12 ключевых вопросов для оценки вашего микса 12 ключевых вопросов Full view

12 ключевых вопросов для оценки вашего микса

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

 

Крис Хафф советует красть некоторые приемы и идеи из студийного мира, чтобы улучшить ваш живой микс.

Да, украсть можно. Подождите — позвольте мне объяснить это. Можно украсть идеи у студийных инженеров.

Да, живой звук — это другой зверь, отличный от того, который живет в студии, но качество моей живой музыки резко выросло, когда я начал читать работы студийных инженеров  Роя Ицхаки, Бобби Овсински и Майка Сеньора.

В прошлом году я украл … э-э … нашел список вопросов, которые задают себе студийные люди, оценивая их миксы. Вопросы в основном были сосредоточены на эмоциях, энергии и ясности. Это отличный список, но не совсем подходящий для живого мира, поэтому я приступил к созданию собственного списка. Через несколько месяцев и множества изменений появился мой собственный список из 12 вопросов.

Ясность

1) Можно ли слышать всех музыкантов и певцов?

С закрытыми глазами попробуйте определить каждый музыкальный инструмент и вокал. Если в миксе что-то не слышно, спросите, почему. Определите, инструмент не слышен, потому что громкость слишком низкая или потому, что другой инструмент его слишком перекрывает. Хорошим примером будет басовый барабан и бас. Также электрогитара и синтезаторы могут звучать похоже.

2) Можно ли услышать и понять лидер-вокалиста?

На типичном концерте люди подпевают за лидер-вокалом. При более тонком живом исполнении, в тихой аудитории, люди должны слушать ведущий вокал выше всего остального.

Обеспечьте ясность в настоящем. Распространенное заблуждение состоит в том, что мы думаем, что люди знают лирику наших любимых песен. В город приезжает известный музыкант (или группа на фестивале исполняет кавер), и наступает время рок-н-ролла в свободном мире! Вот тогда и оказывается, что мы не можем вспомнить ничего, кроме припева.

3) Понятно ли, какой инструмент ведет песню?

Будь то техно, кантри, поп, фолк, что угодно — один инструмент, как правило, явно лидирует. Это та вещь, под которой лежат все остальные инструменты.

Попытайтесь прослушать профессиональные записи каждой песни перед началом шоу, отметив ведущий инструмент и то, как EQ и эффекты для других инструментов создают для него пространство.

4) Отличается ли звучание инструментов?

У каждого инструмента и вокала должен быть отличный звук, при этом бэк-вокал является исключением. Частоты неизбежно пересекаются, но когда семь инструментов кажутся пятью, то надо поработать над ясностью каждого инструмента, ограничив их частотные характеристики.

Например, если барабанная установка, бас и две электрогитары заполняют нижний край диапазона, ясность в этой частотной зоне является проблемой. Попробуйте обрезать нижний край на гитарах, пока барабаны и бас не будут четко отделены от них.

5) Не задавлен ли вокал?

Компрессия — прекрасный инструмент, но, к сожалению, его порой используют чересчур. Слишком большая компрессия лишает голос жизни. Я хочу сказать, что большая компрессия лишает вокал дыхания, и вспоминаю недавний инцидент с вокалистом и его постоянной просьбой «больше меня в мониторе».

Уменьшение компрессии на задавленном вокале может помочь ему ожить. Также стремитесь к разделению частот (через EQ) между лидер-вокалистом и аналогичными частотно-ориентированными инструментами и другими вокалами, если он по-прежнему звучит сдавленно. Может быть, он не сдавлен, а похоронен среди других?

Энергия

6) Имеется ли в миксе ожидаемая энергия?

Это не столько критика, сколько напоминание о том, что живое микширование — это момент. Энергетический уровень группы влияет на энергию аудитории, и это передаётся через микс.

Выбор песен также влияет на энергию. Я вспоминаю концерт Джимми Баффета, в котором он исполнял в основном свои самые глубокие треки, которые для настоящих его фанатов должны быть великолепными. Но результат был другим. По реакции толпы было очевидно, что им нужны хиты. У нас нет возможности выбора песен для концерта, но мы можем сделать лучший микс для каждой песни в этом списке.

7) Меняется ли микс внутри песни?

Плохая аранжировка сильно затрудняет микширование. Песня может застрять между первым куплетом и финальным припевом, если в ней нет никаких изменений движения или аранжировки.

Если это так, попробуйте внести изменения в микс в припеве или в бридже. Например, что, если барабаны будут сдержаны во время куплетов, а затем освобождались во время припева? Цель в том, чтобы дать песне движение.

Хорошая аранжировка облегчает микширование. Инструмент выпадает во время бриджа, или в финальном куплете меняется гитарный патч — независимо от того, как изменяется аранжировка, это возможность изменить микс, чтобы придать ему динамику.

8) Помогает ли эффект звуку?

Прослушайте канал с эффектом. Выключите эффект и послушайте снова. Что звучит лучше? Не используйте эффекты, только потому что они доступны, используйте их с целью. Эффект может быть любым — от реверберации до гейта.

Творческая реверберация или гейтирование могут быть компонентами удивительного микса, но так же легко могут его разрушить. Компрессоры и гейты могут использоваться как эффекты, как средство управления громкостью/динамикой или для удаления шума, типа шипения усилителей. В последнем случаях я не тестирую разницу.

9) Заполняет ли микс всё звуковое пространство, когда это необходимо?

Фундаментальные частоты большинства инструментов и вокала находятся в среднем диапазоне. Тем не менее, у нас есть весь диапазон частот, с которым можно работать, от глубокого баса до разбивающего стекла сопрано. Используйте это пространство (опять же — когда это необходимо).

Далее — слушайте, как звучит микс на краях диапазона. Чуть больше шипения в тарелках или яркости в акустической гитаре могут придать миксу изюминку. Что касается заполнения среднего диапазона: чтобы достичь дополнительной ясности и разделения, найдите места, которые нужно вырезать, как упоминалось ранее.

Эмоции

10) Соответствует ли микс артисту?

Поп-группа не должна звучать как кантри-группа. Хотя микширование нескольких групп не является проблемой, если проводится что-то типа фестиваля, но неплохо послушать предварительно записи, чтобы лучше понять стиль каждой. Конечно, у многих групп часто имеется собственный звукоинженер, но это не всегда так.

Персональные предпочтения лучше ограничить домашней стереосистемой. Ненависть к электрогитаре не повод убирать её из микса при работе на рок-концерте.

11) Бэк-вокалы хорошо сидят в миксе?

Аранжировка песни определяет, как их следует микшировать. Они могут сидеть за лидером, или они могут быть примерно на том же уровне громкости во время припева. Используйте их, чтобы поддержать ведущий вокал, чтобы придать песне энергию и эмоции.

По большей части, бэк-вокалы должны сформировать один голос. Вокалисты с четко выраженными частотными характеристиками микшируются друг с другом, смягчая эти частоты и создавая лучшее монолитное общее звучание.

12) Позволяете ли другому звукоинженеру критиковать ваш микс?

Это вопрос не доверия к нему, а о вашей готовности учиться. В основном все эмоции — ваши собственные. Будьте открыты новым идеям и конструктивной критике. Я прочел десятки книг по микшированию, перелопатил статьи, веб-сайты и учебные сессии, но лучшие уроки появились после того, как звукоинженер спросил меня: «Вы не возражаете, если я дам вам несколько советов по микшированию?»

Поэтому в следующий раз задайте другим эти 12 вопросов относительно вашего микса. Это не займет много времени, это не сложно, и будущей аудитории и артистам будет полезно. У нас нет большого времени для анализа наших миксов, как у студийных инженеров, но мы несем свою ответственность за создание лучших живых миксов.

Крис Хафф

Оригинал материала.


  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Обсуждение