Акустические гитары Godin. Часть 1 index1 Full view

Акустические гитары Godin. Часть 1

 

Godin Guitars – один из самых крупных производителей гитар в Северной Америке, и пожалуй единственный, кто держит массовое производство на собственных мощностях в Америке, не прибегая к размещению производства на чужих азиатских фабриках.

Компания имеет богатую, более чем 40-летнюю историю, и огромную популярность не только у массового покупателя, но и среди мировых звёзд первой величины, таких как Джон Маклафлин, Стив Стивенс, Эл Ди Меола, Леонард Коэн, Билли Корган, Gipsy Kings, Los Lobos, Кирк Хэммет, Тони Йомми, Нил Шон, Алекс Сколник, Роджер Уотерс и многих других. Кроме того, Godin не обходят стороной и простых любителей гитары, производя помимо профессиональных гитар и широкий ассортимент гитар среднего, и совсем бюджетного ценового диапазона.

Если не брать во внимание дорогие профессиональные гитары, самые топовые из которых являются произведениями искусства, а чуть заостриться на инструментах, доступных бюджету массового потребителя, то о них можно сказать, что производитель полностью сосредотачивается на достижении максимального качества сборки и использованию материалов, отказавшись от внешнего лоска. Эти гитары выглядят скромно, без излишнего гламура и цыганщины, но звучат просто превосходно, и, что самое главное, прекрасно переносят любые, самые суровые климатические перепады.

Это объясняется тем, что Канада, где производятся эти гитары — северная страна, с достаточно суровым климатом, пусть не настолько суровым, как континентальная Сибирь, всё таки Америка более влажная, за счёт близости обоих океанов, но климатические перепады тут достаточно резкие, от суровой зимы, до жаркого лета.

robert_signing_giveaway2Все производственные процессы происходят на канадских и американских фабриках, расположенных в огромном лесном массиве по обе стороны границы между канадским Квебеком и американским Нью-Хемпширом. Основатель и хозяин компании, Роберт Годэн — мастер высочайшего класса, но при этом очень общительный и открытый человек, с удовольствием делится любой информацией, касательно гитарного производства. Он даже не пытается скрыть ни одного производственного секрета. Заядлый охотник и грибник, Роберт пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди своих студентов бостонского музыкального колледжа Беркли, где он читает курс лекций, охотно делясь своим богатым опытом с молодёжью.

Роберта неоднократно спрашивали, почему он до сих пор продолжает производить гитары в Америке, ведь в Китае рабочая сила гораздо дешевле, и можно сэкономить на производственных затратах. На что он всегда отвечал: «Экономия затрат не на столько важна, как окончательный готовый продукт. Китайцы могут поразить количеством, но пострадает качество. Можно произвести миллион гитар в месяц, но, поскольку гонка за количеством происходит в ущерб качеству, то либо вы потеряете репутацию хорошего производителя, либо покупатели просто вернут большую часть гитар назад, требуя назад свои деньги, и выигрыша не будет. Да, мы не можем позволить себе произвести миллион гитар по 100 долларов, но какой смысл, если половина из них будет непригодна для игры, мы заработаем ровно столько же, если произведём 175 тысяч качественных гитар в год. Пусть они будут продаваться вдвое или втрое дороже, но каждая из них будет верой и правдой служить покупателю и мы найдём ещё больше клиетнов, по рекомендациям тех, кто уже купил наши гитары».

Следует заметить, что Godin не занимаются пустым переводом сырья, даже обрезки, непригодные для изготовления гитар идут в дело. Если вы посетите офисы или фабрики Godin, то заметите много деревянных подставок для карандашей, держателей для инструмента, да или просто багетов под семейные фото у каждого сотрудника. Всё это обрезки, не попавшие в производство гитар. Ни одна щепка не пропадает даром.

На сегодняшний день Godin производят акустические гитары под марками Art&Lutherie, Norman, Seagull, Simon&Patrick, LaPatrie, а под марками Godin и Richmond – электрогитары. На первый взгляд кажется странным, почему у одной компании столько торговых марок, но если проследить за историей и модельным рядом, то всё станет вполне логичным.

Сегодня я немного расскажу об акустических брэндах и сериях Godin, чем отличается их модельный ряд, а в следующий раз об электрогитарах.

Роберт Годэн, как и большинство его сверстников, в юности увлекался музыкой Beatles и Ventures, и мечтал стать таким же музыкантом, как и его кумиры. Закончив колледж, он устроился работать в монреальский музыкальный магазин Harmony Lab, занимаясь там мелким ремонтом и предпродажной подготовкой гитар, где не только набрался огромного опыта как мастер, но и открыл для себя множество своих собственных ноу-хау. Роберт добился огромных успехов и навыков тюнинга, и в магазин начали съезжаться музыканты сначала из Квебека, а потом и со всей Канады. Люди приезжали даже из Торонто, а ведь это в пяти часах езды! Молва о юноше с золотыми руками, который может заставить гитару петь докатилась даже до соседнего США.

В 72м Роберт поехал поохотиться на лосей в местный лес. По дороге он встретил старика, который, узнав что Роберт – мастер, решил похвастаться гитарой, которую сделал сам дома на коленке. Роберт взялся довести гитару до ума, и когда вернулся с отремонтированной гитарой, старик рассказал, что владеет мастерской по производству оконных рам, и собирается закрывать бизнес и выходить на пенсию. Деревообрабатывающая мастерская, расположенная в районе богатом древесиной показалась Роберту отличным шансом осуществить свою давнюю мечту, открыть собственную гитарную фабрику, и он предпринял все усилия для того, чтобы выкупить разваливающуюся лесопилку. Инвесторов он так и не нашёл, но банки охотно дали бизнес-кредит молодому предпринимателю, и Роберт стал единоличным владельцем лесопилки.
Старика, владельца оконной фабрики, звали Норман, а его продукция носила имя Окна Нормана. Роберт оставил имя Norman для марки гитар, дабы избежать бюрократических налоговых проволочек перерегистрации, и под этим брэндом гитары производятся и по сей день.

На сегодняшний день Norman имеет 3 серии.

Protege

Norman protege B18Гитары этой серии производятся под артикулом B-18 Cedar, что намекает на материал, из которого изготавливаются верхние деки. Это кедровый массив (массивом среди гитаристов принято называть цельное, однослойное дерево.

Верхняя дека – самая главная звукообразующая деталь гитары. Для их изготовления отбирают самые прочные сорта хвойных деревьев, возраст которых может доходить до 600 лет. Суровые зимы Квебека закаляют хвойные леса, которыми покрыта территория этой канадской провинции. Чтобы выжить в таких условиях дерево должно быть очень сильным. Прежде, чем пустить готовые деки в производство, их подвергают испытанию давлением, и если дека, подвергнутая такому испытанию не лопнула, значит дерево имеет плотную однородную структуру, и обеспечит богатый гармониками звук с отличной динамикой.

Нижние деки и обечайки изготавливают из 3-слойного ламината канадской дикой вишни. Этот материал часто можно заметить у производителей акустических Hi-End колонок. Вишнёвый ламинат обладает отличными звукоформирующими качествами, и неприхотлив в быту. Поскольку гитары этой серии рассчитаны на массового покупателя, не всегда знакомого с тем, что массив дерева требует особого ухода и соблюдения строгих климатических условий, был выбран материал, способный пережить любые самые неблагоприятные условия. Многие производители используют в строительстве гитар ламинат красного дерева или палисандра, чтобы выдать их за более дорогие материалы, Godin решили отказаться от этого. Главное не внешняя имитация дорогих пород, а сбалансированный звук и надёжность. Палисандр и красное дерево применяют в более дорогих, профессиональных сериях, но не ламинат, а массив.

Грифы изготавливают из клёна, и не вклеивают в корпус, а привинчивают двумя саморезами сквозь верхний клец, как у гитар Taylor. В условиях массового производства это очень удачное решение, позволяющее избежать возникновение горба накладки грифа в районе вклейки, чем грешат большинство китайских производителей. Если вдруг гитара подверглась хранению в неподобающем климате, достаточно лишь слегка ослабить крепление грифа, и дать инструменту отлежаться в кейсе с поддержкой должного микроклимата. Больной быстро поправится и не обрастёт горбом, затрудняющим извлечение нот выше 12 лада.

В качестве костяшек и порожков для всех гитар Godin используется композитный материал Tusq канадской фирмы Graphtech, по своим звуковым качествам повторящий кость. Его так и называют искуственной костью.

Под артикулом B18 производятся дрэднауты. Цветовая палитра – натуральный, чёрный, бургунди и тобакко бёрст. Все гитары покрыты матовым лаком. Электроакустические модели оборудованы электроникой Fishman. Производятся модели и с вырезом, для доступа к высоким нотам, так называемым катавеем.

На сайте производителя в рамках серии Protege можно заметить модель B15, изготовленную полностью из ламината, но этих гитар производится немного, и распространяются они только на внутреннем канадском рынке. Хотя, совсем недавно Godin запустили в производство недорогую серию Excursion полностью из вишнёвого ламината. Эти гитары позиционируются компанией как неприхотливые крепкие походные гитары для вылазок на природу. Производится 3 модели в корпусах дрэднаут, фолк и гранд (уменьшенный корпус), под марками Seagull и Norman.

Encore

Norman encore b20 folkВнутренний артикул B20. По сути то же самое, что и предыдущая серия, отличаются еловым верхом вместо кедрового. Чтобы обеспечить больше визуальных отличий между сериями, вишню для корпусов этой серии, выбирают с более выраженными рисунками годичных колец, а головки грифа красят не в чёрный цвет, а в коричневый. Цветовая гамма не столь разнообразна, как у B18, только натуральные, не крашенные модели. Зато модельный ряд гораздо шире, представлены как дрэднауты, так фолк-гитары и мини-джамбо (гитара с широким кузовом гранд-джамбо и толщиной дрэднаута)

Также в рамках этой серии есть 2 люксовых дрэднаута покрытых глянцевым лаком, прозрачного натурального и чёрного цвета.

Гитары Encore звучат громче и ярче, чем Protege, с более широкой динамикой, но зато последние звучат глубже, и более сбалансированы тембрально, с небольшой естественной компрессией.

Studio

norman studio-b50Это уже профессиональные гитары для серьёзных музыкантов, с использованием массива не только для верхних дек, но и для всего корпуса, а так же, гондурасского красного дерева для грифов. Здесь представлены три серии дрэднаутов, и одна фолк-модель, которую я позиционировал бы как фингерстайл.

ST40 — массив красного дерева с кедровой верхней декой, покрываются как матовым, так и глянцевым лаком.

ST40 Folk
Шикарный выбор для фингерстайлеров.
Годэнэвские фолки отличаются от традиционных гранд-аудиториум гитар. По сути это испанская классика с вестерн грифом. У Studio 40 и гриф ближе к испанской классике. Он даже имеет головку с прорезями в винтажном стиле.

B50 — корпус из трёхслойного ламината волнистого огненного клёна с красивым полосатым рисунком волокон, кленовый гриф с накладкой из чёрного дерева, еловая верхняя дека, шикарные колки типа Waverly Butterbean с позолоченным покрытием. Покрыта глянцевым лаком.

ST68
Топовая модель во всей линейке Norman
Массив палисандра с верхней декой из ели, накладка и бридж из чёрного дерева, люксовые колки с перламутровыми бутонами. Эта модель ни чем не уступает самым топовым Seagull и Simon & Patrick, и дешевле только из за более скромной отделки, без инкрустаций и мозаичных окантовок, выполняемых на более дорогих моделях вручную.

Часть 2.

Сергей Иванов

Обсуждение