5 шагов к эффектному шоу touchthelight Full view

5 шагов к эффектному шоу

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Хотя эти советы могут показаться очень простыми, однако применение их на практике потребует серьезной работы и самоотдачи, но, в итоге, все воздастся сторицей. Как художника по свету и дизайнера, меня часто спрашивают, какие шаги можно предпринять, чтобы улучшить освещение того или иного зала. Чаще всего от меня ожидают услышать о самых свежих новинках в оборудовании, которые стоит приобрести, однако я считаю, что сначала надо изучить и понять основы.

1. Сформируйте понимание целей и задач освещения

Существует четыре первоочередные задачи художественного освещения. Это видимость, избирательная видимость, настроение и моделирование.

Видимость – это первичная задача освещения, потому что, если объект не освещен и находится в темноте, публика его просто не видит.

Вторая задача напрямую связана с первой. Избирательная видимость – это использование освещения для привлечения внимания к определенному участку сцены, на котором вы бы хотели сконцентрировать внимание публики, одновременно ослабив внимание зрителей к остальному пространству.

Следующая задача – настроение. Создание настроения через освещение может достигаться разными средствами, в том числе: интенсивностью, цветом, углом освещения или их комбинацией.

Последней задачей освещения является моделирование. В сущности, это означает сделать освещаемый объект более рельефным по отношению к фону, более визуально интересным, или, проще говоря, красивым и привлекательным. Для этого тоже пользуются изменением интенсивности и углов освещения, цветом, как по отдельности, так и в сочетании.

Далее, надо осознать, что освещение – это связь, коммуникация, и правильное освещение усиливает связь (между артистом и зрителем). В этом смысле мы общаемся, подавая аудитории визуальные знаки, аллюзии. К примеру, когда мы делаем освещение сцены и зала ярким, мы сообщаем публике, что хотим, чтобы она была вовлечена в действие, принимала участие в шоу. Когда мы затемняем зал и высвечиваем лишь определенный участок сцены, то, тем самым просим зрителей притихнуть, и сосредоточится на том, что мы освещаем. Если мы освещаем сцену красными цветами, то создаем ощущение возбуждения и напряжения, но если освещение становиться небесно- голубым, то публика расслабляется, погружаясь в умиротворенное состояние. Таким образом, через освещение мы вполне ясно доносим до зрителей образы, и даже команды. Однако наибольший эффект достигается, когда общение через свет логично и концептуально соотносится с тем, что происходит на сцене.

Интенсивность, углы и цвет освещения сами по себе не создают эмоций, в отличии от визуальных знаков, создаваемых освещением в целом, погружающих публику в определенное окружение, атмосферу, и помогающих значительно усилить взаимодействие артиста и зрителя в контексте того эмоционального содержания, которое имеет шоу на сцене.

2. Планируйте вперед

Я сталкиваюсь с тем, что многие залы и клубы уделяют недостаточно внимания освещению в контексте возможного спектра будущих мероприятий. В одних случаях они начинают готовиться к шоу слишком поздно, и на то, чтобы грамотно спланировать освещение не остается времени, в других случаях они вообще пускают все на самотек. В обоих вариантах эффективность и эффектность получаются далекими от того, что могло быть при заблаговременном планировании.

Световой дизайн не должен быть избыточно сложным. Начните с составления пошаговых листов. Перечислите все цвета, которые хотели бы использовать во время концерта (или другого вида шоу), все части сцены, которые должны быть освещены в каждый конкретный момент действия и продолжайте последовательно развивать план. Когда на бумаге все будет готово, начинайте воплощать план, используя свое осветительное оснащение. Сделав план на бумаге, вы будете иметь понимание того, сколько времени понадобится для подвешивания, размещения, фокусировки и программирования осветительного оборудования.

Очевидно, что если понадобится большое количество дополнительных осветительных приборов, это потребует значительно больше времени, труда и персонала, чем в случае, когда никакого дополнительного оборудования не надо. Если шоу состоит из нескольких простых эпизодов, то программирование будет быстрым, в то время как для длинного и многообразного шоу потребуется сложное программирование, занимающее много времени.

3. Знайте возможности вашего оборудования

Я даже затрудняюсь сказать, как много раз меня приглашали для проектирования нового комплекса осветительного оборудования в те залы, где я обнаруживал, что уже существующие осветительные приборы прекрасно справились бы с задачами, если бы персонал в совершенстве знал, как ими правильно пользоваться. Тут и говорить не о чем – чтобы добиться успеха на ниве сценического освещения, вы обязаны знать, как обращаться с приборами, которыми вы пользуетесь.

Практически везде вы встретите три основных вида привычных всем осветительных приборов, это «пушки», ПАР-ы и прожекторы с линзой Френеля. Каждый из этих приборов обладает своими особенными характеристиками и возможностями, которые определяют наилучшее их использование в тех или иных ситуациях. ПАР-ы и прожекторы с линзой Френеля хороши для освещения больших площадей, а «пушки» идеальны для «прицельного» света.

Дополнением могут быть вращающиеся «головы», LED приборы и колорченджеры, добавляющие самые разные возможности всему набору осветительного оборудования. Не жалейте времени для изучения всех функций приборов и приемов управления ими.

И, конечно, не забудьте про световую консоль. Хоть она и не является источником света, но это мозг всего светотехнического комплекса. Чем лучше вы будете знать, как работает ваша консоль, тем более сложные световые композиции вы сможете создавать.
Чем лучше вы знаете свое оборудование, тем лучше вы вооружены, для того чтобы получить максимальный эффект от вашего инструментария.

4. Уделяйте время экспериментам и художественному росту

Освещение — это технические навыки, и чем дольше вы этим занимаетесь, тем больше вы понимаете. Но, сценическое освещение еще и искусство. Направив свет на лист бумаги, вы можете выразить в простых цифрах все технические характеристики, а вот художественную составляющую освещения можно оценить лишь, когда все оборудование установлено, приборы подвешены, и вы можете всем этим управлять. Именно поэтому не экономьте время на экспериментах, используя новые приемы и повышая свой художественный уровень.

Пробуйте различные возможности ваших осветительных приборов, изучайте, как на практике они влияют на луч света и его качество. Пробуйте разные варианты, места и углы подвески приборов, и оценивайте, какой получается свет и какие тени, ведь тени, порой, не менее интересны, с художественной точки зрения, чем свет сам по себе.

Пробуйте разные материалы, ткани, пластики, дерево, освещайте их и находите интересные решения. Экспериментируйте с чистым цветом и комбинациями цветов. Помните, что цвет является одним из главных факторов, формирующих настроение и обеспечивающих привлекательность шоу.

Какой бы сложный и интересный дизайн вы ни изобразили на бумаге, конечный результат не будет полностью понятен и осязаем до тех пор, пока вы не подвесите осветительные приборы и не включите их.

5. Учитесь на своих ошибках

Когда все приборы установлены и подвешены, осветите сцену и критически осмотрите все, в поисках проблемных участков. Если таковые найдутся, поразмышляйте, что вам следует предпринять, чтобы исправить положение. Тем самым вы «убьёте двух зайцев»: устраните проблему, а также выясните, что было сделано не так, и уже в следующий раз
избежите повтора еще до подвески приборов, на стадии разработки плана на бумаге, тем самым сэкономив время и силы.

Вы не поверите, как много людей знают, что у них имеются «косяки», но понятия не имеют, в чем суть проблемы, и как её решить.

И, напоследок. Какие бы шоу вы не делали, в ходе живого выступления всегда могут случиться моменты, когда какая-то часть вашей работы не будет выглядеть так, как задумано. Не отмахивайтесь от этого и не откладывайте в долгий ящик. Внесите необходимые изменения и исправьте ошибку. Старайтесь изо всех сил и вам воздастся.

Грег Персинжер, перевод Михаила Остапенко.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение