для этого дешевый компрессор Alesis Nano Compressor, который для этого приложения нормально подходит.)

Однако чтобы это работало хорошо, требуется не просто подключить преобразователь ButtKicker к усилителю мощности. Во-первых, он лучше всего работает с обрезным ВЧ-фильтром 100 Гц. Хотя преобразователь рассчитан на частотную характеристику вверху до 200 Гц, 20170511boomFigure6это слишком высоко в данном случае, поэтому я использую стандартный кроссовер с частотой 100 Гц в усилителе Crown CE4000.

Итак, есть традиционная басовая голова Fender Bass, управляющая парой 10-дюймовых динамиков для средних и высоких частот, а ButtKicker передаёт низкочастотную энергию музыканту через ноги, а не через воздух. Это создает «частное басовое пространство» для музыканта, при этом басовый звук со сцены не душит зал (фото справа).

IEM для верха

Так что, можно полностью отказаться от басовых усилителей? Да. Но должна быть некоторая надлежащая подготовка, чтобы это работало. Tech21 прислал мне свой последний SansAmp Bass Fly Rig, чтобы попробовать с этим сетапом, и он великолепно звучит как верхняя часть тактильной «полутихой» бас-гитары.

Чтобы еще усилить идею, я добавил для басиста беспроводную систему персонального мониторинга Galaxy Audio AS-1800. Таким образом, платформа на полу обеспечивает музыканту «бумм», в то время как IEM передаётает средние и высокие частоты.

В следующий раз я расскажу об этой технологии, где мы также рассмотрим ряд небольших басовых усилителей и динамиков, которые подходят для наших постоянных усилий по уменьшению громкости сцены.

Предыдущие материалы: часть 1, часть 2, часть 3.

coda_f

Оригинал материала.

Обсуждение