Аналоговые мультикоры analog snake Full view

Аналоговые мультикоры

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Еще в 1996 году я предсказывал, что старые добрые аналоговые мультикоры исчезнут, так как вскоре будут заменены на их цифровые варианты. Но произошло что-то странное… мир не очень изменился. Как производитель и одновременно дистрибьютор на канадском рынке мультикоров, мы продаем сегодня больше аналоговых мультикоров, чем когда-либо прежде. Имея это в виду, давайте взглянем на аналоговые мультикоры и их применение.

Есть два основных формата: традиционные напольные коробки и рэковые мультикоры.

Напольные сценические коробки дешевле, как правило — имеют меньше возможностей, и может быть, не такие «секси». Они дешевле, потому что часто не используют дорогостоящие мульти-пиновые разъемы, подключая кабель напрямую к микшерной консоли. Обычно коробки вместе с кабелями хранятся в больших кейсах.

ClearPathРэковые мультикоры обычно имеют сплиттер на два направления, хранятся и перевозятся в различных кофрах с кабелями. Они, как правило, оснащены мульти-пиновыми разъемами и имеют больше «концертно-ориентированных» опций. Система разъемов находится в вертикальном положении в рэковой стойке, чтобы было легче при монтаже, и проще разбираться с этим спагетти в случае необходимости.

Большинство концертных мультикорных систем могут иметь мультикорный кабель длиной 75-100 метров для соединения с FOH-консолью, и 15-метровый мультикорный кабель для мониторной консоли. Разделение сигнала происходит либо при помощи простого «Y» соединения, либо через изолирующий трансформатор. Переключатель «обрыва земли» (ground lift) обычно расположен на мониторном выходе.

Некоторые мультикоры имеют выходные XLR-разъемы на панели, другие используют мультипиновый разъем, что позволяет проложить саб-снейк с XLR-разъемами к нужному месту, например, к амп-рэку. Размер и длина мультикора зависят от ситуации, и они могут быть расширены по индивидуальным потребностям.

Типы кабелей

Большинство мультикоров используют сбалансированный провод (витая пара), тот же тип кабеля, который телефонные компании использовали более 100 лет для передачи телефонных звонков через тысячи миль. Витая пара весьма невосприимчива к электромагнитным полям и хорошо подходит для сравнительно небольших расстояний в про-аудио.

Обычно каждая витая пара имеет свой экран (и общий дренажный провод) для снижения шума от РЧ-загрязнения. Лучшие мультикорные системы оснащены цепями РЧ-фильтрации для большего снижения шума, излучаемого от световых диммеров, трансформаторов, и электрических систем.

Компромиссом в случае кабелей являются размер и производительность. В ранние дни люди использовали в концертно-гастрольной деятельности кабель Mogami — очень гибкий кабель для записи. Идея была в том, чтобы получить более низкую емкость кабеля для максимальных высокочастотных характеристик. Но этот кабель растаптывался в кратчайшие сроки, потому что он был слишком мягким.

Другая крайность, с которой мы столкнулись, когда делали мультикор для использования в Арктике (в буквальном смысле). Он был довольно тугой, даже когда тепло, но все же оставался до некоторой степени гибким при минусовых температурах, и как вы догадываетесь, этот тип кабеля очень трудно развернуть. Предпочтительно иметь хороший баланс между прочностью и гибкостью.

Сегодня многие туровые компании предпочитают использовать кабели с 48-ю, или даже большим количеством индивидуальных каналов под одной ПВХ-оболочкой.

0002135_0

Множество отдельных кабелей спрессованно «нагорячую» под одну оболочку, чтобы противостоять передавливанию. Кабель с внешним диаметром около 2,5 см, как правило, предпочтительнее, так как он достаточно прост в обращении, имея достаточно каналов.

Многие концертные компании используют отдельный мультикор для сигналов, выходящих с FOH-консоли (drive-snake), чтобы разделить высоко-уровневые линейные сигналы от сигналов микрофонного уровня, это помогает снизить перекрестные помехи.

Мультипиновые коннекторы

Наиболее популярными в Америке мультипиновыми коннекторами являются коннекторы систем Veam и Mass, в Европе – EDAC.

MASS XL-03
Мультипиновые разъемы VEAM, MASS и EDAC.

 

Первоначально разработанный компанией Cannon для нефтедобывающей промышленности, разъем Mass с резьбовым креплением имеется в 122-контактном (40 каналов) и 176-контактном (56 каналов) форматах в «гермафродитной» конфигурации, где половина пинов имеет «мужскую», а вторая половина – «женскую» ориентацию.

Преимуществом гермафродитной конструкции является то, что вы можете развернуть кабель в любую сторону. Недостатком является то, что пины сравнительно малы, и нужно быть осторожным при соединении, так как перекос может привести к повреждению.

Разработанный по заказу американской армии мультипиновый разъем с байонетным соединением варьируется от 37-пинового (12 каналов) до 201-пинового (66 каналов) разъемов. Для концертного мультикора наиболее часто применяется 150-пиновый (50 каналов) разъём, дизайн разработан был компанией Veam, и под этим названием предлагается несколькими компаниями.
Преимуществом Veam является то, что пины большего размера и легко заменяются. 201-контактный вариант предлагает больше каналов, но необходимо учитывать размер и вес кабеля.

Заказные модели мультикорных систем могут быть построены с помощью всех этих коннекторов. Соображения при выборе мульти-коннектора включают в себя совместимость со старыми мультикорами, возможность совместимости с другими звуковыми компаниями в вашем районе и личные предпочтения, основанные на опыте эксплуатации данного продукта.
Когда более 150 проводов ютятся в таких маленьких пространствах, ремонт разъёма и замена пинов занимают много времени. Профессиональная сборка, применение стяжек защитит чувствительные провода внутри разъема и уменьшит количество ремонта «в поле».

Мультикоры и сплиттеры

Большинство концертных мультикоров фактически – сплиттеры. Это значит, что сигнал от микрофона на сцене посылается и на FOH-консоль, и на мониторную консоль.

mains-strip

Часто имеется еще один дополнительный выход, который может использоваться, чтобы отправить сигнал на вещание, или в систему записи. Довольно много групп сегодня используют бэкинг-треки и компьютеры, так что мы видим, что сегодня 48 каналов – минимум, используемый в большинстве случаев.

Так как разъем XLR является «стандартом» для передачи сбалансированного профессионального аудио сигнала, то действительно хорошая идея — иметь в мультикорной системе панель или дополнительный «хвост» с XLR-выходами.

Вещательные компании хорошо знакомы с проблемами гула и шумов на большинстве площадок и поэтому, как правило, имеют трансформаторно-изолированные входные панели на своих ПТС. Что требует упомянуть здесь о трансформаторах.

Аудио трансформаторы позволяют передавать аудио, одновременно блокируя постоянное напряжение. Они также позволяют разъединить «землю» между консолями, тем самым устраняя земляные петли. Качественные трансформаторы стоят дорого, но они звучат гораздо лучше (меньше искажений, более линейные, меньше корёжат фазу), и это может спасти бесчисленное количество часов для поиска и устранения неисправностей, так как они устраняют шум.

Обычно непосредственно к микрофону подключается FOH-консоль, обеспечивая 48-вольтовое фантомное питание для конденсаторных микрофонов и ди-боксов, а для мониторной консоли используются изолированные входы. Чтобы сэкономить деньги, некоторые звуковые компании делает выбор в пользу Y-кабеля, в этом случае микрофоны подключены просто параллельно и к мониторной и к FOH-консолям. Эта схема может работать, но она подвержена шумам и наличию земляных петель.

Пассивный против активного

Трансформаторам для работы не требуется какое-либо напряжение. Они пассивны. Микрофонные трансформаторы (или сплиттеры) поставляются с одним, двумя или даже тремя изолированными выходами. Чем больше изолированных выходов у трансформатора, тем он дороже.

Иногда это приводит к тому, что компании используют активные сплиттеры, буферные схемы которых работают как предусилители (как в микшерной консоли), повышая уровень микрофонного сигнала. Когда работает активный сплиттер, предусилитель, по сути, перемещается из консоли в мультикорную систему. Это также относится к цифровым мультикорам. Другими словами — звук вашей дорогой консоли будет изменен дешевой микросхемой.

Трансформаторы и активные буферы очень по-разному реагируют на перегрузку. Перегрузка активной схемы вызывает очень жестко звучащий клип. Когда перегружается трансформатор, он вызывает насыщение сигнала (сатурацию). Хорошие трансформаторы, такие как делает Jensen, при перегрузке постепенно «округляют» звук, делая его «теплее».

Точка раздора при использовании цифрового мультикора — «кто контролирует гейн». Например, при контроле уровней для персональных мониторов, если FOH-инженер увеличил уровень без предупреждения, это может привести к серьезным повреждениям слуха артиста на сцене. (И иногда – потере работы у мониторного инженера.)

С пассивным мультикором каждый микшерный пульт напрямую соединяется с выходом микрофона. Многие системные инженеры предпочитают пассивный мультикор, потому что это позволяет каждому инженеру установить микрофонный уровень, исходя из своих потребностей.

И хотя нельзя отрицать привлекательность развертывания единичного тонкого оптического кабеля в сравнении и большим и толстым аналоговым мультикором, в мультикоре обычно выходит из строя один-два канала, а выход из дела оптики вызывает катастрофическую проблему полного отказа системы.

Аналоговый мультикор можно отремонтировать на месте, при помощи паяльника, в то время как цифровые альтернативы требуют возить с собой «группу поддержки» — иметь резерв и избыточность, и чаще всего неисправности требуют возврата на завод-изготовитель. Для многих возможность обслуживания на месте эксплуатации является главным приоритетом.

Важно отметить, что большинство сигналов путешествуют от сцены на микрофонном уровне, включая выходы из многих ди-боксов, которые посылают сигнал из баса, акустики и клавишных на главную систему. Обеспечение одинаковых уровней сигнала важно в случае «сбоя канала», это просто вопрос замены неисправного канала на резервный. Эта стандартная практика позволяет легко и быстро решать вопросы, особенно когда 20 000 зрителей ждут, чтобы их развлекали.

Модульные конструкции против плоских коробок

SBL74На протяжении десятилетий производители мультикорных систем делали их в виде плоских сценических коробок, на передней панели которых находились все XLR-разъемы с парой мультипиновых разъёмов ниже. Это самый экономичный способ изготовления мультикора.

В последнее время наблюдается сдвиг в сторону модульных конструкций, которые позволяют пользователю перенастроить мультикорную систему и адаптировать её для будущих потребностей. Преимущества модульной конструкции: возможность добавить дополнительные опции, такие как саб-снейки, перекрестная коммутация, или дополнительные выходы для вещания и записи.

Возможность быстро заменить входную ячейку в полевых условиях является дополнительным преимуществом. Обратная сторона медали – более высокая стоимость, связанная с производством рамы и отдельных входных и выходных ячеек.
99 процентов всех проблем с коммутацией на гастролях и в турах, как правило, происходит из-за «холодных» паек, неверных подключений, и из-за плохих кабелей. Вибрации в грузовом транспорте особенно сильно на влияют на оборудование. И это самый страшный монстр для всех мультикорных систем. Если ваша система соединения начинает работать неудачно, в лучшем случае вы опоздаете на ужин или, что хуже — можете потерять эту работу.

Мультикор – как кровеносная система, несущая жизнь по всему организму, и подходить к ней нужно серьезно.

Питер Янис, президент Radial Engineering.

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение