Акустика помещения и аудиосистема acoust_sound Full view

Акустика помещения и аудиосистема

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Вэнс Бришерс напоминает, что акустические характеристики любого помещения определяются его архитектурой.

Понятие архитектуры в нашем случае состоит из размеров помещения, формы помещения и материалов отделки. То есть – размеры, форма и отделка помещения определяют его акустические свойства.

Первый фактор, влияющий на акустику – размер помещения. Как правило, он зависит от количества мест в помещении и расположении этих мест. Соотношение сторон (высота потолка, ширина и длина помещения) – также критический фактор в акустической функциональности. Желательно, чтобы эти факторы были тщательно учтены в самом начале процесса планирования, чтобы свести к минимуму потенциальные акустические проблемы.

Второй фактор, влияющий на акустику – форма помещения. Часто встречаются помещения веерообразной формы, с изогнутой задней стеной и радиальным расположением сидений. Подобный дизайн в целом создает достаточно много проблем, когда дело доходит до фокусирования звука.

При проектировании форма помещения в плане не должна содержать вогнутых или фокусирующих поверхностей, параллельных стен и пола-потолка, а также очень больших ровных поверхностей. Форма помещения должна способствовать отражению звука в области, которые не будут создавать акустические проблемы.

Желательное поведение звука в помещении, относительно его формы, — направить энергию ранних отражений на слушательские места, и ограничить поздние отражения, воспринимаемые как эхо.
Акустика помещения влияет на то, как быстро или поздно отражения достигают слушателей, после появления прямого звука. Чем больше помещение, тем большее расстояние звуку нужно пройти, чтобы быть отраженным, и тем позже отражения достигнут слушателей. Чем позднее отражения достигают слушателя, тем больше он воспринимается как эхо, и тем больше проблем с разборчивостью.

Третий элемент, определяющий акустику помещения – отделка поверхностей. Поверхность может отражать звук, поглощать звук и отражать его в разных направлениях (диффузия звука), все эти факторы влияют на акустику. Так как мы заинтересованы в энергии ранних отражений, то желательно, чтобы ближние от слушателей поверхности были твердыми и отражали звук, а дальние – мягкими и поглощали звук. Это прямо противоположно тому, что наблюдается в большинстве помещений.

В типичном дизайне мы часто видим, что поглощающие материалы, например – ковровое покрытие и мягкие сиденья, расположены в непосредственной близости от слушателей, а поверхности, находящиеся далеко от слушателей (потолок и стены) имеют твердую, отражающую поверхность. Это создает среду, в которой имеется очень мало энергии ранних отражений и чрезмерное количество поздних.

Идеально, чтобы поверхности, ближние к слушателям были твердыми, отражающими, например, жесткий пол, а поверхности дальше – поглощающими. Это создаст более сбалансированную акустику помещения.
Когда звук отражается в помещении, он воспринимается либо как реверберация (диффузный звук, не имеющий направления), либо как дискретное отражение. Уровень реверберации и время затухания являются одним из факторов при определении акустики помещения. А также – уровень и время прибытия отражений. Все эти параметры определяют размеры, форма и отделка помещения.

Из всей этой информации очевидно, что архитектура помещения определяет его акустику. Вы не можете решить проблемы акустики без решения архитектурных проблем.

AcousticDimensions_designmeeting_altДругая важная часть решения головоломки по достижению качественного звука в церкви: как звуковая система взаимодействует с акустикой помещения. Вроде бы, это два различных вопроса, но они непосредственно взаимосвязаны и влияют друг на друга. В идеале, вопросы акустики и вопросы дизайна звуковой системы должны решаться одновременно, и должны тщательно координироваться. Такой подход сведет к минимуму количество и тяжесть непредвиденных проблем.

Существует несколько способов проектирования звуковой системы. Одни могут быть лучше, чем другие, но выбранный способ должен быть согласован с дизайном помещения.

Современные методы, например — многоканальное фронтальное звукоусиление (левый-центр-правый, или LCR), могут обеспечивать довольно высокое качество звука. Обращаем внимание, что эти системы могут быть достаточно непростыми в расчете и настройке, но в работе достаточно просты и могут обеспечить потрясающий результат.

Суть заключается в том, что дизайн звуковой системы не менее важен, чем акустика помещения. Они влияют друг на друга, и часто довольно негативно. Даже самая лучшая в мире акустическая система будет отвратительно звучать в помещении с плохой акустикой.

coda_f

____________________________________________________

Вэнс Бришерс

Cистемный дизайнер, глава калифорнийского отделения Acoustic Dimensions.

____________________________________________________


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение