Бас-гитара. Микрофон или ди-бокс? bass-guitar Full view

Бас-гитара. Микрофон или ди-бокс?

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Брюс А. Миллер рассказывает о плюсах и минусах обоих методов, а также об условиях, когда нужно выбирать одно или другое…

Мой первый рабочий день настоящего звукоинженера, а не ассистента, был полностью посвящен басу. Звукоинженер проекта (он был также менеджером студии) взял небольшой перерыв после того, как мы записали основные треки песни в стиле сальса.

Выходя из контрольной комнаты, он сказал мне, чтобы я занялся выделением ударных нот, по желанию басиста. Я начал, и легко мог слышать, где отдельные ноты подчеркивают целую фразу. Несколько раз я не согласился с музыкантом, потому что его нота ломала грув, но всё равно выделял то, что он говорил.

После выделения акцентов, бас-гитарист и продюсер решили попробовать и мое мнение, сравнивая первоначальные акценты с предложенными мной.

Через некоторое время я понял, что звукоинженер проекта уже должен был вернуться. Я обернулся и увидел, что он сидит в задней части контрольной комнаты, наблюдая. Я вскочил и говорю: «Ой, извините, я вас не видел», а он сказал мне: «Я смотрел, сидя здесь…, теперь это твой проект».

Чтобы иметь возможность расставить акценты на басе, в первую очередь вы должны его записать. Есть два способа записи электрического баса – напрямую, через ди-бокс,  или поставить микрофон перед динамиком басового усилителя.

Идем напрямую

Записать бас-гитару, используя ди-бокс, довольно просто. Проблема в том, что многие люди применяют слишком много компрессии. Как правило, я использую небольшую компрессию, чтобы слегка сгладить переходные процессы (которые проявляются в виде торчащих и проваленных  нот), вместо того, чтобы пытаться придать каждой ноте одинаковый уровень.

Хотя я знаю многих людей, которые автоматически при использовании ди-бокса на записи добавляют низа, сколько возможно, я обычно поднимаю немного 100Гц (при необходимости), также делаю небольшой подъём примерно на 3-5кГц (опять же, когда это необходимо), чтобы ноты выделялись более четко. Иногда я добавляю немного высоких частот, чтобы слышать больше атаки пальца или медиатора.

Моя любимая сигнальная цепочка для записи баса с ди-боксом: преамп  Neve 1073 или 1081, далее — LA2A, с достаточной компрессией, чтобы игла индикатора оставалась на нуле, падая не более чем на 2-3 дБ.

Попытка при записи сжать и выдавить каждую ноту с одинаковой громкостью может привести к тому, что в конечном итоге вы потеряете оригинальность звучания и динамику исполнения.

Примечание: Вы всегда можете добавить компрессии позже, во время микширования. Вы можете сделать «плоский» звук более полным, но отменить компрессию у вас не получится.

Я помню, как в аналоговые времена пытался  экспериментировать с записью баса, чтобы низ не насыщал ленту (избежать сатурации). Однажды я даже пробовал прибрать низ и задрать верх при записи, а затем обратить вспять этот процесс при воспроизведении (вдохновленный устройствами Dolby).

Для этого эксперимента я использовал эквалайзер API, подрезав  100 Гц и повысив 10 кГц в сигнале, идущем на магнитофон, а другой API EQ, с противоположными параметрами, соединил с выходом магнитофона. Конечно, я также записал прямой, без коррекции, сигнал баса на соседнюю дорожку, без участия эквалайзера. Трек с эквалайзером был «круглее» внизу, а вот трек, записанный прямо, был «толще» в нижней середине, что лучше работало в миксе.

Теперь, когда весь мир стал цифровым, сатурация ленты не является проблемой (поэтому я рекомендую просто писать прямо, не играя в игры с эквалайзерами). О, да — если вы слышите странный случайный шум на басе, который не можете отследить, посмотрите, не использует ли кто копировальную машину где-нибудь в студии. Однажды я провел час, выслеживая шум, прежде чем заметил, что он появляется, когда кто-то в офисе делает копию.

Ставим микрофон (ы)

Проблема с размещением микрофона прямо перед динамиком басового усилителя состоит в том, что, хотя вы получаете некоторый низ из-за «эффекта приближения», реальному низу баса требуется просторное помещение, чтобы  «развернуться».

Если ваш микрофон расположен достаточно далеко для низких звуковых волн, вам может потребоваться небольшая задержка. То, что я предпочитаю — воткнуть один микрофон близко к кабинету, а еще один в нескольких метрах для реального низа. Иногда я использую только дальний микрофон. В любом случае очень важно убедиться, что на микрофонный трек, который прибывает раньше, назначен выравнивающий дилей.

Я как-то записывал знаменитый джаз-фьюжн коллектив, и мы только что закончили запись всех основных треков (так что барабанные, и другие микрофоны были всё еще в студии). Микрофон для басового кабинета у меня только один — Neumann U 47 на расстоянии, и более ранний сигнал баса снимался директ-боксом (я намеревался объединить их при микшировании).

У басиста фьюжн-команды было запланировано интервью и фотосессия, поэтому мы поместили несколько микрофонов возле басового кабинета. Фотограф был доволен и щёлкал басиста, позировавшего у своего аппарата … не понимая, что единственным микрофоном, который на самом деле использовался, был одинокий U 47 вдалеке.

В заключение, пару слов про великих басистов, которых я записывал.

marcusМаркус Миллер. Что я могу про него сказать? Маркус удивительный человек, и мы развили такие близкие отношения, что он мог прекратить играть, посмотреть на меня, а затем сыграть одну ноту. Потому что я всегда пристально следил за тем, какая нота будет «пробивной» в какой-либо фразе (конечно, иногда он играл мне фразу заранее, чтобы показать мне эту ноту).

Однажды он записывал басовое соло через усилитель Marshall. В середине фразы усилитель сгорел (в сопровождении светового шоу). Через полчаса или чуть позже, когда усилитель был восстановлен (пока мы сделали перерыв), я откатываюсь назад, на начало фразы, воспроизвожу, и включаю запись врезкой в тот момент, когда усилитель сгорел. Маркус сыграл так ровно, словно это был один дубль, без 30-минутного перерыва в середине соло.

Кстати, люди часто спрашивают меня, какой хорус использовался на некоторых фразах в композиции «Mr. Pastorius» с альбома Майлза Дэвиса «Amandla». Никакого хоруса, это Маркус сыграл дабл-трек своей партии так ровно, что люди думают, что это просто эффект на одном треке.

bootsieБутси Коллинз. Когда я записывал Бутси, он играл на басу с тремя выходами. Каждый выходной сигнал приходил в свою цепь эффектов, и я поставил свой Mutron III вместо его,  давно умершего Mutron,а.  Хотя мне сказали, что обычно люди сразу микшируют три сигнала в один басовый трек (и его продюсер предложил мне сделать то же самое), у меня было достаточно треков, чтобы записать каждый выход на отдельную дорожку.

Когда я микшировал, то получал общий звук, автоматизируя баланс между всеми тремя выходами, от детали к детали. Звук был отличным, я сумел подчеркнуть различные аспекты каждого выхода, а также различные комбинация звуков. (Бутси играет очень фанково, а также отбивает ногой такт, когда играет).

Брюс А. Миллер

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение